Обязательные требования к участникам закупки 223
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательные требования к участникам закупки 223 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Исполнение договора при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)УФАС, рассмотрев жалобу ООО... признало ее обоснованной, в действиях Учреждения установило нарушение... Закона N 223-ФЗ, выразившееся... во внесении... требования к... участникам [закупки - ред.] об обязательном наличии действующей лицензии на оказание услуг связи.
(КонсультантПлюс, 2025)УФАС, рассмотрев жалобу ООО... признало ее обоснованной, в действиях Учреждения установило нарушение... Закона N 223-ФЗ, выразившееся... во внесении... требования к... участникам [закупки - ред.] об обязательном наличии действующей лицензии на оказание услуг связи.
Важнейшая практика по ст. 17 Закона о защите конкуренцииПризнают ограничением конкуренции при закупках по Закону N 223-ФЗ установление:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, вправе установить обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 - 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, вправе установить обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 - 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В документации необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое, в том числе индивидуальный предприниматель, либо несколько юридических, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки). Данные лица должны соответствовать требованиям, установленным в положении (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
(КонсультантПлюс, 2025)В документации необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое, в том числе индивидуальный предприниматель, либо несколько юридических, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки). Данные лица должны соответствовать требованиям, установленным в положении (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Готовое решение: Как проводить открытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В документации необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое (в том числе индивидуальный предприниматель) либо несколько этих лиц, выступающих на стороне одного участника закупки). Данные лица должны соответствовать требованиям, установленным в положении (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В документации необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое (в том числе индивидуальный предприниматель) либо несколько этих лиц, выступающих на стороне одного участника закупки). Данные лица должны соответствовать требованиям, установленным в положении (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"Установлено дополнительное требование в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)"Установлено дополнительное требование в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Статья: О некоторых аспектах ответственности за предоставление заказчику недостоверной информации в корпоративных закупках
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ устанавливать требование к опыту ее участника
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки... должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом N 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона N 135-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ устанавливать требование к опыту ее участника
(КонсультантПлюс, 2025)<...> ...Реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки... должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом N 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона N 135-ФЗ.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Основные требования к конкурентным закупкам установлены в ст. 3, 3.2 - 3.3, 4 Закона 223-ФЗ. Заказчикам, обязанным проводить закупки, участниками которых являются только субъекты МСП, дополнительно необходимо обратить внимание на требования ст. 3.4 Закона 223-ФЗ и ПП 1352 <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Основные требования к конкурентным закупкам установлены в ст. 3, 3.2 - 3.3, 4 Закона 223-ФЗ. Заказчикам, обязанным проводить закупки, участниками которых являются только субъекты МСП, дополнительно необходимо обратить внимание на требования ст. 3.4 Закона 223-ФЗ и ПП 1352 <1>.
Статья: Проблемные вопросы разработки положения о закупках на примере заказчиков Забайкальского края
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Рассмотрим особенности применения Положения о закупках и организации закупочной деятельности на примере заказчиков Забайкальского края, деятельность которых подпадает под сферу регулирования Закона N 223-ФЗ. По информации, размещенной на официальном сайте в ГИС ЕИС, на 1 апреля 2024 г. размещено 597 положений о закупках заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территории Забайкальского края <5>. Большинство заказчиков самостоятельны в разработке Положения о закупках и при этом только ограничены требованиями законодательства к соблюдению принципов закупки, таких как информационная открытость, развитие конкуренции среди участников закупки, эффективное расходование денежных средств (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). В соответствии с требованиями законодательства разрабатываемое Положение должно содержать следующие обязательные блоки (рис. 1).
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Рассмотрим особенности применения Положения о закупках и организации закупочной деятельности на примере заказчиков Забайкальского края, деятельность которых подпадает под сферу регулирования Закона N 223-ФЗ. По информации, размещенной на официальном сайте в ГИС ЕИС, на 1 апреля 2024 г. размещено 597 положений о закупках заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территории Забайкальского края <5>. Большинство заказчиков самостоятельны в разработке Положения о закупках и при этом только ограничены требованиями законодательства к соблюдению принципов закупки, таких как информационная открытость, развитие конкуренции среди участников закупки, эффективное расходование денежных средств (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). В соответствии с требованиями законодательства разрабатываемое Положение должно содержать следующие обязательные блоки (рис. 1).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Например, при закупке "работ по капитальному ремонту ОКС (за исключением линейного объекта)", указанных в поз. 10 приложения к ПП РФ N 2571, участник закупки может представить исполненный контракт/договор на выполнение работ по капитальному ремонту ОКС. В таком случае это должен быть контракт/договор, заключенный по Закону N 44-ФЗ или по Закону N 223-ФЗ. Если участник закупки выполнял капитальный ремонт ОКС, принадлежащего физическому лицу, он не сможет подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям представлением такого договора. Но это не означает, что он не сможет поучаствовать в рассматриваемой закупке, ведь он может подтвердить наличие у него:
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Например, при закупке "работ по капитальному ремонту ОКС (за исключением линейного объекта)", указанных в поз. 10 приложения к ПП РФ N 2571, участник закупки может представить исполненный контракт/договор на выполнение работ по капитальному ремонту ОКС. В таком случае это должен быть контракт/договор, заключенный по Закону N 44-ФЗ или по Закону N 223-ФЗ. Если участник закупки выполнял капитальный ремонт ОКС, принадлежащего физическому лицу, он не сможет подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям представлением такого договора. Но это не означает, что он не сможет поучаствовать в рассматриваемой закупке, ведь он может подтвердить наличие у него:
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В документации необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое (в том числе индивидуальный предприниматель)) либо несколько таких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. В последнем случае требования должны предъявляться к группе лиц в совокупности, а не к отдельному ее участнику (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).
(КонсультантПлюс, 2025)В документации необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое (в том числе индивидуальный предприниматель)) либо несколько таких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. В последнем случае требования должны предъявляться к группе лиц в совокупности, а не к отдельному ее участнику (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "На заседании Комиссии ФАС России при рассмотрении дела N 223ФЗ-550/20 представитель АО "Мосинжпроект" представил материалы и пояснил, что согласно требованиям Документации участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, а также архитектурно-строительного проектирования с предоставлением соответствующих выписок из реестра СРО.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам: "На заседании Комиссии ФАС России при рассмотрении дела N 223ФЗ-550/20 представитель АО "Мосинжпроект" представил материалы и пояснил, что согласно требованиям Документации участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, а также архитектурно-строительного проектирования с предоставлением соответствующих выписок из реестра СРО.