Обжалование действий прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование действий прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"4.2. Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"4.2. Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Статья: Акт прокурорской проверки как доказательство факта нарушения законов в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Это позволит привести убедительные доводы в обоснование законности проверки, включая соблюдение прав проверяемого органа (организации), составления акта и достоверности внесенных в него данных в случае оспаривания действий (решений) прокурора, акта и его содержания.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Это позволит привести убедительные доводы в обоснование законности проверки, включая соблюдение прав проверяемого органа (организации), составления акта и достоверности внесенных в него данных в случае оспаривания действий (решений) прокурора, акта и его содержания.
Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)В связи с этим необходимо принятие соответствующего Приказа Генерального прокурора РФ, содержащего положения, регулирующие все основные вопросы проведения проверок. Вместе с тем некоторые из них должны быть урегулированы именно в Законе о прокуратуре ввиду того, что обжалование действий прокурора по проведению проверок осуществляется поднадзорными субъектами именно на основании Закона о прокуратуре.
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)В связи с этим необходимо принятие соответствующего Приказа Генерального прокурора РФ, содержащего положения, регулирующие все основные вопросы проведения проверок. Вместе с тем некоторые из них должны быть урегулированы именно в Законе о прокуратуре ввиду того, что обжалование действий прокурора по проведению проверок осуществляется поднадзорными субъектами именно на основании Закона о прокуратуре.
Статья: Суд как гарант реабилитации граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию
(Канцеляров А.В., Васильев Д.В.)
("Законность", 2022, N 12)2. Горак Н.В. Обжалование прокурору действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2017.
(Канцеляров А.В., Васильев Д.В.)
("Законность", 2022, N 12)2. Горак Н.В. Обжалование прокурору действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2017.
Статья: Реализация прокурором полномочий по контролю за соответствием расходов лиц, замещавших (замещающих) государственные должности, и иных лиц их доходам
(Бывальцева С.Г., Макарова Н.Г.)
("Законность", 2022, N 8)Наряду с этим необходимо отметить, что критерий достаточности информации для принятия решения об осуществлении контроля за расходами представляется весьма расплывчатым, что в случае обжалования действий прокурора может привести к признанию проведенной процедуры контроля незаконной и невозможности использования полученных материалов для предъявления искового заявления. Федеральный закон N 230-ФЗ, устанавливая требование о достаточности информации, послужившей основанием для принятия решения об осуществлении прокуратурой контроля, не устанавливает рамки соответствующего критерия. Генеральной прокуратурой РФ в связи с этим были даны пояснения, что информация должна содержать как минимум сведения, позволяющие идентифицировать должностное лицо, в отношении которого она направлена, и приобретенное им имущество; также было указано, что каждую ситуацию необходимо оценивать индивидуально <6>.
(Бывальцева С.Г., Макарова Н.Г.)
("Законность", 2022, N 8)Наряду с этим необходимо отметить, что критерий достаточности информации для принятия решения об осуществлении контроля за расходами представляется весьма расплывчатым, что в случае обжалования действий прокурора может привести к признанию проведенной процедуры контроля незаконной и невозможности использования полученных материалов для предъявления искового заявления. Федеральный закон N 230-ФЗ, устанавливая требование о достаточности информации, послужившей основанием для принятия решения об осуществлении прокуратурой контроля, не устанавливает рамки соответствующего критерия. Генеральной прокуратурой РФ в связи с этим были даны пояснения, что информация должна содержать как минимум сведения, позволяющие идентифицировать должностное лицо, в отношении которого она направлена, и приобретенное им имущество; также было указано, что каждую ситуацию необходимо оценивать индивидуально <6>.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Проверка судом законности и обоснованности действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальное производство, предполагает и полномочие суда указать на конкретные нарушения, которые ими допущены и которые они обязаны устранить. Невыполнение данной обязанности может служить основанием не только для обжалования соответствующих действий (бездействия) прокурору или в суд, но и для принятия мер ответственности за неисполнение судебного решения.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Проверка судом законности и обоснованности действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальное производство, предполагает и полномочие суда указать на конкретные нарушения, которые ими допущены и которые они обязаны устранить. Невыполнение данной обязанности может служить основанием не только для обжалования соответствующих действий (бездействия) прокурору или в суд, но и для принятия мер ответственности за неисполнение судебного решения.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Обязанность органов прокуратуры рассматривать и разрешать обращения граждан в рассматриваемой сфере следует из их права обжаловать прокурору действия органов, осуществляющих ОРД, если они привели к нарушению их прав и свобод (ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). По результатам прокурорской проверки при выявлении нарушений, допущенных органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокурор должен принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Особенности самой процедуры рассмотрения и разрешения таких обращений в органах прокуратуры в нормах указанного Закона не отражены, что предполагает обращение к ведомственным подзаконным актам Генеральной прокуратуры РФ. В свою очередь, анализ приказов Генерального прокурора РФ, регламентирующих вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД <3>, делопроизводства <4>, рассмотрения обращений <5> в органах прокуратуры позволяют констатировать отсутствие специальных норм, определяющих специфику работы с указанными категориями обращений.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Обязанность органов прокуратуры рассматривать и разрешать обращения граждан в рассматриваемой сфере следует из их права обжаловать прокурору действия органов, осуществляющих ОРД, если они привели к нарушению их прав и свобод (ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). По результатам прокурорской проверки при выявлении нарушений, допущенных органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц прокурор должен принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Особенности самой процедуры рассмотрения и разрешения таких обращений в органах прокуратуры в нормах указанного Закона не отражены, что предполагает обращение к ведомственным подзаконным актам Генеральной прокуратуры РФ. В свою очередь, анализ приказов Генерального прокурора РФ, регламентирующих вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД <3>, делопроизводства <4>, рассмотрения обращений <5> в органах прокуратуры позволяют констатировать отсутствие специальных норм, определяющих специфику работы с указанными категориями обращений.
Статья: Эволюция института судебного контроля за досудебным производством в Республике Молдова
(Верещагина А.В., Куманькова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Декларировав право обжалования действий, бездействия и решений субъектов, осуществляющих уголовное преследование, законодатель только в 2006 г. конкретизировал, что может быть предметом обжалования: "действия прокурора, который непосредственно осуществляет" уголовное преследование, если жалобщик не согласен с результатами рассмотрения жалобы прокурором или не получил от прокурора ответ на жалобу в предусмотренные законом сроки (ч. 2, 3 ст. 300 УПК РМ). Из смысла процитированной нормы следует, что судебное обжалование возможно только после прелиминарной процедуры обжалования прокурору и только по двум основаниям: несогласие с принятым прокурором решением или неполучение ответа от прокурора в предусмотренный законом срок.
(Верещагина А.В., Куманькова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Декларировав право обжалования действий, бездействия и решений субъектов, осуществляющих уголовное преследование, законодатель только в 2006 г. конкретизировал, что может быть предметом обжалования: "действия прокурора, который непосредственно осуществляет" уголовное преследование, если жалобщик не согласен с результатами рассмотрения жалобы прокурором или не получил от прокурора ответ на жалобу в предусмотренные законом сроки (ч. 2, 3 ст. 300 УПК РМ). Из смысла процитированной нормы следует, что судебное обжалование возможно только после прелиминарной процедуры обжалования прокурору и только по двум основаниям: несогласие с принятым прокурором решением или неполучение ответа от прокурора в предусмотренный законом срок.