Обжалование действий заказчика участником
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование действий заказчика участником (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подведение итогов электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...в... УФАС поступила жалоба ООО... не являвшегося участником оспариваемой закупки, на действия заказчика по разработке документации об аукционе...
(КонсультантПлюс, 2025)...в... УФАС поступила жалоба ООО... не являвшегося участником оспариваемой закупки, на действия заказчика по разработке документации об аукционе...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 105 "Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Закон N 44-ФЗ различает понятия "участник закупки" и "участник закупки, подавший заявку", предоставляя последнему дополнительно право обжаловать действия (бездействие) заказчика, совершенные после начала рассмотрения заявок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Новый порядок обжалования действий заказчиков участниками
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Новый порядок обжалования действий заказчиков участниками
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2024 N 1636-р
<Об утверждении Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года>отсутствие возможности обжалования участниками закупки действий (бездействия) заказчиков и операторов информационных систем, с использованием которых проводятся малые закупки, в том числе поскольку такие операторы не отнесены в настоящее время к числу предусмотренных Законом о контрактной системе субъектов контроля.
<Об утверждении Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года>отсутствие возможности обжалования участниками закупки действий (бездействия) заказчиков и операторов информационных систем, с использованием которых проводятся малые закупки, в том числе поскольку такие операторы не отнесены в настоящее время к числу предусмотренных Законом о контрактной системе субъектов контроля.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Заявитель не согласен с действиями заказчика по неправомерному отказу в допуске на участие в закупке, то есть полагает действия заказчика по ограничению количества участников закупки не соответствующими требованиям действующего законодательства. При этом данные нарушения со стороны заказчика не устранены, предписание антимонопольного органа проигнорировано, а соответственно, основания для обжалования действий заказчика не исчерпаны, и участник закупки, воспользовавшись своим правом, обратился в антимонопольный орган.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Заявитель не согласен с действиями заказчика по неправомерному отказу в допуске на участие в закупке, то есть полагает действия заказчика по ограничению количества участников закупки не соответствующими требованиям действующего законодательства. При этом данные нарушения со стороны заказчика не устранены, предписание антимонопольного органа проигнорировано, а соответственно, основания для обжалования действий заказчика не исчерпаны, и участник закупки, воспользовавшись своим правом, обратился в антимонопольный орган.
Готовое решение: Как проводить закрытый конкурс для закупки по 223-ФЗ (в том числе в электронной форме)
(КонсультантПлюс, 2025)Такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в антимонопольном органе. Антимонопольный орган в свою очередь может выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене результатов закупки или ее аннулировании (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 20 ст. 18.1, пп. "а" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ). При проведении закрытого конкурса в электронной форме за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб, штрафа от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 2 ст. 7.30.4 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в антимонопольном органе. Антимонопольный орган в свою очередь может выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене результатов закупки или ее аннулировании (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 20 ст. 18.1, пп. "а" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ). При проведении закрытого конкурса в электронной форме за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб, штрафа от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 2 ст. 7.30.4 КоАП РФ).
Готовое решение: Применяются ли антидемпинговые меры при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в соответствии с положением о закупке установление антидемпинговых мер в документах закупки обязательно, заказчик обязан их устанавливать и применять (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В противном случае участники закупки вправе обжаловать действия заказчика в суде, а также в антимонопольном органе. В случае обжалования в антимонопольном органе закупка может быть приостановлена до рассмотрения жалобы по существу, а по результатам рассмотрения может быть вынесено предписание об устранении нарушений (ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 11, 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в соответствии с положением о закупке установление антидемпинговых мер в документах закупки обязательно, заказчик обязан их устанавливать и применять (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В противном случае участники закупки вправе обжаловать действия заказчика в суде, а также в антимонопольном органе. В случае обжалования в антимонопольном органе закупка может быть приостановлена до рассмотрения жалобы по существу, а по результатам рассмотрения может быть вынесено предписание об устранении нарушений (ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 11, 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Готовое решение: Можно ли провести переторжку при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик в нарушение порядка, предусмотренного положением о закупке, не направит уведомление о переторжке, участники закупки могут обжаловать действия заказчика в суде, а также в антимонопольном органе. В случае обжалования в антимонопольном органе закупка может быть приостановлена до рассмотрения жалобы по существу, а по результатам рассмотрения может быть вынесено предписание об устранении нарушений (ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 11, 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик в нарушение порядка, предусмотренного положением о закупке, не направит уведомление о переторжке, участники закупки могут обжаловать действия заказчика в суде, а также в антимонопольном органе. В случае обжалования в антимонопольном органе закупка может быть приостановлена до рассмотрения жалобы по существу, а по результатам рассмотрения может быть вынесено предписание об устранении нарушений (ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 11, 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Разумеется, заказчики не виноваты, что нормы п. 1(1) ПП РФ N 1289 и п. 1.4 Приказа N 126н написаны так, как они написаны; однако именно их - заказчиков - действия обжалуют раздосадованные участники закупок. Такие жалобы признавались необоснованными, пока в 2022 - 2023 гг. суды не начали формировать... противоположную практику (!).
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Разумеется, заказчики не виноваты, что нормы п. 1(1) ПП РФ N 1289 и п. 1.4 Приказа N 126н написаны так, как они написаны; однако именно их - заказчиков - действия обжалуют раздосадованные участники закупок. Такие жалобы признавались необоснованными, пока в 2022 - 2023 гг. суды не начали формировать... противоположную практику (!).
Готовое решение: Как проводить закрытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в антимонопольном органе. Антимонопольный орган в свою очередь может выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе закупки, или об ее аннулировании, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 20 ст. 18.1, пп. "а" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, ч. 2 ст. 7.30.4, ч. 1 ст. 23.83 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в антимонопольном органе. Антимонопольный орган в свою очередь может выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе закупки, или об ее аннулировании, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 20 ст. 18.1, пп. "а" п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, ч. 2 ст. 7.30.4, ч. 1 ст. 23.83 КоАП РФ).
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)По мнению автора, более сбалансированным подходом будет предоставление возможности заказчику обжаловать действия комиссии или участников закупки, чем предоставлять возможность отказываться от заключения контракта с любым участником за любое, реальное или мнимое, несоответствие. В такой ситуации именно заказчик должен доказывать свою правоту, а любой отказ от заключения контракта должен рассматриваться в антимонопольной службе. Право же участника на обжалование действий заказчика является диспозитивным, и недобросовестные заказчики могут рассчитывать на то, что участник не обратится в ФАС России.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)По мнению автора, более сбалансированным подходом будет предоставление возможности заказчику обжаловать действия комиссии или участников закупки, чем предоставлять возможность отказываться от заключения контракта с любым участником за любое, реальное или мнимое, несоответствие. В такой ситуации именно заказчик должен доказывать свою правоту, а любой отказ от заключения контракта должен рассматриваться в антимонопольной службе. Право же участника на обжалование действий заказчика является диспозитивным, и недобросовестные заказчики могут рассчитывать на то, что участник не обратится в ФАС России.