Обязательное членство в сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательное членство в сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 57 "Реорганизация юридического лица" ГК РФ"Действующее гражданское законодательство, а также законодательство о градостроительной деятельности не содержит положений, регулирующих отношения правопреемства юридических лиц в отношении прав, на осуществление которых требуется обязательное членство в саморегулируемой организации."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка строительного контроля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Признаются недействительными конкурс и контракт на проведение строительного контроля, если заказчик не установил требование к участникам о членстве в СРО, которое было обязательным, и победителем стал участник, его не имеющий
(КонсультантПлюс, 2025)Признаются недействительными конкурс и контракт на проведение строительного контроля, если заказчик не установил требование к участникам о членстве в СРО, которое было обязательным, и победителем стал участник, его не имеющий
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Членство в саморегулируемой организации (СРО)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательное членство в СРО
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательное членство в СРО
Вопрос: Нужно ли подрядчику обязательное членство в строительной СРО для выполнения работ по устройству вентилируемого фасада при выполнении работ по текущему ремонту здания?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Нужно ли подрядчику обязательное членство в строительной СРО для выполнения работ по устройству вентилируемого фасада при выполнении работ по текущему ремонту здания?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Нужно ли подрядчику обязательное членство в строительной СРО для выполнения работ по устройству вентилируемого фасада при выполнении работ по текущему ремонту здания?
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О саморегулируемых организациях"2. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.
(ред. от 02.07.2021)
"О саморегулируемых организациях"2. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Так, требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ включите, когда для исполнения контракта необходимы членство в СРО, или обязательная аккредитация, или лицензия на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара, или разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, необходимого для исполнения контракта. Подробнее см. статью "Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки".
(КонсультантПлюс, 2025)Так, требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ включите, когда для исполнения контракта необходимы членство в СРО, или обязательная аккредитация, или лицензия на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара, или разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, необходимого для исполнения контракта. Подробнее см. статью "Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки".
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
Статья: К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Исходя из вышеперечисленных признаков и особенностей юридического оформления экологического сопровождения видится целесообразным интегрировать институт СРО в сферу экологического предпринимательства в рассматриваемой части. Важность данного шага обусловлена тем, что экологическая деятельность, помимо получения прибыли, направлена на решение задач, связанных с охраной окружающей среды, и имеет значение для общества в целом, а не исключительно отдельных хозяйствующих субъектов. Следует согласиться с мнением исследователей, согласно которому в силу особенностей экологического предпринимательства, требующего специфических знаний и компетенций, членство в СРО в данной сфере послужит гарантией наличия высокой квалификации у исполнителей услуг по экологическому сопровождению деятельности организации <10>. Именно это необходимо для снижения рисков, связанных с экологическими нарушениями, поскольку профессиональные стандарты и контроль со стороны СРО способствуют соблюдению законодательства и повышению качества предоставляемых услуг. Аналогичную ситуацию, как отмечает Ю.Г. Лескова, можно наблюдать в строительстве: высокая вероятность причинения вреда вследствие непрофессиональной деятельности обусловливает обязательное членство в СРО <11>, что подтверждает обоснованность применения подобного механизма и в сфере экологического сопровождения.
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Исходя из вышеперечисленных признаков и особенностей юридического оформления экологического сопровождения видится целесообразным интегрировать институт СРО в сферу экологического предпринимательства в рассматриваемой части. Важность данного шага обусловлена тем, что экологическая деятельность, помимо получения прибыли, направлена на решение задач, связанных с охраной окружающей среды, и имеет значение для общества в целом, а не исключительно отдельных хозяйствующих субъектов. Следует согласиться с мнением исследователей, согласно которому в силу особенностей экологического предпринимательства, требующего специфических знаний и компетенций, членство в СРО в данной сфере послужит гарантией наличия высокой квалификации у исполнителей услуг по экологическому сопровождению деятельности организации <10>. Именно это необходимо для снижения рисков, связанных с экологическими нарушениями, поскольку профессиональные стандарты и контроль со стороны СРО способствуют соблюдению законодательства и повышению качества предоставляемых услуг. Аналогичную ситуацию, как отмечает Ю.Г. Лескова, можно наблюдать в строительстве: высокая вероятность причинения вреда вследствие непрофессиональной деятельности обусловливает обязательное членство в СРО <11>, что подтверждает обоснованность применения подобного механизма и в сфере экологического сопровождения.
