Обжалование акта проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование акта проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Акт проверки Роскомнадзора в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)2. Содержание и оспаривание акта проверки Роскомнадзора в сфере персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)2. Содержание и оспаривание акта проверки Роскомнадзора в сфере персональных данных
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам5.5. ОБЖАЛОВАНИЕ (ОСПАРИВАНИЕ)
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного закона.
Статья: Что предпринять, если вы не согласны с действиями (бездействием) ИФНС
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 11)Имейте в виду, если вы не согласны с фактами и выводами инспекции по результатам выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, то еще до вынесения решения вы вправе подать возражения на акт проверки (дополнение к акту проверки) <4>. Обжаловать акт налоговой проверки нельзя, поскольку сам по себе акт не затрагивает права налогоплательщика. По сути, это процессуальный документ, в котором лишь фиксируются результаты проверки <5>. Если до вынесения решения по результатам проверки вы подадите жалобу на содержание и выводы акта, то такая жалоба все равно будет рассматриваться как возражения. Так вот подача возражений на акт не является досудебным обжалованием акта налогового органа. Поэтому, если хотите впоследствии обжаловать решение ИФНС в суде, обязательно нужно подавать в УФНС жалобу на решение.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 11)Имейте в виду, если вы не согласны с фактами и выводами инспекции по результатам выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, то еще до вынесения решения вы вправе подать возражения на акт проверки (дополнение к акту проверки) <4>. Обжаловать акт налоговой проверки нельзя, поскольку сам по себе акт не затрагивает права налогоплательщика. По сути, это процессуальный документ, в котором лишь фиксируются результаты проверки <5>. Если до вынесения решения по результатам проверки вы подадите жалобу на содержание и выводы акта, то такая жалоба все равно будет рассматриваться как возражения. Так вот подача возражений на акт не является досудебным обжалованием акта налогового органа. Поэтому, если хотите впоследствии обжаловать решение ИФНС в суде, обязательно нужно подавать в УФНС жалобу на решение.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, применительно к оспариванию актов налоговых проверок Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.05.2010 N 766-О-О подчеркнул, что этот документ, как следует из положений ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом нормы действующего законодательства не препятствуют тому, чтобы в ходе такого обжалования среди прочего было проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта налоговой проверки.
Статья: Пределы производства по обжалованию судебных актов в цивилистическом процессе
(Иванов Е.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)Ключевые слова: обжалование судебных актов, проверка и пересмотр судебных актов, апелляция, кассация, надзор, пределы.
(Иванов Е.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)Ключевые слова: обжалование судебных актов, проверка и пересмотр судебных актов, апелляция, кассация, надзор, пределы.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, поскольку суд кассационной инстанции изучает законность не некоторых абстрактных суждений, а правильное применение закона к конкретным обстоятельствам дела, которые должны подтверждаться доказательствами, то проверка соответствия выводов о праве установленным обстоятельствам и собранным доказательствам представляет собой необходимый этап на пути проверки законности обжалованного акта. Надлежащую проверку доводов кассаторов о неправомерности применения в деле тех или иных правовых норм сложно осуществить не разрешив, в частности, вопроса о квалификации правоотношений, т.е. о соответствии выводов о праве фактическим обстоятельствам <1>. Отсюда проверка законности автоматически предполагает определенную проверку обоснованности обжалованных судебных актов.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, поскольку суд кассационной инстанции изучает законность не некоторых абстрактных суждений, а правильное применение закона к конкретным обстоятельствам дела, которые должны подтверждаться доказательствами, то проверка соответствия выводов о праве установленным обстоятельствам и собранным доказательствам представляет собой необходимый этап на пути проверки законности обжалованного акта. Надлежащую проверку доводов кассаторов о неправомерности применения в деле тех или иных правовых норм сложно осуществить не разрешив, в частности, вопроса о квалификации правоотношений, т.е. о соответствии выводов о праве фактическим обстоятельствам <1>. Отсюда проверка законности автоматически предполагает определенную проверку обоснованности обжалованных судебных актов.
