Обязательное опубликование нпа
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное опубликование нпа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. Частями 3 и 4 комментируемой статьи предусмотрено требование об обязательном опубликовании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и доведение таким образом их содержания до сведения лиц, обязанных их соблюдать.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. Частями 3 и 4 комментируемой статьи предусмотрено требование об обязательном опубликовании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и доведение таким образом их содержания до сведения лиц, обязанных их соблюдать.
Готовое решение: Как формируются перечни инновационной, высокотехнологичной продукции для целей осуществления закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты, не требует обязательного опубликования перечня задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения. Поэтому ответственность за его неопубликование также не установлена.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты, не требует обязательного опубликования перечня задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения. Поэтому ответственность за его неопубликование также не установлена.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Условием вступления в силу нормативного правового акта является его обязательное опубликование в официальном источнике опубликования, определенном для каждого вида нормативных правовых актов. Таких источников может быть несколько. Официальным опубликованием может быть как публикация нормативного акта в печатном издании, так и размещение его текста на официальном сайте.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Условием вступления в силу нормативного правового акта является его обязательное опубликование в официальном источнике опубликования, определенном для каждого вида нормативных правовых актов. Таких источников может быть несколько. Официальным опубликованием может быть как публикация нормативного акта в печатном издании, так и размещение его текста на официальном сайте.
Статья: Поручения Президента Российской Федерации - локальный правовой акт конституционного уровня
(Обгольц С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Определение поручениям в настоящее время нормативно не дано. Администрация Президента РФ сообщает, что поручения не являются нормативно-правовым актом, не подлежат обязательному опубликованию и направляются лишь должностным лицам, которым адресованы <17>. Поручения, в отличие от указов и распоряжений, в силу отсутствия законодательного закрепления, не обязательны к исполнению и не влекут никаких последствий в случае невыполнения, не обладают признаком общеобязательности, поэтому поручения нельзя назвать нормативным правовым актом.
(Обгольц С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Определение поручениям в настоящее время нормативно не дано. Администрация Президента РФ сообщает, что поручения не являются нормативно-правовым актом, не подлежат обязательному опубликованию и направляются лишь должностным лицам, которым адресованы <17>. Поручения, в отличие от указов и распоряжений, в силу отсутствия законодательного закрепления, не обязательны к исполнению и не влекут никаких последствий в случае невыполнения, не обладают признаком общеобязательности, поэтому поручения нельзя назвать нормативным правовым актом.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)Официальное опубликование нормативного акта является одним из важнейших условий его существования и возможности выполнять регулирующую функцию. Именно благодаря этой процедуре у адресатов нормативного акта появляется возможность ознакомиться с его текстом для того, чтобы уяснить его содержание и в дальнейшем соотносить свое поведение с отраженными в нем нормами. Обязательность опубликования нормативных правовых актов распространяется не только на законодательство в узком смысле, но и на прочие нормативные акты, в том числе на нормативные правовые акты органов исполнительной власти. В данной статье проанализирована актуальная российская судебная практика по вопросу судебной оценки нарушений порядка опубликования таких актов. Изучены основные аргументы сторон и позиции судов, обнаружены многочисленные примеры отсутствия единообразия подходов в решении подобных казусов.
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)Официальное опубликование нормативного акта является одним из важнейших условий его существования и возможности выполнять регулирующую функцию. Именно благодаря этой процедуре у адресатов нормативного акта появляется возможность ознакомиться с его текстом для того, чтобы уяснить его содержание и в дальнейшем соотносить свое поведение с отраженными в нем нормами. Обязательность опубликования нормативных правовых актов распространяется не только на законодательство в узком смысле, но и на прочие нормативные акты, в том числе на нормативные правовые акты органов исполнительной власти. В данной статье проанализирована актуальная российская судебная практика по вопросу судебной оценки нарушений порядка опубликования таких актов. Изучены основные аргументы сторон и позиции судов, обнаружены многочисленные примеры отсутствия единообразия подходов в решении подобных казусов.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)На основании ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Вступлению в силу нормативного правового акта обязательно предшествует публикация текста документа в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)На основании ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Вступлению в силу нормативного правового акта обязательно предшествует публикация текста документа в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Статья: Минтруд планирует расширить перечень индикаторов риска для проведения внеплановых проверок и их видов
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ" (далее - Минтруд). Разберем эти дополнения.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ" (далее - Минтруд). Разберем эти дополнения.
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Для решения вопроса о конституционности проверяемой нормы может быть достаточно обращения к имеющемуся конституционному положению. Как показывает практика, в один шаг разрешаются споры на основе конституционных норм, содержащих правила, из которых недопустимо делать исключения. К их числу можно отнести, например, конституционную гарантию о недопустимости задержания лица на срок более 48 часов без судебного решения <86> или конституционное положение об обязательности опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина <87>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Для решения вопроса о конституционности проверяемой нормы может быть достаточно обращения к имеющемуся конституционному положению. Как показывает практика, в один шаг разрешаются споры на основе конституционных норм, содержащих правила, из которых недопустимо делать исключения. К их числу можно отнести, например, конституционную гарантию о недопустимости задержания лица на срок более 48 часов без судебного решения <86> или конституционное положение об обязательности опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина <87>.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, как отмечалось применительно к актам субъектов РФ, согласно позиции Конституционного Суда РФ конституционные предписания об обнародовании нормативных актов являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты. Отсюда следует, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию. Та же позиция высказывается в правовой доктрине (Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 788 с., комментарий к п. 2 ст. 47).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, как отмечалось применительно к актам субъектов РФ, согласно позиции Конституционного Суда РФ конституционные предписания об обнародовании нормативных актов являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты. Отсюда следует, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию. Та же позиция высказывается в правовой доктрине (Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 788 с., комментарий к п. 2 ст. 47).