Обжалование представления прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование представления прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 198 АПК РФ "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными"4.2.1. Течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного акта начинается со дня издания такого акта, а пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление прокурора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обжалование представления прокурора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обжалование представления прокурора
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Вопрос 19. Подлежит ли представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, оспариванию в порядке, определенном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Вопрос 19. Подлежит ли представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, оспариванию в порядке, определенном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ?
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В случае если частная жалоба (представление) поданы на определение, которым не оканчивается производство по административному делу (например, об отказе в передаче административного дела на рассмотрение в арбитражный суд), в суд апелляционной инстанции направляется не административное дело, а отдельно сформированный материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов. Представляется, что данное правило введено в целях процессуальной экономии, исключения невозможности дальнейшего движения дела в ходе пересмотра указанных выше определений и, как следствие, недопущения нарушения права участников процесса на судопроизводство в разумный срок.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В случае если частная жалоба (представление) поданы на определение, которым не оканчивается производство по административному делу (например, об отказе в передаче административного дела на рассмотрение в арбитражный суд), в суд апелляционной инстанции направляется не административное дело, а отдельно сформированный материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов. Представляется, что данное правило введено в целях процессуальной экономии, исключения невозможности дальнейшего движения дела в ходе пересмотра указанных выше определений и, как следствие, недопущения нарушения права участников процесса на судопроизводство в разумный срок.
Готовое решение: Какая ответственность установлена за неисполнение представления прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)3. Может ли лицо быть привлечено к ответственности за неисполнение представления прокурора в случае его обжалования
(КонсультантПлюс, 2025)3. Может ли лицо быть привлечено к ответственности за неисполнение представления прокурора в случае его обжалования
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Одним из критериев, которым ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определяются пределы прокурорского вмешательства, является недопустимость вторжения в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Мотив допущенного прокуратурой необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта часто становится основным при оспаривании в суде актов прокурорского реагирования <1>, и не всегда безосновательно <2>. Информативными в этом ракурсе становятся данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ, касающиеся оспаривания представлений прокурора и иных актов прокурорского реагирования в судах общей юрисдикции по первой инстанции (см. табл.) <3>.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Одним из критериев, которым ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определяются пределы прокурорского вмешательства, является недопустимость вторжения в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Мотив допущенного прокуратурой необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта часто становится основным при оспаривании в суде актов прокурорского реагирования <1>, и не всегда безосновательно <2>. Информативными в этом ракурсе становятся данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ, касающиеся оспаривания представлений прокурора и иных актов прокурорского реагирования в судах общей юрисдикции по первой инстанции (см. табл.) <3>.
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Анализ судебной практики свидетельствует, что должностные лица по-прежнему крайне плохо информированы о сущности института конфликта интересов. Например, судом отказано в оспаривании представления прокурора, в котором указано, что глава поселения не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное лицо - муниципальный служащий, который подготовил документы по заявлению дочери о предоставлении в собственность земельного участка; глава поселения знал о данном родстве <23>. Это актуализирует необходимость практико-ориентированного обучения, нацеленного конкретно на представителей нанимателя (работодателей), что позволит им избежать неблагоприятных последствий. Как показывает судебная практика, такие риски могут возникать в деятельности не только глав муниципальных образований, но и высших должностных лиц субъектов РФ. Например, в одном из регионов по иску прокурора признано незаконным бездействие губернатора, и он обязан привлечь руководителя службы ветеринарии к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; прокуратурой установлено, что в подведомственных службе ветеринарии двух учреждениях трудоустроены близкие родственники руководителя службы (жена, сын, две дочери) <24>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Анализ судебной практики свидетельствует, что должностные лица по-прежнему крайне плохо информированы о сущности института конфликта интересов. Например, судом отказано в оспаривании представления прокурора, в котором указано, что глава поселения не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное лицо - муниципальный служащий, который подготовил документы по заявлению дочери о предоставлении в собственность земельного участка; глава поселения знал о данном родстве <23>. Это актуализирует необходимость практико-ориентированного обучения, нацеленного конкретно на представителей нанимателя (работодателей), что позволит им избежать неблагоприятных последствий. Как показывает судебная практика, такие риски могут возникать в деятельности не только глав муниципальных образований, но и высших должностных лиц субъектов РФ. Например, в одном из регионов по иску прокурора признано незаконным бездействие губернатора, и он обязан привлечь руководителя службы ветеринарии к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; прокуратурой установлено, что в подведомственных службе ветеринарии двух учреждениях трудоустроены близкие родственники руководителя службы (жена, сын, две дочери) <24>.
