Обязательный аудит 223
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательный аудит 223 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аудиторских услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...из буквального содержания части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что законодателем прямо исключены из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...из буквального содержания части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что законодателем прямо исключены из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для закупки услуг обязательного аудита ряду заказчиков, работающих по Закону N 223-ФЗ, необходимо проводить процедуру электронного конкурса по правилам Закона N 44-ФЗ. Отбор аудиторской организации в этом случае исключен из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Для закупки услуг обязательного аудита ряду заказчиков, работающих по Закону N 223-ФЗ, необходимо проводить процедуру электронного конкурса по правилам Закона N 44-ФЗ. Отбор аудиторской организации в этом случае исключен из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"6. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательному аудиту.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"6. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательному аудиту.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации""3) особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг. ".
(ред. от 02.07.2021)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации""3) особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг. ".
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В случае если заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, не упоминаются в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности или закупают иные аудиторские услуги, которые не относятся к обязательному аудиту, то данные лица при закупках руководствуются Законом N 223-ФЗ и своим положением о закупке.
(КонсультантПлюс, 2025)В случае если заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, не упоминаются в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности или закупают иные аудиторские услуги, которые не относятся к обязательному аудиту, то данные лица при закупках руководствуются Законом N 223-ФЗ и своим положением о закупке.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 1 письма Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 24.01.2018 N 24-04-06/3691/РП/4072/18 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Письмо) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 1 письма Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 24.01.2018 N 24-04-06/3691/РП/4072/18 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Письмо) юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Статья: Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Первой особенностью закупок обязательного аудита является то, что отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита осуществляется без применения Закона N 223-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В результате заказчики по Закону N 223-ФЗ избавлены от необходимости проведения закупочных процедур для заключения договора на обязательный аудит по правилам Закона N 223-ФЗ.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Первой особенностью закупок обязательного аудита является то, что отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита осуществляется без применения Закона N 223-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В результате заказчики по Закону N 223-ФЗ избавлены от необходимости проведения закупочных процедур для заключения договора на обязательный аудит по правилам Закона N 223-ФЗ.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <113> при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности издано письмо Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" <114>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <113> при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности издано письмо Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" <114>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Есть практика выбора аудитора путем проведения заинтересованным лицом торгов на право заключения аудиторского договора. Если в уставном (складочном) капитале организации, для которой обязательность аудита установлена законом, доля федеральной государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, то выбор аудитора должен происходить путем проведения торгов в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Закона 307-ФЗ). Это же требование относится к государственным и муниципальным предприятиям. Торги проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1>.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Есть практика выбора аудитора путем проведения заинтересованным лицом торгов на право заключения аудиторского договора. Если в уставном (складочном) капитале организации, для которой обязательность аудита установлена законом, доля федеральной государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, то выбор аудитора должен происходить путем проведения торгов в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Закона 307-ФЗ). Это же требование относится к государственным и муниципальным предприятиям. Торги проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1>.
Статья: Административная ответственность по ч. 3 ст. 7.32.4 КоАП РФ за размещение в ЕИС противоречащих друг другу протоколов
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)В большинстве случаев Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков проводить обязательные торги для удовлетворения собственных нужд при проведении закупок. Мы не берем в расчет исключительные и единичные случаи, например электронный конкурс, проводимый корпоративным заказчиком в порядке Закона N 44-ФЗ, на право заключения договора на обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)В большинстве случаев Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков проводить обязательные торги для удовлетворения собственных нужд при проведении закупок. Мы не берем в расчет исключительные и единичные случаи, например электронный конкурс, проводимый корпоративным заказчиком в порядке Закона N 44-ФЗ, на право заключения договора на обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".