Готовое решение: Как применяются письма Минфина России по вопросам налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)О том, что вы следовали разъяснениям Минфина России, укажите в возражениях на акт налоговой проверки, а также при обжаловании решения по итогам проверки, приложив копию письма.
(КонсультантПлюс, 2025)О том, что вы следовали разъяснениям Минфина России, укажите в возражениях на акт налоговой проверки, а также при обжаловании решения по итогам проверки, приложив копию письма.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В рассматриваемом случае акт проверки не содержит признаков ненормативного правового акта, так как в нем отсутствуют соответствующие властные волеизъявления контрольного органа. Оспариваемый акт проверки содержит констатацию нарушений и самостоятельно не может иметь неблагоприятные последствия для налогоплательщика (Постановление АС ВВО от 07.11.2023 N Ф01-7105/2023 по делу N А29-8615/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)В рассматриваемом случае акт проверки не содержит признаков ненормативного правового акта, так как в нем отсутствуют соответствующие властные волеизъявления контрольного органа. Оспариваемый акт проверки содержит констатацию нарушений и самостоятельно не может иметь неблагоприятные последствия для налогоплательщика (Постановление АС ВВО от 07.11.2023 N Ф01-7105/2023 по делу N А29-8615/2022).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В действительности результаты контрольно-надзорных мероприятий оформляются актом, с которым контролируемое лицо должно быть ознакомлено. До недавнего времени контролируемое лицо не могло оспорить акт проверки в принципе, Закон N 294-ФЗ отсылал к гражданскому или арбитражному процессам, в связи с чем в опубликованном в 2010 г. проекте федерального закона "Об административном надзоре" предлагалась авторская редакция соответствующих положений <1>. Надо сказать, что законодатель с принятием Закона N 294-ФЗ предусмотрел возможность направления возражений на акты проверок, однако, как показал проведенный анализ, органы контроля (надзора), включив соответствующую процедуру в свои административные регламенты, умолчали о таком важном элементе процедуры обжалования, как виды принимаемых по ее результатам решений, прежде всего решения о признании результатов проверки недействительными <2>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В действительности результаты контрольно-надзорных мероприятий оформляются актом, с которым контролируемое лицо должно быть ознакомлено. До недавнего времени контролируемое лицо не могло оспорить акт проверки в принципе, Закон N 294-ФЗ отсылал к гражданскому или арбитражному процессам, в связи с чем в опубликованном в 2010 г. проекте федерального закона "Об административном надзоре" предлагалась авторская редакция соответствующих положений <1>. Надо сказать, что законодатель с принятием Закона N 294-ФЗ предусмотрел возможность направления возражений на акты проверок, однако, как показал проведенный анализ, органы контроля (надзора), включив соответствующую процедуру в свои административные регламенты, умолчали о таком важном элементе процедуры обжалования, как виды принимаемых по ее результатам решений, прежде всего решения о признании результатов проверки недействительными <2>.
Готовое решение: В каких случаях проводится повторная налоговая проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Такая проверка не может проводиться для преодоления судебных актов, вынесенных при оспаривании результатов первой проверки (п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П). Вышестоящий орган не вправе выносить решение по результатам повторной проверки, которое изменяет права и обязанности налогоплательщика, если оно основано только на переоценке правоотношений, которые уже были исследованы и оценены судом (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 N 138-О-Р, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15129/11). Повторно проверить вас вышестоящий орган может, если результаты первой проверки были отменены по процедурным основаниям или если переоценка выводов суда связана с новыми выявленными обстоятельствами, которые судом не рассматривались;
(КонсультантПлюс, 2025)Такая проверка не может проводиться для преодоления судебных актов, вынесенных при оспаривании результатов первой проверки (п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П). Вышестоящий орган не вправе выносить решение по результатам повторной проверки, которое изменяет права и обязанности налогоплательщика, если оно основано только на переоценке правоотношений, которые уже были исследованы и оценены судом (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 28.01.2010 N 138-О-Р, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15129/11). Повторно проверить вас вышестоящий орган может, если результаты первой проверки были отменены по процедурным основаниям или если переоценка выводов суда связана с новыми выявленными обстоятельствами, которые судом не рассматривались;
Статья: Предмет иска и определение вида судопроизводства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичной администрации
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)В практике может возникнуть вопрос о том, может ли быть предметом административного иска, например, требование об оспаривании протокола, акта проверки, которым фиксируются действия в рамках определенной правоприменительной процедуры, справки и другие документы, составляемые в процессе правоприменения. В литературе высказывается точка зрения о недопустимости отнесения таких документов к индивидуальным правовым актам <9>. По нашему мнению, допустимость судебного контроля действий публичной администрации, выраженных в промежуточных или справочных документах, определяется двумя факторами.
