Обжалование решения об административном надзоре
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения об административном надзоре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 N 16-6817/2023 (УИД 19MS0017-01-2022-004437-35)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 N 16-6813/2023 (УИД 19MS0017-01-2022-004422-80)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения своей жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы заявителя о том, он не был уведомлен о дате рассмотрения своей жалобы на решение суда об установлении административного надзора, ввиду чего не знал о вступлении решения в законную силу, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. Т. был предупрежден о порядке отбывания административного надзора и последствиях неисполнения данного порядка (л.д. 13-14).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Так, основанием для вынесения оправдательного приговора в отношении Г., который обвинялся в неприбытии в период с 19 по 24 ноября 2021 г. без уважительных причин к избранному им месту жительства, послужил тот факт, что решение суда об установлении административного надзора от 15.11.2021 вступило в законную силу только 30.11.2021, т.е. после инкриминируемых Г. действий по уклонению от административного надзора <22>. В Республике Саха (Якутия) аналогичное упущение, связанное с тем, что предписание было выдано в период обжалования решения суда об установлении административного надзора, также привело к вынесению оправдательного приговора <23>.
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Так, основанием для вынесения оправдательного приговора в отношении Г., который обвинялся в неприбытии в период с 19 по 24 ноября 2021 г. без уважительных причин к избранному им месту жительства, послужил тот факт, что решение суда об установлении административного надзора от 15.11.2021 вступило в законную силу только 30.11.2021, т.е. после инкриминируемых Г. действий по уклонению от административного надзора <22>. В Республике Саха (Якутия) аналогичное упущение, связанное с тем, что предписание было выдано в период обжалования решения суда об установлении административного надзора, также привело к вынесению оправдательного приговора <23>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел, поднадзорного лица по административным делам об административном надзоре (части 4, 5 статьи 272 КАС РФ);
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел, поднадзорного лица по административным делам об административном надзоре (части 4, 5 статьи 272 КАС РФ);
Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1540
(ред. от 28.07.2023)
"Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"12. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются административными регламентами осуществления регионального государственного надзора, разрабатываемыми и принимаемыми в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 28.07.2023)
"Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"12. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются административными регламентами осуществления регионального государственного надзора, разрабатываемыми и принимаемыми в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья: Понятие и ключевые элементы структуры судебного административного процесса, осуществляемого в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)- ст. 227 КАС РФ (решение суда общей юрисдикции по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями);
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)- ст. 227 КАС РФ (решение суда общей юрисдикции по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями);
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Мнение об отнесении внутриведомственных нормативных документов к нормативным правовым актам, затрагивающим права человека, высказывается и в юридической литературе. Так, Р.У. Рамазанов считает, что "ряд локальных актов, принимаемых в министерствах и ведомствах, обладают признаками нормативно-правовых актов", приводя в пример приказы "О единых комиссиях по размещению заказов" и "О конкурсах на замещение вакантных должностей", "так как они затрагивают права всех потенциальных участников торгов, а также лиц, претендующих на замещение вакантной должности" <15>. М.В. Никифоров пишет, что нормативные правовые акты государственных органов, изданные во исполнение Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <16>, одновременно имеют характер локальных нормативных актов представителя нанимателя. Причем если эти акты обязательны для всех гражданских служащих органа (или отдельной совокупности гражданских служащих), то они являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина, и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию <17>. А.А. Сергеев высказывает противоположную точку зрения, полагая, что не должны допускаться даже единичные случаи утраты определенности в том, к какому именно из двух указанных видов источников российского права относится тот или иной документ (к нормативному правовому акту или локальному нормативному акту). Главным различием между ними А.А. Сергеев считает издание локальных нормативных актов не от лица государства или муниципального образования; кроме того, локальный нормативный акт обязателен лишь для лиц, связанных с деятельностью издавшей его организации (ее работники, учредители, контрагенты в гражданских правоотношениях и т.д.) <18>. По мнению А.А. Папуши, ключевое значение при решении вопроса, является ли акт локальным нормативным актом или нормативным правовым актом, имеют его действие по кругу лиц и в пространстве, а также характер регулируемых данным актом правоотношений - локальные нормативные акты ограничены рамками организации, компетентным органом которой он принят, что влечет его обязательность только для строго определенного круга лиц <19>. Поддерживающий А.А. Папушу Э.Ю. Ермаков полагает, что "локальный акт потому и именуется локальным, что направлен на конкретный, определенный круг лиц, другими словами, является решением ограниченной сферы действия", и что называть локальные акты нормативными не совсем корректно. Ведомственные локальные акты, считает Э.Ю. Ермаков, должны обжаловаться в порядке гл. 22, а не 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (т.е. в порядке оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти и др., а не в порядке оспаривания нормативных правовых актов) <20>. Свою позицию А.А. Папуша и Э.Ю. Ермаков подкрепляют ссылкой на Определение Иркутского областного суда от 25.04.2018 по делу N 3а-65/2018~М-30/2018, в котором суд указал, что оспариваемый административным истцом Приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 30.06.2017 N 12-спр "О внесении изменений в приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 13 октября 2016 г. N 48-спр "О порядке установления конкретного размера ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области" не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку распространяет свое действие на государственных гражданских служащих Иркутской области, осуществляющих свою служебную деятельность в названной Службе, круг которых определен штатным расписанием этого органа исполнительной власти, и передал дело по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения в порядке гл. 22 КАС РФ <21>. На примере этого определения и указанного выше решения Верховного суда Республики Хакасия видно, что высшие судебные звенья двух разных субъектов РФ придерживаются противоположных взглядов.