Обжалование постановления должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование постановления должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 28.3 КоАП РФДолжностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административных правонарушениях, вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, даже если протокол составлен другим должностным лицом >>>
Решение Московского городского суда от 30.05.2024 по делу N 7-10694/2024 (УИД 77RS0001-02-2024-006620-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы жалобы о том, что Общество не получило уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, не влекут за собой признание обжалуемого постановления незаконным, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом в присутствии законного представителя ООО "УК Сервис 24" Я., который дал подробные письменные объяснения по поводу выявленных нарушений требований пожарной безопасности, с правонарушением был согласен, о чем собственноручно расписался в соответствующих графах протокола, ходатайство об отложении даты составления протокола не заявлял. Соответственно, право Общества на защиту в данном случае нарушено не было.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы жалобы о том, что Общество не получило уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, не влекут за собой признание обжалуемого постановления незаконным, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен должностным лицом в присутствии законного представителя ООО "УК Сервис 24" Я., который дал подробные письменные объяснения по поводу выявленных нарушений требований пожарной безопасности, с правонарушением был согласен, о чем собственноручно расписался в соответствующих графах протокола, ходатайство об отложении даты составления протокола не заявлял. Соответственно, право Общества на защиту в данном случае нарушено не было.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Вместе с тем нами отмечается, что реализация должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, своего права обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей, в вышестоящий суд (предусмотрено ст. 30.1 КоАП РФ) дает возможность исправить судебные ошибки при необоснованном прекращении производств по делам об административных правонарушениях.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Вместе с тем нами отмечается, что реализация должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, своего права обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей, в вышестоящий суд (предусмотрено ст. 30.1 КоАП РФ) дает возможность исправить судебные ошибки при необоснованном прекращении производств по делам об административных правонарушениях.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Если же постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ) или рассмотревшим дело по существу (ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), то судья должен проверить наличие или отсутствие лишь тех обстоятельств, которые имеют отношение к истечению указанного срока. Это объясняется тем, что в отличие от лица, привлекаемого к административной ответственности и, как правило, заинтересованного в прекращении административного преследования и реабилитации, должностное лицо, обратившееся с жалобой на соответствующее постановление или решение (ч. 1.1 ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), выступает от имени государства и преследует иной процессуальный интерес, никак не связанный с достижением подобного результата. Поэтому в данном случае вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу, состава правонарушения обсуждаться не может. Тем самым обеспечивается баланс публичных и частных интересов, адекватный социально необходимому результату и не создающий угрозы недопустимого ограничения прав и свобод граждан.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Если же постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ) или рассмотревшим дело по существу (ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), то судья должен проверить наличие или отсутствие лишь тех обстоятельств, которые имеют отношение к истечению указанного срока. Это объясняется тем, что в отличие от лица, привлекаемого к административной ответственности и, как правило, заинтересованного в прекращении административного преследования и реабилитации, должностное лицо, обратившееся с жалобой на соответствующее постановление или решение (ч. 1.1 ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ), выступает от имени государства и преследует иной процессуальный интерес, никак не связанный с достижением подобного результата. Поэтому в данном случае вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу, состава правонарушения обсуждаться не может. Тем самым обеспечивается баланс публичных и частных интересов, адекватный социально необходимому результату и не создающий угрозы недопустимого ограничения прав и свобод граждан.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)44. Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, наделено правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении независимо от того, им или другим должностным лицом составлен протокол по этому делу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)44. Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, наделено правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении независимо от того, им или другим должностным лицом составлен протокол по этому делу.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 данного кодекса составлять протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Так, в соответствии с частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 данного кодекса составлять протокол об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей.
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)2. Принимая во внимание, что круг участников производства по делам об административных правонарушениях определен главой 25 КоАП РФ, а право на направление процессуального документа может возникнуть в том числе у иных лиц, процессуальный статус которых в качестве "участников..." административно-деликтным законом прямо не определен, следовало бы распространить на них правовую возможность подачи процессуальных документов, в том числе жалоб, по делу об административном правонарушении. Прежде всего это касается должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях и наделенных правом обжалования в вышестоящий суд вынесенных судьями постановлений по делам об административных правонарушениях (ч. 1.1 ст. 30.1).
