Обязательства казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательства казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 227 АПК РФВ упрощенном производстве не рассматривают дела о взыскании денег по договорным обязательствам казенных учреждений >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Предъявление исполнительного листа в казначейство
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно доводам кассационной жалобы... в органы Федерального казначейства может быть предъявлен исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника; в данном случае исполнительный лист... содержит требование обязывающего характера и не предполагает какого-либо обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации... [судами установлено, что - ред.] казначейство сообщило управлению [ФССП России - ред.] о поступлении исполнительного листа... и необходимости представления... информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации... платежного документа на перечисление... средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно доводам кассационной жалобы... в органы Федерального казначейства может быть предъявлен исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника; в данном случае исполнительный лист... содержит требование обязывающего характера и не предполагает какого-либо обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации... [судами установлено, что - ред.] казначейство сообщило управлению [ФССП России - ред.] о поступлении исполнительного листа... и необходимости представления... информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации... платежного документа на перечисление... средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В какой орган Федерального казначейства необходимо предъявить исполнительный документ по денежным обязательствам казенного, бюджетного (автономного) учреждения - должника?
("Официальный сайт Казначейства России", 2023)"Официальный сайт Казначейства России https://roskazna.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Казначейства России", 2023)"Официальный сайт Казначейства России https://roskazna.gov.ru", 2023
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Такой подход выражается в том, что казенное учреждение действует в пределах бюджетной сметы - документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Пределы бюджетного финансирования определяются исходя из лимита бюджетных обязательств, то есть объема прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Такой подход выражается в том, что казенное учреждение действует в пределах бюджетной сметы - документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Пределы бюджетного финансирования определяются исходя из лимита бюджетных обязательств, то есть объема прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают исполнение указанных обязательств в порядке, установленном федеральным законом.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"6. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают исполнение указанных обязательств в порядке, установленном федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Готовое решение: Как подготовить закупку услуг по сопровождению программного обеспечения, чтобы избежать проблем с ненадлежащим исполнителем
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики - казенные учреждения обязаны заключать контракты в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. То есть если доведены лимиты только на текущий финансовый год, то дата окончания действия контракта не может быть позже 31 декабря текущего года. Контракты с иным сроком действия могут признать недействительным (п. 5 ст. 161 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики - казенные учреждения обязаны заключать контракты в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. То есть если доведены лимиты только на текущий финансовый год, то дата окончания действия контракта не может быть позже 31 декабря текущего года. Контракты с иным сроком действия могут признать недействительным (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Статья: Компетенция арбитражного суда по делам с участием органов, осуществляющих публичные полномочия
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный гражданский оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального или государственного казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Тем самым по спорам о правах на закрепленное имущество либо об ответственности за нарушение условий государственного или муниципального контракта истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается казенное учреждение, но не сам по себе властный публичный орган. В исковом заявлении и судебном акте должно приводиться наименование государственного органа или органа местного самоуправления с обязательным указанием на его организационно-правовую форму казенного учреждения.
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный гражданский оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального или государственного казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Тем самым по спорам о правах на закрепленное имущество либо об ответственности за нарушение условий государственного или муниципального контракта истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается казенное учреждение, но не сам по себе властный публичный орган. В исковом заявлении и судебном акте должно приводиться наименование государственного органа или органа местного самоуправления с обязательным указанием на его организационно-правовую форму казенного учреждения.
Статья: О практике применения Арбитражным судом Северо-Западного округа статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(Боголюбова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Как указали суды первой и апелляционной инстанций, по правовой природе взысканная денежная сумма не являлась деликтным обязательством муниципального образования, в отношении которого пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ установлены отдельные ограничения на индексацию присужденной суммы (пункт 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"); обязанность администрации возникла не вследствие причинения вреда, а в связи с исполнением своих денежных обязательств по соглашению; ограничений относительно индексации взысканных сумм с получателя бюджетных средств по таким обязательствам БК РФ не содержит независимо от специфики финансирования взыскателя - бюджетного учреждения; особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, установленные статьей 242.5 БК РФ, не освобождают должника от обязанности своевременно исполнить обязательство по уплате долга и не являются основанием для отказа в индексации взысканной суммы (пункт 1 статьи 1, статья 124 ГК РФ).
(Боголюбова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Как указали суды первой и апелляционной инстанций, по правовой природе взысканная денежная сумма не являлась деликтным обязательством муниципального образования, в отношении которого пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ установлены отдельные ограничения на индексацию присужденной суммы (пункт 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"); обязанность администрации возникла не вследствие причинения вреда, а в связи с исполнением своих денежных обязательств по соглашению; ограничений относительно индексации взысканных сумм с получателя бюджетных средств по таким обязательствам БК РФ не содержит независимо от специфики финансирования взыскателя - бюджетного учреждения; особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, установленные статьей 242.5 БК РФ, не освобождают должника от обязанности своевременно исполнить обязательство по уплате долга и не являются основанием для отказа в индексации взысканной суммы (пункт 1 статьи 1, статья 124 ГК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)г) по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации (государственного органа субъекта Российской Федерации), - казенное учреждение субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный орган субъекта Российской Федерации) (должник) и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 242.4 БК РФ), а в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, - должник и соответствующее учреждение Центрального банка Российской Федерации или кредитная организация;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)г) по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации (государственного органа субъекта Российской Федерации), - казенное учреждение субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный орган субъекта Российской Федерации) (должник) и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 242.4 БК РФ), а в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, - должник и соответствующее учреждение Центрального банка Российской Федерации или кредитная организация;
Готовое решение: Как заполнить форму декларации по налогу на прибыль за отчетные и налоговый периоды 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)В нем не нужно отражать средства в виде лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенных до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 18.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
(КонсультантПлюс, 2025)В нем не нужно отражать средства в виде лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенных до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 18.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Автор настаивает на том, что публично-правовое образование должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия независимо от совершения им неправомерных действий. Подход, при котором публичный собственник несет субсидиарную ответственность только по обязательствам казенных учреждений и казенных предприятий, представляет собой частный случай, когда государство как суверен создает для себя необоснованные преференции как для государства-собственника. Унитарные предприятия не обладают должной степенью институциональной и оперативной независимости для исключения субсидиарной ответственности публично-правового образования.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Автор настаивает на том, что публично-правовое образование должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия независимо от совершения им неправомерных действий. Подход, при котором публичный собственник несет субсидиарную ответственность только по обязательствам казенных учреждений и казенных предприятий, представляет собой частный случай, когда государство как суверен создает для себя необоснованные преференции как для государства-собственника. Унитарные предприятия не обладают должной степенью институциональной и оперативной независимости для исключения субсидиарной ответственности публично-правового образования.
Статья: Развитие института исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов как гарантия эффективной судебной защиты
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 1)2) взыскание бюджетных средств в счет исполнения денежных обязательств казенных учреждений. Данный порядок предусматривает обращение лица с исполнительным листом в органы Федерального казначейства или иные органы, в которых открыт лицевой счет должника (ст. 242.3, 242.4, 242.4 БК РФ).
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 1)2) взыскание бюджетных средств в счет исполнения денежных обязательств казенных учреждений. Данный порядок предусматривает обращение лица с исполнительным листом в органы Федерального казначейства или иные органы, в которых открыт лицевой счет должника (ст. 242.3, 242.4, 242.4 БК РФ).
Статья: Практика рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа дел, связанных с применением Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(Елагина О.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 4)- по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления;
(Елагина О.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 4)- по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления;
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.