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Мнение об отнесении внутриведомственных нормативных документов к нормативным правовым актам, затрагивающим права человека, высказывается и в юридической литературе. Так, Р.У. Рамазанов считает, что "ряд локальных актов, принимаемых в министерствах и ведомствах, обладают признаками нормативно-правовых актов", приводя в пример приказы "О единых комиссиях по размещению заказов" и "О конкурсах на замещение вакантных должностей", "так как они затрагивают права всех потенциальных участников торгов, а также лиц, претендующих на замещение вакантной должности" <15>. М.В. Никифоров пишет, что нормативные правовые акты государственных органов, изданные во исполнение Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <16>, одновременно имеют характер локальных нормативных актов представителя нанимателя. Причем если эти акты обязательны для всех гражданских служащих органа (или отдельной совокупности гражданских служащих), то они являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина, и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию <17>. А.А. Сергеев высказывает противоположную точку зрения, полагая, что не должны допускаться даже единичные случаи утраты определенности в том, к какому именно из двух указанных видов источников российского права относится тот или иной документ (к нормативному правовому акту или локальному нормативному акту). Главным различием между ними А.А. Сергеев считает издание локальных нормативных актов не от лица государства или муниципального образования; кроме того, локальный нормативный акт обязателен лишь для лиц, связанных с деятельностью издавшей его организации (ее работники, учредители, контрагенты в гражданских правоотношениях и т.д.) <18>. По мнению А.А. Папуши, ключевое значение при решении вопроса, является ли акт локальным нормативным актом или нормативным правовым актом, имеют его действие по кругу лиц и в пространстве, а также характер регулируемых данным актом правоотношений - локальные нормативные акты ограничены рамками организации, компетентным органом которой он принят, что влечет его обязательность только для строго определенного круга лиц <19>. Поддерживающий А.А. Папушу Э.Ю. Ермаков полагает, что "локальный акт потому и именуется локальным, что направлен на конкретный, определенный круг лиц, другими словами, является решением ограниченной сферы действия", и что называть локальные акты нормативными не совсем корректно. Ведомственные локальные акты, считает Э.Ю. Ермаков, должны обжаловаться в порядке гл. 22, а не 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (т.е. в порядке оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти и др., а не в порядке оспаривания нормативных правовых актов) <20>. Свою позицию А.А. Папуша и Э.Ю. Ермаков подкрепляют ссылкой на Определение Иркутского областного суда от 25.04.2018 по делу N 3а-65/2018~М-30/2018, в котором суд указал, что оспариваемый административным истцом Приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 30.06.2017 N 12-спр "О внесении изменений в приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 13 октября 2016 г. N 48-спр "О порядке установления конкретного размера ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области" не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку распространяет свое действие на государственных гражданских служащих Иркутской области, осуществляющих свою служебную деятельность в названной Службе, круг которых определен штатным расписанием этого органа исполнительной власти, и передал дело по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения в порядке гл. 22 КАС РФ <21>. На примере этого определения и указанного выше решения Верховного суда Республики Хакасия видно, что высшие судебные звенья двух разных субъектов РФ придерживаются противоположных взглядов.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) отношения по установлению административного надзора в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)4) отношения по установлению административного надзора в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Юридические вопросы организации контроля (надзора) решаются в нормативных правовых актах, тексты которых также должны быть размещены в Реестре. Положения этих актов регламентируют административные процедуры по видам мероприятий по контролю (надзору), устанавливают формы решений и порядок досудебного обжалования действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) и их должностных лиц. К сожалению, в разделах портала, посвященных административным процедурам, представлены общие положения Закона N 248-ФЗ, что говорит о формальном подходе к заполнению реестра <1>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Юридические вопросы организации контроля (надзора) решаются в нормативных правовых актах, тексты которых также должны быть размещены в Реестре. Положения этих актов регламентируют административные процедуры по видам мероприятий по контролю (надзору), устанавливают формы решений и порядок досудебного обжалования действий (бездействия) и решений органов контроля (надзора) и их должностных лиц. К сожалению, в разделах портала, посвященных административным процедурам, представлены общие положения Закона N 248-ФЗ, что говорит о формальном подходе к заполнению реестра <1>.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует учитывать, что Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации" предусматривает досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Следует учитывать, что Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации" предусматривает досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Указанные статьи Закона раскрывают предмет деятельности суда, рассматривающего заявление об установлении административного надзора: суд проверяет, относится ли административный ответчик к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, с учетом индивидуальной совокупности обстоятельств определяет, какие именно административные ограничения составят его содержание и каким должен быть его срок. Суд также решает вопрос о продлении административного надзора и его досрочном прекращении. Законодатель пришел к выводу о том, что решение перечисленных вопросов не может быть передано в компетенцию органов внутренних дел или иных административных органов, ибо административные ограничения, составляющие содержание надзора, затрагивают основополагающие права и свободы человека (например, запрет на выезд за пределы территории и др.), следовательно, в решении этих вопросов последующий судебный контроль (через обжалование поднадзорным лицом административного решения об установлении надзора) был бы недостаточным и не обеспечивал бы необходимый уровень гарантий прав личности. Суд обеспечивает индивидуализацию содержания и срока административного надзора исходя из задач, которые он призван решать.