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)2. Принимая во внимание, что круг участников производства по делам об административных правонарушениях определен главой 25 КоАП РФ, а право на направление процессуального документа может возникнуть в том числе у иных лиц, процессуальный статус которых в качестве "участников..." административно-деликтным законом прямо не определен, следовало бы распространить на них правовую возможность подачи процессуальных документов, в том числе жалоб, по делу об административном правонарушении. Прежде всего это касается должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях и наделенных правом обжалования в вышестоящий суд вынесенных судьями постановлений по делам об административных правонарушениях (ч. 1.1 ст. 30.1).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в определенной степени ограничивает правомочия административных органов и их должностных лиц при непосредственном рассмотрении дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями судов общей юрисдикции, поскольку указанные субъекты не включены в очерченный круг участников производства по делу (гл. 25 КоАП РФ). В 2010 г. в ст. 30.1 КоАП РФ была введена ч. 1.1, в связи с чем право обжалования постановления судьи предоставлено должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в определенной степени ограничивает правомочия административных органов и их должностных лиц при непосредственном рассмотрении дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями судов общей юрисдикции, поскольку указанные субъекты не включены в очерченный круг участников производства по делу (гл. 25 КоАП РФ). В 2010 г. в ст. 30.1 КоАП РФ была введена ч. 1.1, в связи с чем право обжалования постановления судьи предоставлено должностному лицу, уполномоченному в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Важно заметить, что должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, формально не включены в состав участников производства по делу об административном правонарушении, но в связи с тем, что обладают правом на обжалование вынесенных судьей постановлений в порядке ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, фактически таковыми являются.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Важно заметить, что должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, формально не включены в состав участников производства по делу об административном правонарушении, но в связи с тем, что обладают правом на обжалование вынесенных судьей постановлений в порядке ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, фактически таковыми являются.
Готовое решение: Как обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Если постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено судьей, то обжаловать его в вышестоящий суд могут орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также определенный ряд лиц, составивших такой протокол. Перечень должностных лиц, которые вправе от имени органа обжаловать указанное постановление, устанавливают соответствующие органы (ч. 1.1, 6 ст. 30.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено судьей, то обжаловать его в вышестоящий суд могут орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также определенный ряд лиц, составивших такой протокол. Перечень должностных лиц, которые вправе от имени органа обжаловать указанное постановление, устанавливают соответствующие органы (ч. 1.1, 6 ст. 30.1 КоАП РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21 в дополнение к этому указал, что не подлежат оспариванию по правилам гл. 22 КАС РФ также и решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении и выступающие в качестве доказательств по такому делу, поскольку доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела, в рамках обжалования состоявшихся постановлений (решений). Речь в данном случае идет о составляемых должностными лицами в ходе производства по делам об административном правонарушении протоколах об административных правонарушениях, постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях, определениях о проведении административного расследования и т.п.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 8 Постановления от 28.06.2022 N 21 в дополнение к этому указал, что не подлежат оспариванию по правилам гл. 22 КАС РФ также и решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении и выступающие в качестве доказательств по такому делу, поскольку доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела, в рамках обжалования состоявшихся постановлений (решений). Речь в данном случае идет о составляемых должностными лицами в ходе производства по делам об административном правонарушении протоколах об административных правонарушениях, постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях, определениях о проведении административного расследования и т.п.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Если на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей у вас выявят административное правонарушение в виде завышения цен (тарифов) на товары и (или) их предельных уровней, установленных НПА этих субъектов РФ, уполномоченное должностное лицо назначит вам предупреждение или штраф на месте совершения правонарушения. В этом случае вынесут постановление по делу об административном правонарушении, а протокол составлять не будут. Если же вы оспорите наличие события правонарушения и (или) наказание, составят протокол. Его приобщат к постановлению (ч. 1.2 ст. 28.6 КоАП РФ). Правило применяется до 31 декабря 2025 г. включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.12.2023 N 574-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей у вас выявят административное правонарушение в виде завышения цен (тарифов) на товары и (или) их предельных уровней, установленных НПА этих субъектов РФ, уполномоченное должностное лицо назначит вам предупреждение или штраф на месте совершения правонарушения. В этом случае вынесут постановление по делу об административном правонарушении, а протокол составлять не будут. Если же вы оспорите наличие события правонарушения и (или) наказание, составят протокол. Его приобщат к постановлению (ч. 1.2 ст. 28.6 КоАП РФ). Правило применяется до 31 декабря 2025 г. включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.12.2023 N 574-ФЗ).
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)4) реализации должностным лицом органа публичной администрации, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, права обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ) и оспаривания решения арбитражного суда по делу о привлечении индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности в соответствии с § 1 гл. 25 АПК РФ.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)4) реализации должностным лицом органа публичной администрации, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, права обжалования постановления суда по делу об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ) и оспаривания решения арбитражного суда по делу о привлечении индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности в соответствии с § 1 гл. 25 АПК РФ.
Готовое решение: Как обжаловать постановление (решение) по делу об административном правонарушении в бюджетной сфере
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что обжаловать постановление, вынесенное судьей, может и орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также лица, указанные в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составившие такой протокол (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что обжаловать постановление, вынесенное судьей, может и орган, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, а также лица, указанные в ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составившие такой протокол (ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииПо факту непредставления акционеру указанных документов должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 15.12.2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.