(Нечаев А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 5)В практике может возникнуть вопрос о том, может ли быть предметом административного иска, например, требование об оспаривании протокола, акта проверки, которым фиксируются действия в рамках определенной правоприменительной процедуры, справки и другие документы, составляемые в процессе правоприменения. В литературе высказывается точка зрения о недопустимости отнесения таких документов к индивидуальным правовым актам <9>. По нашему мнению, допустимость судебного контроля действий публичной администрации, выраженных в промежуточных или справочных документах, определяется двумя факторами.
Статья: Процессуальные аспекты оспаривания судебных актов в российском цивилистическом процессе
(Мышьяков С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 1)Возможность оспаривания актов судебных органов является важной частью права на судебную защиту и права на доступ к правосудию. Право на судебную защиту закреплено в ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <1>. Составной частью права на судебную защиту является право на обжалование неправосудных судебных актов в вышестоящий юрисдикционный орган. Однако право на судебную защиту и доступ к правосудию является более общим понятием, которое выражается, в частности, в праве на пересмотр судебного акта, праве быть несогласным с вынесенным постановлением суда. Механизм пересмотра судебных постановлений в настоящее время содержится в большинстве ведущих правовых систем. Данные процессуальные нормы о пересмотре судебных решений направлены на уменьшение процента ошибочных судебных актов. Вынесение неправосудных судебных постановлений вредит доверию общества к судебной системе в целом. Говоря о соотношении права на судебную защиту и права на обжалование судебного акта, Е.А. Борисова относит оба правомочия к средствам судебной защиты нарушенных прав <2>. Средством судебной защиты является комплекс юридических средств, закрепленный Конституцией Российской Федерации и процессуальным законодательством и позволяющий заинтересованному лицу эффективно и своевременно восстановить нарушенные права. Право на обжалование судебных актов, на проверку вынесенного судебного постановления является выражением принципа справедливости правосудия. В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. указано, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах, предоставленных Конституцией или законами, компетентными национальными судами в случае нарушения указанных прав.
(Мышьяков С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 1)Возможность оспаривания актов судебных органов является важной частью права на судебную защиту и права на доступ к правосудию. Право на судебную защиту закреплено в ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <1>. Составной частью права на судебную защиту является право на обжалование неправосудных судебных актов в вышестоящий юрисдикционный орган. Однако право на судебную защиту и доступ к правосудию является более общим понятием, которое выражается, в частности, в праве на пересмотр судебного акта, праве быть несогласным с вынесенным постановлением суда. Механизм пересмотра судебных постановлений в настоящее время содержится в большинстве ведущих правовых систем. Данные процессуальные нормы о пересмотре судебных решений направлены на уменьшение процента ошибочных судебных актов. Вынесение неправосудных судебных постановлений вредит доверию общества к судебной системе в целом. Говоря о соотношении права на судебную защиту и права на обжалование судебного акта, Е.А. Борисова относит оба правомочия к средствам судебной защиты нарушенных прав <2>. Средством судебной защиты является комплекс юридических средств, закрепленный Конституцией Российской Федерации и процессуальным законодательством и позволяющий заинтересованному лицу эффективно и своевременно восстановить нарушенные права. Право на обжалование судебных актов, на проверку вынесенного судебного постановления является выражением принципа справедливости правосудия. В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г. указано, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах, предоставленных Конституцией или законами, компетентными национальными судами в случае нарушения указанных прав.