Обжалование постановления росприроднадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование постановления росприроднадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к верному выводу о том, что заявление ООО... об оспаривании постановления... Росприроднадзора не подлежит рассмотрению в арбитражном суде..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к верному выводу о том, что заявление ООО... об оспаривании постановления... Росприроднадзора не подлежит рассмотрению в арбитражном суде..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 71 "Государственный земельный надзор" ЗК РФ"Судами, исходя из совокупности норм статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 5.1, 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, правомерно установлено, что оспариваемое предостережение выдано в пределах предоставленных административному органу полномочий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Установив, что предприятие обратилось в Росприроднадзор с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за НВОС 25.08.2021, суды пришли к выводу о том, что трехлетний срок подачи заявления им не пропущен, а также о несоответствии оспариваемого решения Росприроднадзора упомянутым нормам (Постановление АС СЗО от 17.01.2023 по делу N А56-2929/2022).
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Установив, что предприятие обратилось в Росприроднадзор с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за НВОС 25.08.2021, суды пришли к выводу о том, что трехлетний срок подачи заявления им не пропущен, а также о несоответствии оспариваемого решения Росприроднадзора упомянутым нормам (Постановление АС СЗО от 17.01.2023 по делу N А56-2929/2022).
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- пропуск срока на подачу апелляционной жалобы является несущественным (1 день), учитывая необходимость соблюдения баланса между принципами правовой определенности и справедливого судебного разбирательства, обеспечения реальной возможности участвующим в деле лицам воспользоваться правом на пересмотр судебного решения, суд апелляционной инстанции полагает возможным восстановить означенный срок и рассмотреть жалобу Управления Росприроднадзора по существу по делу об оспаривании постановления о назначении административного наказания <25>.
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- пропуск срока на подачу апелляционной жалобы является несущественным (1 день), учитывая необходимость соблюдения баланса между принципами правовой определенности и справедливого судебного разбирательства, обеспечения реальной возможности участвующим в деле лицам воспользоваться правом на пересмотр судебного решения, суд апелляционной инстанции полагает возможным восстановить означенный срок и рассмотреть жалобу Управления Росприроднадзора по существу по делу об оспаривании постановления о назначении административного наказания <25>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при осуществлении государственного экологического контроля жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В случае обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принятых ее центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при осуществлении государственного экологического контроля жалоба рассматривается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 248-ФЗ предусматривает возможность контролируемых лиц обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решения контрольного (надзорного) органа и выделяет несколько видов жалоб: на решение территориального органа, его должностного лица, рассматриваемая руководителем этого территориального органа; на действия (бездействие) руководителя территориального органа или его заместителя, рассматриваемая вышестоящим органом контроля (надзора); на решение центрального аппарата контрольно-надзорного органа или на действия (бездействие) должностного лица центрального аппарата, рассматриваемая руководителем контрольно-надзорного органа. Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий <1> предусматривается создание коллегиальных органов (комиссий) для рассмотрения жалоб в составе не менее трех должностных лиц. Это единственный пример подобного рода. Но и в этом случае Положение лишь упоминает коллегиальные органы и в то же время устанавливает сроки рассмотрения жалоб руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов, центральным аппаратом и руководителем Росприроднадзора, в связи с чем компетенция коллегиальных органов (комиссий) остается неопределенной.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 248-ФЗ предусматривает возможность контролируемых лиц обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решения контрольного (надзорного) органа и выделяет несколько видов жалоб: на решение территориального органа, его должностного лица, рассматриваемая руководителем этого территориального органа; на действия (бездействие) руководителя территориального органа или его заместителя, рассматриваемая вышестоящим органом контроля (надзора); на решение центрального аппарата контрольно-надзорного органа или на действия (бездействие) должностного лица центрального аппарата, рассматриваемая руководителем контрольно-надзорного органа. Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий <1> предусматривается создание коллегиальных органов (комиссий) для рассмотрения жалоб в составе не менее трех должностных лиц. Это единственный пример подобного рода. Но и в этом случае Положение лишь упоминает коллегиальные органы и в то же время устанавливает сроки рассмотрения жалоб руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов, центральным аппаратом и руководителем Росприроднадзора, в связи с чем компетенция коллегиальных органов (комиссий) остается неопределенной.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Так, из Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2022 г. <10> следует, что в рамках дела по оспариванию предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, выданного в адрес ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии", было рассмотрено экспертное заключение, подтверждающее наличие серьезных отступлений от проектной документации.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Так, из Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2022 г. <10> следует, что в рамках дела по оспариванию предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, выданного в адрес ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии", было рассмотрено экспертное заключение, подтверждающее наличие серьезных отступлений от проектной документации.
Готовое решение: Как обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно гл. 23 КоАП РФ вынести постановление может как должностное лицо уполномоченного органа, так и судья. От этого будет зависеть, куда именно нужно обратиться за обжалованием.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно гл. 23 КоАП РФ вынести постановление может как должностное лицо уполномоченного органа, так и судья. От этого будет зависеть, куда именно нужно обратиться за обжалованием.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Таким образом, суд округа исходил из того, что поскольку общество ввозит товары, как по наименованию, так и по коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствующие опасным отходам, поименованным в пункте 27 раздела 2.3 Перечня, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза, то именно на обществе лежит обязанность подтвердить соблюдение такого порядка. Отсутствие необходимости получения соответствующего разрешительного документа должно быть подтверждено компетентным органом, которым в данном случае является Росприроднадзор.
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Таким образом, суд округа исходил из того, что поскольку общество ввозит товары, как по наименованию, так и по коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствующие опасным отходам, поименованным в пункте 27 раздела 2.3 Перечня, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза, то именно на обществе лежит обязанность подтвердить соблюдение такого порядка. Отсутствие необходимости получения соответствующего разрешительного документа должно быть подтверждено компетентным органом, которым в данном случае является Росприроднадзор.