Обжалование нормативного акта субъекта РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование нормативного акта субъекта РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: По общему правилу субъект РФ вправе изменить ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в его собственности или в неразграниченной госсобственности, в связи с актуализацией кадастровой стоимости этих участков
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФПроверяя доводы заявителя относительно соблюдения при принятии оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ основных принципов определения арендной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582), суд первой инстанции правильно исходил из того, что установление ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности в данном случае не нарушен.
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2016 N 45-АПГ16-6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 39.7 ЗК РФПроверяя доводы заявителя относительно соблюдения при принятии оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ основных принципов определения арендной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582), суд первой инстанции правильно исходил из того, что установление ставок арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Так как из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта субъекта РФ видно, что изменение части оспариваемых ставок вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, т.е. изменением их экономической характеристики, принцип экономической обоснованности в данном случае не нарушен.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Региональные налоги" НК РФ"Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в соответствующей редакции уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Представляется, что существование комментируемой правовой позиции ВС РФ может повлиять на перспективы последующего оспаривания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), связывающих возможность осуществления строительства (реконструкции) в границах зон охраны объекта культурного наследия с подготовкой эскизного проекта <13>.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Представляется, что существование комментируемой правовой позиции ВС РФ может повлиять на перспективы последующего оспаривания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), связывающих возможность осуществления строительства (реконструкции) в границах зон охраны объекта культурного наследия с подготовкой эскизного проекта <13>.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Мотивы решения: оспариваемое положение применяется к отношениям о предоставлении субсидии в качестве мер поддержки - субсидий стимулирующего характера, которые выделяются хозяйствующим субъектам, выполнившим условия ее предоставления, в рамках лимитов бюджетного финансирования, выделенных на соответствующие цели. При этом, принимая оспариваемый нормативный акт, субъект РФ информировал всех заинтересованных лиц о том, что право на получение компенсации возникнет у них после завершения специальной административной процедуры, а заинтересованные лица - претенденты на получение субсидии заранее были проинформированы о том, что субсидия будет предоставлена с учетом очередности в пределах объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей субсидии.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Мотивы решения: оспариваемое положение применяется к отношениям о предоставлении субсидии в качестве мер поддержки - субсидий стимулирующего характера, которые выделяются хозяйствующим субъектам, выполнившим условия ее предоставления, в рамках лимитов бюджетного финансирования, выделенных на соответствующие цели. При этом, принимая оспариваемый нормативный акт, субъект РФ информировал всех заинтересованных лиц о том, что право на получение компенсации возникнет у них после завершения специальной административной процедуры, а заинтересованные лица - претенденты на получение субсидии заранее были проинформированы о том, что субсидия будет предоставлена с учетом очередности в пределах объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей субсидии.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"При этом, принимая оспариваемый нормативный акт, субъект Российской Федерации информировал всех заинтересованных лиц о том, что право на получение компенсации возникнет у них после завершения специальной административной процедуры, включающей подачу заявки (пункт 15), ее проверку (пункт 21) и заключение договора (пункт 24), а заинтересованные лица - претенденты на получение субсидии заранее были проинформированы о том, что субсидия будет предоставлена с учетом очередности в пределах объема лимитов бюджетных обязательств на предоставление соответствующей субсидии (пункты 12 и 14).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.06.2021 N 124
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"14.5. Порядок формирования раздела "Сведения
"Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики"14.5. Порядок формирования раздела "Сведения
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с указанными критериями к подсудности верховных, краевых областных и приравненных к ним судов субъектов РФ относятся споры об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами, в том числе об оспаривании результатов кадастровой стоимости; о приостановлении деятельности, ликвидации, региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, общественных организаций, средств массовой информации, в том числе о запрете их деятельности; избирательные споры; споры, касающиеся организации и функционирования судебной системы: об оспаривании решений квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий субъектов РФ, присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с указанными критериями к подсудности верховных, краевых областных и приравненных к ним судов субъектов РФ относятся споры об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами, в том числе об оспаривании результатов кадастровой стоимости; о приостановлении деятельности, ликвидации, региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, общественных организаций, средств массовой информации, в том числе о запрете их деятельности; избирательные споры; споры, касающиеся организации и функционирования судебной системы: об оспаривании решений квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий субъектов РФ, присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Подсудность - это правовой институт, определяющий компетенцию конкретных судов для рассмотрения и разрешения дел в первой инстанции внутри судебной системы <9>. Родовая подсудность разграничивает компетенцию районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Районный суд рассматривает в качестве первой инстанции все дела, которые не относятся к компетенции иных судов. Мировой судья рассматривает дела о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Военные суды рассматривают дела, предусмотренные законами. Суды субъектов РФ, к примеру, рассматривают дела, связанные с государственной тайной, оспариванием нормативных правовых актов публичных органов субъектов РФ. ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, о приостановлении деятельности политических партий и т.д. В АПК РФ Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов публичных органов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и т.д. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, а также дела о взыскании обязательных платежей и санкций и т.д.
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Подсудность - это правовой институт, определяющий компетенцию конкретных судов для рассмотрения и разрешения дел в первой инстанции внутри судебной системы <9>. Родовая подсудность разграничивает компетенцию районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Районный суд рассматривает в качестве первой инстанции все дела, которые не относятся к компетенции иных судов. Мировой судья рассматривает дела о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Военные суды рассматривают дела, предусмотренные законами. Суды субъектов РФ, к примеру, рассматривают дела, связанные с государственной тайной, оспариванием нормативных правовых актов публичных органов субъектов РФ. ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, о приостановлении деятельности политических партий и т.д. В АПК РФ Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов публичных органов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и т.д. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, а также дела о взыскании обязательных платежей и санкций и т.д.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В порядке административного судопроизводства могут быть оспорены нормативные акты иных публичных субъектов Центрального банка РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и др., а также нормативные акты общественных объединений и иных организаций, принятые по вопросам реализации полномочий, переданных им органами государственной власти или органами местного самоуправления.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В порядке административного судопроизводства могут быть оспорены нормативные акты иных публичных субъектов Центрального банка РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и др., а также нормативные акты общественных объединений и иных организаций, принятые по вопросам реализации полномочий, переданных им органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)С одной стороны, "инициативная форма" участия этих субъектов, согласно ст. 40 КАС РФ, допускается только в предусмотренных законом случаях. С другой - цель их участия в деле, о которой будет сказано ниже, а также отсутствие каких-либо ограничений в самом Кодексе позволяет предположить, что, когда это необходимо, суд, рассматривающий административное дело, для дачи по нему заключения также вправе привлечь компетентный орган или лицо. Продолжая данную мысль, можно смоделировать ситуацию, когда при оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, затрагивающего права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суду будет необходимо заключение уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)С одной стороны, "инициативная форма" участия этих субъектов, согласно ст. 40 КАС РФ, допускается только в предусмотренных законом случаях. С другой - цель их участия в деле, о которой будет сказано ниже, а также отсутствие каких-либо ограничений в самом Кодексе позволяет предположить, что, когда это необходимо, суд, рассматривающий административное дело, для дачи по нему заключения также вправе привлечь компетентный орган или лицо. Продолжая данную мысль, можно смоделировать ситуацию, когда при оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, затрагивающего права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суду будет необходимо заключение уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.