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2016 г. N 05АП-1245/2016 указывается на несогласие коллегии с выводом суда первой инстанции о том, что местная администрация не является лицом, имеющим право на обжалование спорного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку копия акта проверки для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности направлена в орган государственного земельного надзора по результатам осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с ч. 5 ст. 72 Земельного кодекса РФ. Отказ в привлечении Общества к административной ответственности нарушает права контрольного органа как уполномоченного органа по обеспечению соблюдения требований земельного законодательства по использованию земель на территории города Владивостока. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2016 г. N Ф03-3019/2016 данное решение оставлено без изменения.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2016 г. N 05АП-1245/2016 указывается на несогласие коллегии с выводом суда первой инстанции о том, что местная администрация не является лицом, имеющим право на обжалование спорного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку копия акта проверки для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности направлена в орган государственного земельного надзора по результатам осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с ч. 5 ст. 72 Земельного кодекса РФ. Отказ в привлечении Общества к административной ответственности нарушает права контрольного органа как уполномоченного органа по обеспечению соблюдения требований земельного законодательства по использованию земель на территории города Владивостока. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2016 г. N Ф03-3019/2016 данное решение оставлено без изменения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" в разд. V регламентирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора в ходе проведения проверок. Юридическое лицо, ИП, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии, либо необходимо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" в разд. V регламентирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора в ходе проведения проверок. Юридическое лицо, ИП, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии, либо необходимо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора.
Статья: Мировое соглашение (соглашение о примирении) в публично-правовых делах
(Михайлова Е.В.)
("Закон", 2023, N 4)По большому счету, все дела публично-правового характера можно классифицировать на три группы: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов; 2) дела об оспаривании решений, действий и бездействия субъектов публичных полномочий; 3) дела о привлечении к административной ответственности.
(Михайлова Е.В.)
("Закон", 2023, N 4)По большому счету, все дела публично-правового характера можно классифицировать на три группы: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов; 2) дела об оспаривании решений, действий и бездействия субъектов публичных полномочий; 3) дела о привлечении к административной ответственности.
Статья: Восстановление гражданских прав в административном порядке
(Степин А.Б.)
("Современное право", 2021, N 11)Способы восстановления отличаются от способов защиты тем, что не требуют соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это необходимо, например, по требованиям о взыскании денег по договору, другой сделке или вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ); о неосновательном обогащении в натуре (ст. 1104 ГК РФ); при обращении потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному [6]; при защите интеллектуальных прав (п. 1 ч. 1 ст. 134, п. 2 ст. 1248 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ) [9] и др. Автономность способов восстановления гражданских прав в административном порядке связана с различными процедурами (контроля, надзора) и официально установленными порядками совершения действий по устранению нарушений оспариваемого права (налоговым, финансовым, таможенным и др.).
(Степин А.Б.)
("Современное право", 2021, N 11)Способы восстановления отличаются от способов защиты тем, что не требуют соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это необходимо, например, по требованиям о взыскании денег по договору, другой сделке или вследствие неосновательного обогащения (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ); о неосновательном обогащении в натуре (ст. 1104 ГК РФ); при обращении потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному [6]; при защите интеллектуальных прав (п. 1 ч. 1 ст. 134, п. 2 ст. 1248 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ) [9] и др. Автономность способов восстановления гражданских прав в административном порядке связана с различными процедурами (контроля, надзора) и официально установленными порядками совершения действий по устранению нарушений оспариваемого права (налоговым, финансовым, таможенным и др.).