Обязательное проведение публичных слушаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное проведение публичных слушаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Публичные слушания, общественные обсуждения" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""По смыслу ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ проведение публичных слушаний является обязательным условием для принятия представительным органом решения о согласии на объединение городских округов."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Судами установлено и следует из материалов дела, что административным ответчиком соблюден обязательный порядок проведения общественных слушаний по проекту генерального плана, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации: общественные обсуждения по проекту Генерального плана проведены в соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По результатам публичных слушаний составлен протокол от 25 февраля 2020 года и заключение от 23 марта 2020 года, которые были официально опубликованы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В первоначальной редакции ГрК РФ был закреплен (и с формальной точки зрения остается там и поныне) принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия <9>. Применительно, например, к ПЗЗ он реализовывался в виде обязательного проведения публичных слушаний продолжительностью от двух до четырех месяцев со дня опубликования проекта ПЗЗ. Иными словами, местные жители могли влиять на принятие градостроительных решений не только через избираемых ими депутатов представительных органов местного самоуправления, но и посредством участия в публичных слушаниях.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В первоначальной редакции ГрК РФ был закреплен (и с формальной точки зрения остается там и поныне) принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия <9>. Применительно, например, к ПЗЗ он реализовывался в виде обязательного проведения публичных слушаний продолжительностью от двух до четырех месяцев со дня опубликования проекта ПЗЗ. Иными словами, местные жители могли влиять на принятие градостроительных решений не только через избираемых ими депутатов представительных органов местного самоуправления, но и посредством участия в публичных слушаниях.
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Таким образом, складывается ситуация, при которой отдельными федеральными законами, определяющими вопросы организации системы публичной власти, установлена обязательная процедура проведения публичных слушаний на стадии рассмотрения проектов региональных и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а в соответствии с БК РФ проведение публичных слушаний не является составляющей названных стадий бюджетного процесса.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Таким образом, складывается ситуация, при которой отдельными федеральными законами, определяющими вопросы организации системы публичной власти, установлена обязательная процедура проведения публичных слушаний на стадии рассмотрения проектов региональных и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а в соответствии с БК РФ проведение публичных слушаний не является составляющей названных стадий бюджетного процесса.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)11. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
(ред. от 31.07.2025)11. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для требования об обязательном проведении общественных обсуждений/публичных слушаний есть одно исключение: если УРВИ участка включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в ПЗЗ порядке после проведения общественных обсуждений/публичных слушаний по инициативе заинтересованного в предоставлении разрешения на УРВИ лица, решение о предоставлении разрешения на УРВИ такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для требования об обязательном проведении общественных обсуждений/публичных слушаний есть одно исключение: если УРВИ участка включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в ПЗЗ порядке после проведения общественных обсуждений/публичных слушаний по инициативе заинтересованного в предоставлении разрешения на УРВИ лица, решение о предоставлении разрешения на УРВИ такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Как показывает судебная практика, суды встают на сторону землепользователя, о чем свидетельствует Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2020 года N Ф06-59285/2020 по делу N А65-24167/2019. В этом споре предприниматель обратился в суд с заявлением о признании полностью недействующим Постановления "Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок...". Положением "О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани" было установлено обязательное условие - проведение публичных слушаний. В нарушение установленного порядка публичные слушания проведены не были. Кроме того, экспертами в ходе проведения судебной экспертизы было установлено, что отсутствует необходимость в установлении публичного сервитута в отношении спорного земельного участка. При наличии таких обстоятельств Постановление было признано недействительным.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Как показывает судебная практика, суды встают на сторону землепользователя, о чем свидетельствует Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2020 года N Ф06-59285/2020 по делу N А65-24167/2019. В этом споре предприниматель обратился в суд с заявлением о признании полностью недействующим Постановления "Об установлении постоянного публичного сервитута на земельный участок...". Положением "О порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории г. Казани" было установлено обязательное условие - проведение публичных слушаний. В нарушение установленного порядка публичные слушания проведены не были. Кроме того, экспертами в ходе проведения судебной экспертизы было установлено, что отсутствует необходимость в установлении публичного сервитута в отношении спорного земельного участка. При наличии таких обстоятельств Постановление было признано недействительным.
Статья: Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Рассматривая предлагаемое выше регулирование, заметим, что законодательством Российской Федерации о публичной власти <10> (в том числе на уровне местного самоуправления) уже предусмотрена обязательность проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (проекту местного бюджета). В то же время действующие законоположения не содержат упоминания о рациональности сроков проведения таких процедур, в чем видится одна из новелл предлагаемого правового регулирования.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Рассматривая предлагаемое выше регулирование, заметим, что законодательством Российской Федерации о публичной власти <10> (в том числе на уровне местного самоуправления) уже предусмотрена обязательность проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (проекту местного бюджета). В то же время действующие законоположения не содержат упоминания о рациональности сроков проведения таких процедур, в чем видится одна из новелл предлагаемого правового регулирования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13.1. Часть 13.1 комментируемой статьи предусматривает обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при утверждении органами местного самоуправления муниципального района проектов планировки территории и проектов межевания территории. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 13.2 комментируемой статьи и ч. 5.1 ст. 46 комментируемого Кодекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13.1. Часть 13.1 комментируемой статьи предусматривает обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при утверждении органами местного самоуправления муниципального района проектов планировки территории и проектов межевания территории. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 13.2 комментируемой статьи и ч. 5.1 ст. 46 комментируемого Кодекса.