Обжалование акта счетной палаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование акта счетной палаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Аудит в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что представления Счетной палаты содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта. Оспариваемое представление выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий..."
(КонсультантПлюс, 2025)Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что представления Счетной палаты содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта. Оспариваемое представление выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, направляемое Счетной палатой РФ по итогам проверки, не является ненормативным правовым актом и не подлежит оспариванию в арбитражном суде
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, направляемое Счетной палатой РФ по итогам проверки, не является ненормативным правовым актом и не подлежит оспариванию в арбитражном суде
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного контроля: административно-правовые аспекты
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Принимаемые Счетной палатой РФ акты прямо или косвенно могут нарушать права и интересы подконтрольных субъектов, в связи с чем их обжалование играет важную роль для соблюдения их прав и свобод. Так, данные проверок и ревизий являются открытыми, они, как правило, размещаются на официальном сайте контрольного органа в сети Интернет, соответственно, могут принести ущерб деловой репутации проверяемого органа или организации. Кроме того, акт контрольного мероприятия может направляться в прокуратуру или следственные органы и являться основанием для возбуждения уголовного дела.
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Принимаемые Счетной палатой РФ акты прямо или косвенно могут нарушать права и интересы подконтрольных субъектов, в связи с чем их обжалование играет важную роль для соблюдения их прав и свобод. Так, данные проверок и ревизий являются открытыми, они, как правило, размещаются на официальном сайте контрольного органа в сети Интернет, соответственно, могут принести ущерб деловой репутации проверяемого органа или организации. Кроме того, акт контрольного мероприятия может направляться в прокуратуру или следственные органы и являться основанием для возбуждения уголовного дела.
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 30.03.2001 N ГКПИ01-331, 527
<О признании недействительным пункта 3 Перечня актов Правительства РФ, утративших силу с 1 января 1999 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 966>Из выписки Акта о результатах комплексной ревизии исполнения федерального бюджета за 1999 год Минфином России, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, следует, что до принятия оспариваемого Постановления финансирование из федерального бюджета 1999 года по разделу 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" бюджетной классификации производилось.
<О признании недействительным пункта 3 Перечня актов Правительства РФ, утративших силу с 1 января 1999 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 966>Из выписки Акта о результатах комплексной ревизии исполнения федерального бюджета за 1999 год Минфином России, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, следует, что до принятия оспариваемого Постановления финансирование из федерального бюджета 1999 года по разделу 13 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" бюджетной классификации производилось.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.09.2014 N АПЛ14-368
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 16.05.2014 N АКПИ14-307, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395>Ссылки заявителя на его обращения в Правительство Российской Федерации, на решение коллегии Счетной палаты Российской Федерации и разъяснения Роспотребнадзора не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет их на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 16.05.2014 N АКПИ14-307, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395>Ссылки заявителя на его обращения в Правительство Российской Федерации, на решение коллегии Счетной палаты Российской Федерации и разъяснения Роспотребнадзора не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет их на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Законодательство РФ не предусматривает государственную регистрацию нормативных документов Счетной палаты РФ в Минюсте России. Более того, Счетная палата РФ не указана в числе субъектов, нормативные правовые акты которых могут быть оспорены в Верховном Суде РФ (п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" <30>; п. 1 ст. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ <31>).
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Законодательство РФ не предусматривает государственную регистрацию нормативных документов Счетной палаты РФ в Минюсте России. Более того, Счетная палата РФ не указана в числе субъектов, нормативные правовые акты которых могут быть оспорены в Верховном Суде РФ (п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" <30>; п. 1 ст. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ <31>).
Статья: Спорные вопросы судебной практики по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Представляется, что основные сложности в судебной практике вызваны многообразием практики административной. Государственные органы принимают широкий ряд документов разной формы и степени императивности. Перед судами стоит задача по юридической оценке этих предписаний с тем, чтобы сделать вывод, является ли оспариваемый акт ненормативным по своей природе. На необходимость предметного анализа документа при определении возможности его оспаривания по правилам гл. 24 АПК РФ указывал и Верховный Суд РФ в п. 6 Постановления Пленума N 21, особо отметив, что наименование акта значения не имеет.
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Представляется, что основные сложности в судебной практике вызваны многообразием практики административной. Государственные органы принимают широкий ряд документов разной формы и степени императивности. Перед судами стоит задача по юридической оценке этих предписаний с тем, чтобы сделать вывод, является ли оспариваемый акт ненормативным по своей природе. На необходимость предметного анализа документа при определении возможности его оспаривания по правилам гл. 24 АПК РФ указывал и Верховный Суд РФ в п. 6 Постановления Пленума N 21, особо отметив, что наименование акта значения не имеет.
Статья: Алгоритм прохождения учреждением проверки КСП субъекта РФ, муниципалитета
(Макарова О.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Кроме того, акты контрольных мероприятий, представления и предписания контрольно-счетной палаты могут быть обжалованы проверяемыми органами и организациями в судебном порядке.
(Макарова О.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Кроме того, акты контрольных мероприятий, представления и предписания контрольно-счетной палаты могут быть обжалованы проверяемыми органами и организациями в судебном порядке.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<498> Среди некоторых примеров таких актов можно отметить: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, Приказ Казначейства России от 01.03.2017 N 39 "Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", "СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<498> Среди некоторых примеров таких актов можно отметить: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, Приказ Казначейства России от 01.03.2017 N 39 "Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", "СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) и др.
Готовое решение: Как органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля оформляют итоги контрольных мероприятий
(КонсультантПлюс, 2025)3. В какие сроки орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля доводит акт проверки до объекта контроля
(КонсультантПлюс, 2025)3. В какие сроки орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля доводит акт проверки до объекта контроля
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируются ли отношения по договору о строительном контроле нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Контрольно-счетной палаты Московской области, а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - Контрольно-счетной палаты Московской области направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в суде кассационной инстанции..."
Регулируются ли отношения по договору о строительном контроле нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Контрольно-счетной палаты Московской области, а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - Контрольно-счетной палаты Московской области направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в суде кассационной инстанции..."
Статья: Вывод КСП о нецелевом использовании средств бюджета подтвержден судом
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Спор с налоговой службой на досудебной стадии - отнюдь не бесперспективная затея. Ведь именно на этой стадии можно добиться самого значительного уменьшения налоговых претензий. Возражения налогоплательщика на акт проверки важны и для дальнейшего развития спора. Как писать возражения, какие документы прикладывать, как обжаловать решение в досудебном порядке и велик ли шанс оспорить его в суде? Какие есть альтернативные варианты урегулирования спора <1>?
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Спор с налоговой службой на досудебной стадии - отнюдь не бесперспективная затея. Ведь именно на этой стадии можно добиться самого значительного уменьшения налоговых претензий. Возражения налогоплательщика на акт проверки важны и для дальнейшего развития спора. Как писать возражения, какие документы прикладывать, как обжаловать решение в досудебном порядке и велик ли шанс оспорить его в суде? Какие есть альтернативные варианты урегулирования спора <1>?