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Так, требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ включите, когда для исполнения контракта необходимы членство в СРО, или обязательная аккредитация, или лицензия на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара, или разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, необходимого для исполнения контракта. Подробнее см. статью "Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки".
(КонсультантПлюс, 2025)Так, требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ включите, когда для исполнения контракта необходимы членство в СРО, или обязательная аккредитация, или лицензия на выполнение работ, оказание услуг, поставку товара, или разрешение правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности, необходимого для исполнения контракта. Подробнее см. статью "Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки".
Статья: Членство в саморегулируемой организации блогеров: преимущества и недостатки действующего российского законодательства
(Котов И.В.)
("Право и экономика", 2024, N 9)Одним из вариантов переложения в сферу блогерской деятельности саморегулирования является модель классического обязательного саморегулирования, которая сегодня применяется, например, в сфере строительства или применительно к арбитражным управляющим. Как известно, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ "О саморегулируемых организациях" законодатель не исключает случаи обязательного членства в СРО в случаях, предусмотренных федеральными законами. Модель классического обязательного саморегулирования выстроена на общих принципах и требованиях, установленных в ФЗ "О саморегулируемых организациях", но может иметь особенности, которые для того или иного вида предпринимательской и/или профессиональной деятельности закрепляются в специальных законах. Поэтому для введения обязательного саморегулирования в сфере блогерской деятельности представляется важным на уровне, например, ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О рекламе" <11> или ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <12> также выстроить некие параметры формирования обязательного саморегулирования в сфере блогерской деятельности, т.е. необходимо продумать вопросы о минимальном количественном составе блогеров СРО, размере компенсационного фонда СРО, необходимости применения страхования как вида обеспечения имущественной ответственности членов СРО, специальных органах СРО и т.д.
(Котов И.В.)
("Право и экономика", 2024, N 9)Одним из вариантов переложения в сферу блогерской деятельности саморегулирования является модель классического обязательного саморегулирования, которая сегодня применяется, например, в сфере строительства или применительно к арбитражным управляющим. Как известно, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ "О саморегулируемых организациях" законодатель не исключает случаи обязательного членства в СРО в случаях, предусмотренных федеральными законами. Модель классического обязательного саморегулирования выстроена на общих принципах и требованиях, установленных в ФЗ "О саморегулируемых организациях", но может иметь особенности, которые для того или иного вида предпринимательской и/или профессиональной деятельности закрепляются в специальных законах. Поэтому для введения обязательного саморегулирования в сфере блогерской деятельности представляется важным на уровне, например, ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О рекламе" <11> или ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <12> также выстроить некие параметры формирования обязательного саморегулирования в сфере блогерской деятельности, т.е. необходимо продумать вопросы о минимальном количественном составе блогеров СРО, размере компенсационного фонда СРО, необходимости применения страхования как вида обеспечения имущественной ответственности членов СРО, специальных органах СРО и т.д.
