Обязательный аудит инвентаризация
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный аудит инвентаризация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовой титул инвесторов на имущество инвестиционных фондов SICAV и SICAF
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)За деятельностью управляющих осуществляется тройной контроль <18>. Во-первых, контроль осуществляется кредитной организацией, в которой открыты расчетные счета SICAV и которая является частью кредитной системы Европейского союза. Кредитная организация осуществляет контроль на стадии распоряжения имуществом SICAV, контролируя цель и эффективность распоряжения вкладами, а также оценивая риск наступления неплатежеспособности SICAV. При несоответствии сделки уставу и положениям нормативно-правовых актов кредитная организация отказывает в совершении банковской операции. Кредитная организация несет ответственность перед вкладчиками за причинение вреда SICAV в результате одобрения сделки. Во-вторых, контроль осуществляется органом централизованного управления и регистратором, которые отвечают за проведение инвентаризации имущества SICAV, проверку бухгалтерской документации и ведение реестра вкладчиков. В-третьих, обязательной является ежегодная аудиторская проверка.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)За деятельностью управляющих осуществляется тройной контроль <18>. Во-первых, контроль осуществляется кредитной организацией, в которой открыты расчетные счета SICAV и которая является частью кредитной системы Европейского союза. Кредитная организация осуществляет контроль на стадии распоряжения имуществом SICAV, контролируя цель и эффективность распоряжения вкладами, а также оценивая риск наступления неплатежеспособности SICAV. При несоответствии сделки уставу и положениям нормативно-правовых актов кредитная организация отказывает в совершении банковской операции. Кредитная организация несет ответственность перед вкладчиками за причинение вреда SICAV в результате одобрения сделки. Во-вторых, контроль осуществляется органом централизованного управления и регистратором, которые отвечают за проведение инвентаризации имущества SICAV, проверку бухгалтерской документации и ведение реестра вкладчиков. В-третьих, обязательной является ежегодная аудиторская проверка.
Статья: О некоторых вопросах противодействия фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации
(Малахова В.Ю., Молчанова М.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Следует отметить, что проблемы с недостоверной финансовой отчетностью также возникают и в связи с недостаточным контролем государственных органов над деятельностью организаций. В тех компаниях, которые проходят обязательную аудиторскую проверку, шанс встретить фальсифицированную документацию ниже, в связи с возможностью скорого выявления ошибок. А те компании, которые не входят в категорию обязательного аудита, могут легко корректировать свою отчетность в зависимости от преследуемой цели. Поэтому при усилении контроля посредством ежегодной инвентаризации, проведения большего количества выездных проверок, создания ревизионных комиссий будут организованы превентивные меры по отношению к более тяжким экономическим преступлениям.
(Малахова В.Ю., Молчанова М.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Следует отметить, что проблемы с недостоверной финансовой отчетностью также возникают и в связи с недостаточным контролем государственных органов над деятельностью организаций. В тех компаниях, которые проходят обязательную аудиторскую проверку, шанс встретить фальсифицированную документацию ниже, в связи с возможностью скорого выявления ошибок. А те компании, которые не входят в категорию обязательного аудита, могут легко корректировать свою отчетность в зависимости от преследуемой цели. Поэтому при усилении контроля посредством ежегодной инвентаризации, проведения большего количества выездных проверок, создания ревизионных комиссий будут организованы превентивные меры по отношению к более тяжким экономическим преступлениям.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация)"
(Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 41 от 22.12.2005)- рекомендации по применению аудиторских стандартов при аудите инвентаризации.
(Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 41 от 22.12.2005)- рекомендации по применению аудиторских стандартов при аудите инвентаризации.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
Статья: Будущее бухучета и аудита в России. Утверждены основные направления развития до 2030 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 45)- уточнить нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 45)- уточнить нормы об инвентаризации активов и обязательств организаций, а также о составлении финансовой отчетности при преобразовании организаций;
Статья: Рекомендация Р-159/2024-КпР "Инвентаризационные процедуры в процессе деятельности"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 20.02.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В соответствии с частью 2 этой же статьи экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). С учетом требований части 1 статьи 9 и частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона предупреждение расхождений между действительными последствиями фактов хозяйственной жизни и соответствующими данными регистров бухгалтерского учета, своевременное выявление этих расхождений и их регистрация являются важнейшей задачей внутреннего контроля. В этой связи инвентаризация выступает одним из базовых элементов систем внутреннего контроля организаций и должна организовываться во взаимосвязи с другими элементами этой системы.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 20.02.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В соответствии с частью 2 этой же статьи экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). С учетом требований части 1 статьи 9 и частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона предупреждение расхождений между действительными последствиями фактов хозяйственной жизни и соответствующими данными регистров бухгалтерского учета, своевременное выявление этих расхождений и их регистрация являются важнейшей задачей внутреннего контроля. В этой связи инвентаризация выступает одним из базовых элементов систем внутреннего контроля организаций и должна организовываться во взаимосвязи с другими элементами этой системы.
Статья: Рекомендация Р-157/2024-КпР "Фактическое наличие инвентаризируемых объектов"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.01.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В соответствии с частью 2 этой же статьи экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.01.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В соответствии с частью 2 этой же статьи экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Представляется, что правило о необходимости заключения ревизионной комиссии (ревизора) подлежит применению даже в случаях, когда в обществе был проведен обязательный аудит и имеется положительное заключение аудитора о достоверности годовой бухгалтерской отчетности <1>. Это обусловлено тем, что аудит не проверяет в полном объеме всю финансово-хозяйственную деятельность и годовой отчет общества. Целью аудита является проведение независимой проверки только бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для формирования мнения о достоверности такой отчетности <2>. В то же время ревизионная комиссия (ревизор) могут не только проверять ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности общества, но и контролировать управленческую деятельность организации в финансово-хозяйственном аспекте. В одном из дел ФАС Московского округа обратил внимание на то, что ревизионная комиссия должна осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности, периодический анализ в том числе организации документооборота и своевременного поступления в бухгалтерию первичных учетных документов, полноты и своевременности годовых инвентаризаций всех статей баланса, а также отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности до проведения внешнего аудита <3>.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Представляется, что правило о необходимости заключения ревизионной комиссии (ревизора) подлежит применению даже в случаях, когда в обществе был проведен обязательный аудит и имеется положительное заключение аудитора о достоверности годовой бухгалтерской отчетности <1>. Это обусловлено тем, что аудит не проверяет в полном объеме всю финансово-хозяйственную деятельность и годовой отчет общества. Целью аудита является проведение независимой проверки только бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для формирования мнения о достоверности такой отчетности <2>. В то же время ревизионная комиссия (ревизор) могут не только проверять ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности общества, но и контролировать управленческую деятельность организации в финансово-хозяйственном аспекте. В одном из дел ФАС Московского округа обратил внимание на то, что ревизионная комиссия должна осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности, периодический анализ в том числе организации документооборота и своевременного поступления в бухгалтерию первичных учетных документов, полноты и своевременности годовых инвентаризаций всех статей баланса, а также отражение результатов инвентаризации в учете и отчетности до проведения внешнего аудита <3>.
Типовая ситуация: Налоги-2026: главные изменения
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 9/2025 "Доходы" вступает в силу с отчетности за 2027 г., он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Основные изменения: условием для признания выручки будет не переход права собственности, а переход к покупателю контроля над продукцией; прочие доходы переименуют в доходы, отличные от выручки; фирмы, подлежащие обязательному аудиту, смогут по желанию применять МСФО вместо ФСБУ 9/2025. Переход на новый порядок в отчетности надо будет отразить ретроспективно - пересчитать доходы за прошлые периоды, но разрешен и упрощенный порядок (п. п. 6, 11, 12 ФСБУ 9/2025).
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 9/2025 "Доходы" вступает в силу с отчетности за 2027 г., он заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Основные изменения: условием для признания выручки будет не переход права собственности, а переход к покупателю контроля над продукцией; прочие доходы переименуют в доходы, отличные от выручки; фирмы, подлежащие обязательному аудиту, смогут по желанию применять МСФО вместо ФСБУ 9/2025. Переход на новый порядок в отчетности надо будет отразить ретроспективно - пересчитать доходы за прошлые периоды, но разрешен и упрощенный порядок (п. п. 6, 11, 12 ФСБУ 9/2025).