Обязательное раскрытие информации акционерным обществом
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное раскрытие информации акционерным обществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)Раздел VIII. Обязательное раскрытие информации акционерными обществами
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)Раздел VIII. Обязательное раскрытие информации акционерными обществами
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации
(ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.09.2025)
"Об акционерных обществах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации
Статья: Раскрытие информации публичными акционерными обществами: основные положения
(Ломакин Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)Закрепляя множество специфических характеристик, позволяющих отделить публичное акционерное общество от непубличного, законодатель одновременно подчеркивает и определяющие отличия указанных коммерческих корпораций, к числу которых как раз и относится публичное ведение дел. В самом общем виде принцип публичного ведения дел зафиксирован в п. 6 ст. 97 ГК РФ, согласно которому публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом. Данный принцип прежде всего служит гарантией от нарушения прав и законных интересов третьих лиц, не являющихся акционерами, но обладающих потенциальной возможностью стать ими в силу того обстоятельства, что публичное акционерное общество вправе размещать свои акции по открытой подписке среди неограниченного круга лиц (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Очевидно, что инвестор такого общества, находящийся за рамками его корпоративной структуры, прежде чем избрать акции публичного общества объектом своих инвестиций, должен иметь доступ к определенным законом сведениям о деятельности общества, которые могут оказать существенное влияние на принятие им инвестиционного решения. В наибольшей мере сказанное верно применительно к классу так называемых информированных инвесторов, на позицию которых, выработанную на основе публичной информации, будут ориентироваться иные инвесторы при решении вопроса о приобретении акций <6>.
(Ломакин Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)Закрепляя множество специфических характеристик, позволяющих отделить публичное акционерное общество от непубличного, законодатель одновременно подчеркивает и определяющие отличия указанных коммерческих корпораций, к числу которых как раз и относится публичное ведение дел. В самом общем виде принцип публичного ведения дел зафиксирован в п. 6 ст. 97 ГК РФ, согласно которому публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом. Данный принцип прежде всего служит гарантией от нарушения прав и законных интересов третьих лиц, не являющихся акционерами, но обладающих потенциальной возможностью стать ими в силу того обстоятельства, что публичное акционерное общество вправе размещать свои акции по открытой подписке среди неограниченного круга лиц (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Очевидно, что инвестор такого общества, находящийся за рамками его корпоративной структуры, прежде чем избрать акции публичного общества объектом своих инвестиций, должен иметь доступ к определенным законом сведениям о деятельности общества, которые могут оказать существенное влияние на принятие им инвестиционного решения. В наибольшей мере сказанное верно применительно к классу так называемых информированных инвесторов, на позицию которых, выработанную на основе публичной информации, будут ориентироваться иные инвесторы при решении вопроса о приобретении акций <6>.
Статья: Правовое регулирование редомициляции: современные тенденции и зарубежный опыт
(Чистякова Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Указанное специальное правило, очевидно, не является своего рода калькой возможностей, которые предоставлялись офшорами, не раскрывающими сведения о бенефициарах, поскольку не является страховкой от уголовно-правовых рисков. Данное правило предусмотрено в качестве страховки от санкционных рисков лиц, которые будут единоличными исполнительными органами международных компаний. В настоящей политико-правовой ситуации процедура "переезда" крупных российских компаний зачастую не встречает понимания у стран "исходящей" редомициляции, поскольку в дальнейшем влечет утрату корпоративной власти иностранными инвесторами <22>. Поэтому логичным контрдействием будет внесение лиц, которые способствовали "переезду" в Россию, в санкционные списки. Норма Закона о МК и МФ в таком контексте является эффективной, особенно при применении совместно с иными нормативными правовыми актами, предоставляющими послабления в части обязательного раскрытия <23> информации акционерными обществами. Возможно, указанные специальные правила Закона о МК и МФ и Постановления Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102 станут началом общей тенденции смягчения требований по обязательному раскрытию компаниями личного состава органов управления;
(Чистякова Ю.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Указанное специальное правило, очевидно, не является своего рода калькой возможностей, которые предоставлялись офшорами, не раскрывающими сведения о бенефициарах, поскольку не является страховкой от уголовно-правовых рисков. Данное правило предусмотрено в качестве страховки от санкционных рисков лиц, которые будут единоличными исполнительными органами международных компаний. В настоящей политико-правовой ситуации процедура "переезда" крупных российских компаний зачастую не встречает понимания у стран "исходящей" редомициляции, поскольку в дальнейшем влечет утрату корпоративной власти иностранными инвесторами <22>. Поэтому логичным контрдействием будет внесение лиц, которые способствовали "переезду" в Россию, в санкционные списки. Норма Закона о МК и МФ в таком контексте является эффективной, особенно при применении совместно с иными нормативными правовыми актами, предоставляющими послабления в части обязательного раскрытия <23> информации акционерными обществами. Возможно, указанные специальные правила Закона о МК и МФ и Постановления Правительства РФ от 04.07.2023 N 1102 станут началом общей тенденции смягчения требований по обязательному раскрытию компаниями личного состава органов управления;
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В качестве примера установления необходимости опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности следует упомянуть статью 92 "Обязательное раскрытие обществом информации" Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно положениям которой (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ <176>): публичное акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 1); непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50 обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (п. 1.1). Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества регламентировано главой 58 Положения Банка России от 27 марта 2020 г. N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <177>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В качестве примера установления необходимости опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности следует упомянуть статью 92 "Обязательное раскрытие обществом информации" Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно положениям которой (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ <176>): публичное акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 1); непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50 обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (п. 1.1). Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества регламентировано главой 58 Положения Банка России от 27 марта 2020 г. N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <177>.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок приобретения более 30 процентов акций публичного акционерного общества путем направления обязательного предложенияЭТАП 4. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЛИЦОМ, НАПРАВЛЯЮЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ПРИОБРЕТЕНИИ БОЛЕЕ 30 ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Административная ответственность акционерных обществ за неисполнение ими требований по раскрытию информацииПорядок, состав, сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Статья: Обновленная форма 0409053: как заполнить в IV квартале и что изменится с 1 января с учетом Указания N 6406-У
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)Для акционерных обществ обязательным также является раскрытие сведений о номинальном держателе акций в случаях, если номинальному держателю переданы принадлежащие резиденту акции в количестве, составляющем более 1% уставного капитала, либо принадлежащие нерезиденту акции (вне зависимости от их количества).
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)Для акционерных обществ обязательным также является раскрытие сведений о номинальном держателе акций в случаях, если номинальному держателю переданы принадлежащие резиденту акции в количестве, составляющем более 1% уставного капитала, либо принадлежащие нерезиденту акции (вне зависимости от их количества).
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Строку 2900 на основании п. 2 и пп. "а" п. 16 Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли обязаны заполнять акционерные общества. Данная информация носит справочный характер.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Строку 2900 на основании п. 2 и пп. "а" п. 16 Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли обязаны заполнять акционерные общества. Данная информация носит справочный характер.