Статья: К вопросу о правовой характеристике членства в саморегулируемой организации
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Следует обратить внимание на то, что СРО как корпоративная организация обладает особым функционалом, среди ее основных функций следует назвать регулятивную, которую в доктринальных источниках выделяют как основополагающую <9>. Именно этот важнейший элемент в правовом статусе СРО, влияющий на правовой статус ее членов, стал, на наш взгляд, определяющим и с точки зрения внесения предложения Президентом России о формировании дополнительного способа (механизма) регулирования блогерской деятельности, которая порой выстраивается на основании этических и нравственных норм, не поддающихся законодательному регулированию. Так, Президент России на пресс-конференции, которая прошла 14 декабря 2023 г., обратил внимание на ответственность блогеров, на отсутствие контроля со стороны государства, на необходимость блогерам исходить из принципов корпоративной этики и самоограничения, которые в том числе могут быть выстроены на уровне профессионального сообщества <10>. И уже в декабре 2023 г. Ассоциация блогеров и агентств была зарегистрирована Росреестром как СРО в сфере рекламы, в ее состав вошли 46 агентств и 50 тыс. блогеров (что составляет 80% рынка инфлюенс-маркетинга). Данная организация выстроена на основе добровольности членства, т.е. законодатель пока не установил обязательное членство в СРО для занятия блогерской деятельностью.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Следует обратить внимание на то, что СРО как корпоративная организация обладает особым функционалом, среди ее основных функций следует назвать регулятивную, которую в доктринальных источниках выделяют как основополагающую <9>. Именно этот важнейший элемент в правовом статусе СРО, влияющий на правовой статус ее членов, стал, на наш взгляд, определяющим и с точки зрения внесения предложения Президентом России о формировании дополнительного способа (механизма) регулирования блогерской деятельности, которая порой выстраивается на основании этических и нравственных норм, не поддающихся законодательному регулированию. Так, Президент России на пресс-конференции, которая прошла 14 декабря 2023 г., обратил внимание на ответственность блогеров, на отсутствие контроля со стороны государства, на необходимость блогерам исходить из принципов корпоративной этики и самоограничения, которые в том числе могут быть выстроены на уровне профессионального сообщества <10>. И уже в декабре 2023 г. Ассоциация блогеров и агентств была зарегистрирована Росреестром как СРО в сфере рекламы, в ее состав вошли 46 агентств и 50 тыс. блогеров (что составляет 80% рынка инфлюенс-маркетинга). Данная организация выстроена на основе добровольности членства, т.е. законодатель пока не установил обязательное членство в СРО для занятия блогерской деятельностью.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Данный вопрос возникает в связи с тем, что генподрядная организация не указана в списке сторон договора, заключение которого приводит к обязательному членству в СРО.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Данный вопрос возникает в связи с тем, что генподрядная организация не указана в списке сторон договора, заключение которого приводит к обязательному членству в СРО.
Статья: Стандарты осмотрительного поведения при заключении сделок
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Стандарты поведения налогоплательщика при заключении сделок в настоящий момент законодателем не установлены, что влечет за собой возникновение налоговых рисков. Для их минимизации перед заключением сделки рекомендуем собрать максимальную информацию о правоспособности контрагента, запросив выписку из ЕГРЮЛ; уставные документы в соответствии с его организационно-правовой формой; документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора и документов, сопровождающих сделку. Если контрагент по условиям договора будет выполнять работы (оказывать услуги), подлежащие лицензированию или обязательному членству в СРО, запросите у него соответствующие документы.
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Стандарты поведения налогоплательщика при заключении сделок в настоящий момент законодателем не установлены, что влечет за собой возникновение налоговых рисков. Для их минимизации перед заключением сделки рекомендуем собрать максимальную информацию о правоспособности контрагента, запросив выписку из ЕГРЮЛ; уставные документы в соответствии с его организационно-правовой формой; документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора и документов, сопровождающих сделку. Если контрагент по условиям договора будет выполнять работы (оказывать услуги), подлежащие лицензированию или обязательному членству в СРО, запросите у него соответствующие документы.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В исследуемой сфере внешней торговли услугами саморегулирование также должно быть делегированным, то есть исходящим от государства и обязательным. Возможность осуществления определенного вида предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере внешней торговли услугами должна быть обусловлена членством в саморегулируемой организации. Например, можно предложить обязательное членство в СРО для операторов цифровых платформ, а также для распространителей цифрового контента и агрегаторов облачных сервисов.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В исследуемой сфере внешней торговли услугами саморегулирование также должно быть делегированным, то есть исходящим от государства и обязательным. Возможность осуществления определенного вида предпринимательской или профессиональной деятельности в сфере внешней торговли услугами должна быть обусловлена членством в саморегулируемой организации. Например, можно предложить обязательное членство в СРО для операторов цифровых платформ, а также для распространителей цифрового контента и агрегаторов облачных сервисов.