Обязательный аудит коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный аудит коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Должностное лицо организации обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований законодательства по представлению и раскрытию информации на финансовых рынках
(КонсультантПлюс, 2025)не опубликовано в срок в сети Интернет аудиторское заключение к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту
(КонсультантПлюс, 2025)не опубликовано в срок в сети Интернет аудиторское заключение к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Непосредственно за нарушение требований об обязательном аудите установлена ст. 5.68 "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите" КоАП РФ (статья введена Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ <100>), соответственно, лишь для случаев нарушения таких требований политическими партиями.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Непосредственно за нарушение требований об обязательном аудите установлена ст. 5.68 "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите" КоАП РФ (статья введена Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ <100>), соответственно, лишь для случаев нарушения таких требований политическими партиями.
Статья: ФСБУ 14/2022: последствия изменения учетной политики. Может ли это повлиять на проведение обязательного аудита
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Обращаем внимание, что КоАП установлена административная ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита, которое отнесено к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету (примечание 1 к ст. 15.11, примечание 4 к ст. 15.15.6 КоАП). И не имеет значения, что буквально в указанных статьях и примечаниях говорится о санкциях за отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. Ведь если обязательный аудит не будет проведен, то и хранить будет нечего. Следовательно, ответственность может наступить немедленно после окончания срока проведения обязательного аудита, то есть года, в течение которого он должен быть проведен (в п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) указано, что аудиторское заключение об отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, представляется в ГИРБО в виде электронного документа не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом).
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Обращаем внимание, что КоАП установлена административная ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита, которое отнесено к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету (примечание 1 к ст. 15.11, примечание 4 к ст. 15.15.6 КоАП). И не имеет значения, что буквально в указанных статьях и примечаниях говорится о санкциях за отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов. Ведь если обязательный аудит не будет проведен, то и хранить будет нечего. Следовательно, ответственность может наступить немедленно после окончания срока проведения обязательного аудита, то есть года, в течение которого он должен быть проведен (в п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) указано, что аудиторское заключение об отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, представляется в ГИРБО в виде электронного документа не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.68. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.68. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)Согласно положениям ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ в компетенцию мировых судей входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.3 - 5.12, 5.14 - 5.25, 5.45 - 5.50, 5.52, 5.56, 5.58, 5.64 - 5.69 КоАП РФ, поскольку санкциями указанных статей не предусмотрено административное наказание в виде приостановления деятельности, абсолютно во всех составах основным наказанием является административный штраф, размер которого варьируется от 1 000 руб. до 1 млн руб. (ст. 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума", ст. 5.68 КоАП РФ "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите"). Потенциально некоторые составы избирательных правонарушений могут быть рассмотрены и судьями районных судов в случае проведения административного расследования.
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)Согласно положениям ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ в компетенцию мировых судей входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.3 - 5.12, 5.14 - 5.25, 5.45 - 5.50, 5.52, 5.56, 5.58, 5.64 - 5.69 КоАП РФ, поскольку санкциями указанных статей не предусмотрено административное наказание в виде приостановления деятельности, абсолютно во всех составах основным наказанием является административный штраф, размер которого варьируется от 1 000 руб. до 1 млн руб. (ст. 5.18 КоАП РФ "Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума", ст. 5.68 КоАП РФ "Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите"). Потенциально некоторые составы избирательных правонарушений могут быть рассмотрены и судьями районных судов в случае проведения административного расследования.
Типовая ситуация: Обязательный аудит: кто проходит и как сдать заключение
(Издательство "Главная книга", 2025)Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита нет, но за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица - до 500 руб., а если нет аудиторских заключений за прошлые годы - до 10 000 руб. (ст. ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита нет, но за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС организацию могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Штраф для должностного лица - до 500 руб., а если нет аудиторских заключений за прошлые годы - до 10 000 руб. (ст. ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП РФ).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, в налоговый орган - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого наступает по ст. 19.7 КоАП РФ. На должностное лицо могут наложить штраф в размере от 300 до 500 руб., на юридическое лицо - от 3 000 до 5 000 руб.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, в налоговый орган - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого наступает по ст. 19.7 КоАП РФ. На должностное лицо могут наложить штраф в размере от 300 до 500 руб., на юридическое лицо - от 3 000 до 5 000 руб.
Статья: Привлечение должностного лица учреждения к ответственности за нарушения в бухгалтерском учете
(Подкопаев М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
(Подкопаев М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)6) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)6) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Статья: Определение размера искажения бухгалтерской отчетности
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, сдаче отчетности и исполнению (планированию) бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствие в течение установленного срока хранения любого из перечисленных видов документов (пп. 7 п. 4 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствие в течение установленного срока хранения любого из перечисленных видов документов (пп. 7 п. 4 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ):
Вопрос: Становится ли субъектом контроля по Закону N 44-ФЗ корпоративный заказчик, который в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключает договор на проведение обязательного аудита по Закону N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2024, N 12)Вопрос: Становится ли субъектом контроля по Закону N 44-ФЗ корпоративный заказчик, который в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключает договор на проведение обязательного аудита по Закону N 44-ФЗ?
("Вестник Института госзакупок", 2024, N 12)Вопрос: Становится ли субъектом контроля по Закону N 44-ФЗ корпоративный заказчик, который в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключает договор на проведение обязательного аудита по Закону N 44-ФЗ?
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 7 Закона), понятием грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое используется в ст. 15.11 КоАП РФ, согласно примечанию к данной статье охватывается в том числе отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 7 Закона), понятием грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое используется в ст. 15.11 КоАП РФ, согласно примечанию к данной статье охватывается в том числе отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При осуществлении подобного контроля следует учитывать такие правовые акты, как Приказ Росохранкультуры от 15.10.2010 N 182 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 N 155, а ее функции переданы Министерству культуры РФ, которое является правопреемником Росохранкультуры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений) и Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год (согласно законодательству Российской Федерации) (утв. Минфином России).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При осуществлении подобного контроля следует учитывать такие правовые акты, как Приказ Росохранкультуры от 15.10.2010 N 182 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 N 155, а ее функции переданы Министерству культуры РФ, которое является правопреемником Росохранкультуры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений) и Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год (согласно законодательству Российской Федерации) (утв. Минфином России).