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования: проблемы правоприменения в части определения наличия вмешательства прокуратуры в хозяйственную деятельность
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, ООО "АМГ окна" предъявило в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным представления заместителя северного транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя тем, что ему незаконно вменено нарушение обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии коррупции", однако на момент вынесения оспариваемого представления вина заявителя не была доказана, а также тем, что оспариваемым представлением прокурор вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность общества в нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем, выступавшим в качестве работодателя, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" своевременно не сообщено о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном случае заявитель, заключив 27 мая 2023 г. трудовой договор с бывшим государственным служащим, направил уведомление о трудоустройстве от 2 декабря 2022 г. после запроса прокуратуры о предоставлении информации. В связи с этим прокуратура правомерно на основании положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесла оспариваемое представление. Судом в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд указал, что требования прокурора о принятии конкретных мер, которые изложены в представлении, не нарушают права и законные интересы заявителя, не возлагают на него незаконную или излишнюю обязанность. В связи с этим отсутствует вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность общества (дело N А40-29124/23-166-101).
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Так, ООО "АМГ окна" предъявило в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным представления заместителя северного транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, мотивируя тем, что ему незаконно вменено нарушение обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О противодействии коррупции", однако на момент вынесения оспариваемого представления вина заявителя не была доказана, а также тем, что оспариваемым представлением прокурор вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность общества в нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В ходе рассмотрения дела установлено, что заявителем, выступавшим в качестве работодателя, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" своевременно не сообщено о заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации. В данном случае заявитель, заключив 27 мая 2023 г. трудовой договор с бывшим государственным служащим, направил уведомление о трудоустройстве от 2 декабря 2022 г. после запроса прокуратуры о предоставлении информации. В связи с этим прокуратура правомерно на основании положений п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" внесла оспариваемое представление. Судом в удовлетворении требований заявителя было отказано. При этом суд указал, что требования прокурора о принятии конкретных мер, которые изложены в представлении, не нарушают права и законные интересы заявителя, не возлагают на него незаконную или излишнюю обязанность. В связи с этим отсутствует вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность общества (дело N А40-29124/23-166-101).
Статья: Быстровозводимые постройки как (не)капитальные объекты
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Одним из наиболее заметных судебных споров, связанных с определением капитальности/некапитальности объекта, пожалуй, является дело об оспаривании представления прокурора о прекращении возведения и дальнейшей эксплуатации нового быстровозводимого некапитального терминала прилета в аэропорту Иркутска <8>. Спор в силу своего резонанса активно освещается в СМИ <9>. На момент подготовки настоящей статьи решение суда первой инстанции вынесено в пользу АО "Международный Аэропорт Иркутск", однако обжаловано в вышестоящую инстанцию транспортной прокуратурой.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Одним из наиболее заметных судебных споров, связанных с определением капитальности/некапитальности объекта, пожалуй, является дело об оспаривании представления прокурора о прекращении возведения и дальнейшей эксплуатации нового быстровозводимого некапитального терминала прилета в аэропорту Иркутска <8>. Спор в силу своего резонанса активно освещается в СМИ <9>. На момент подготовки настоящей статьи решение суда первой инстанции вынесено в пользу АО "Международный Аэропорт Иркутск", однако обжаловано в вышестоящую инстанцию транспортной прокуратурой.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 16, необходимо учитывать, что при отсутствии в апелляционных жалобе, представлении в нарушение положений п. 4 ч. 1 ст. 322 ГПК ссылки на основания, по которым лицо, подающее жалобу, или прокурор, приносящий представление, считают обжалуемое судебное постановление неправильным (ст. 330 ГПК), либо при отсутствии в апелляционных жалобе, представлении требований заявителя об отмене, изменении судебного постановления суда первой инстанции или иных требований, которые соответствуют полномочиям суда апелляционной инстанции (ст. 328 ГПК), апелляционные жалобу, представление следует оставить без движения.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 16, необходимо учитывать, что при отсутствии в апелляционных жалобе, представлении в нарушение положений п. 4 ч. 1 ст. 322 ГПК ссылки на основания, по которым лицо, подающее жалобу, или прокурор, приносящий представление, считают обжалуемое судебное постановление неправильным (ст. 330 ГПК), либо при отсутствии в апелляционных жалобе, представлении требований заявителя об отмене, изменении судебного постановления суда первой инстанции или иных требований, которые соответствуют полномочиям суда апелляционной инстанции (ст. 328 ГПК), апелляционные жалобу, представление следует оставить без движения.