Обязательно ли в контракте указывать источник финансирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательно ли в контракте указывать источник финансирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Является ли условие об источнике финансирования обязательным условием контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Является ли условие об источнике финансирования обязательным условием контракта
Вопрос: О возможности изменения источника финансирования закупки и указании кода вида расходов в идентификационном коде закупки.
(Письмо Минфина России от 27.05.2020 N 24-01-06/44590)При этом исходя из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ информация об источнике финансирования не является существенным условием контракта, поскольку указанная информация не влияет на права и обязанности сторон контракта, относительно которых сторонами должно быть достигнуто соглашение.
(Письмо Минфина России от 27.05.2020 N 24-01-06/44590)При этом исходя из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ информация об источнике финансирования не является существенным условием контракта, поскольку указанная информация не влияет на права и обязанности сторон контракта, относительно которых сторонами должно быть достигнуто соглашение.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части требований к исполнителю государственного контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки в части требований к исполнителю государственного контракта.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В качестве примера рассмотрим решение одного из территориальных органов по такой жалобе. Из довода заявителя, говорится в решении, следует, что заказчик, установив излишние дополнительные характеристики к товару, ограничил участников закупки на участие в данном электронном аукционе. В Решении по жалобе УФАС указало, что согласно ст. 10 Закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а согласно ч. 1 ст. 12 Закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>. В остальных решениях указана аналогичная мотивировка.
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В качестве примера рассмотрим решение одного из территориальных органов по такой жалобе. Из довода заявителя, говорится в решении, следует, что заказчик, установив излишние дополнительные характеристики к товару, ограничил участников закупки на участие в данном электронном аукционе. В Решении по жалобе УФАС указало, что согласно ст. 10 Закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а согласно ч. 1 ст. 12 Закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд <13>. В остальных решениях указана аналогичная мотивировка.
Статья: Что такое существенные условия контракта?
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Когда заказчик формирует проект контракта, он включает в него все необходимые ему условия, в т.ч. те, которые прямо не названы в законе или ином нормативном правовом акте. Например, устанавливает условия о порядке авансирования либо об отсутствии аванса, указывает источник финансирования контракта, определяет права и обязанности сторон и т.д. Участник закупки, подавая заявку на участие в ней, обязан согласиться со всеми условиями. Он не вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий и попросить их корректировки. Он обязан согласиться с ними и заключить контракт именно на тех условиях, которые определит заказчик. В случае отказа от заключения контракта на установленных заказчиком условиях участнику грозит внесение в РНП. Следовательно, это те условия, по которым по заявлению одной из сторон (заказчика) должно быть достигнуто соглашение. Именно поэтому автор статьи полагает, что любые условия в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ, являются существенными и не подлежат изменению сторонами.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Когда заказчик формирует проект контракта, он включает в него все необходимые ему условия, в т.ч. те, которые прямо не названы в законе или ином нормативном правовом акте. Например, устанавливает условия о порядке авансирования либо об отсутствии аванса, указывает источник финансирования контракта, определяет права и обязанности сторон и т.д. Участник закупки, подавая заявку на участие в ней, обязан согласиться со всеми условиями. Он не вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий и попросить их корректировки. Он обязан согласиться с ними и заключить контракт именно на тех условиях, которые определит заказчик. В случае отказа от заключения контракта на установленных заказчиком условиях участнику грозит внесение в РНП. Следовательно, это те условия, по которым по заявлению одной из сторон (заказчика) должно быть достигнуто соглашение. Именно поэтому автор статьи полагает, что любые условия в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ, являются существенными и не подлежат изменению сторонами.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)- заключение и исполнение контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются предоставленные средства из бюджета, с нарушением правовых актов и (или) условий указанных контрактов (договоров), в том числе повлекшим использование средств субсидии на их оплату в завышенном объеме.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)- заключение и исполнение контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются предоставленные средства из бюджета, с нарушением правовых актов и (или) условий указанных контрактов (договоров), в том числе повлекшим использование средств субсидии на их оплату в завышенном объеме.
Вопрос: Проект контракта должен содержать информацию об источнике финансирования?
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 4)Ответ: Требования к проекту контракта установлены ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая не содержит такого условия. В связи с изложенным заказчик вправе включить такое требование в проект контракта. При этом необходимо помнить, что в некоторых типовых контрактах, которые до настоящего времени являются обязательными к применению, источник финансирования указывается в обязательном порядке.
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 4)Ответ: Требования к проекту контракта установлены ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая не содержит такого условия. В связи с изложенным заказчик вправе включить такое требование в проект контракта. При этом необходимо помнить, что в некоторых типовых контрактах, которые до настоящего времени являются обязательными к применению, источник финансирования указывается в обязательном порядке.
Вопрос: О признании источника финансирования закупки существенным условием контракта.
(Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3642)Таким образом, источник финансирования является существенным условием контракта.
(Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3642)Таким образом, источник финансирования является существенным условием контракта.
Статья: Направления воздействия цифровизации на договорное регулирование бюджетных отношений
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Так, на основании п. 2 ст. 242.23 БК РФ соглашения (договоры) должны содержать условия, в соответствии с которыми в документах, составляемых в рамках исполнения соглашения (договора), указывается идентификатор соглашения (договора). Как указано в п. 2 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, соглашения (договора) при казначейском сопровождении средств <7>, идентификатор представляет собой уникальный аналитический код и используется для идентификации соглашений (договоров) и расчетов по ним, а также расчетов по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются денежные средства, предоставленные на основании соглашения (договора).
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Так, на основании п. 2 ст. 242.23 БК РФ соглашения (договоры) должны содержать условия, в соответствии с которыми в документах, составляемых в рамках исполнения соглашения (договора), указывается идентификатор соглашения (договора). Как указано в п. 2 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, соглашения (договора) при казначейском сопровождении средств <7>, идентификатор представляет собой уникальный аналитический код и используется для идентификации соглашений (договоров) и расчетов по ним, а также расчетов по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются денежные средства, предоставленные на основании соглашения (договора).
Статья: О кодексе публичных закупок: аргументы против его принятия
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Одним из существенных отличий государственных и регламентированных закупок является источник финансирования закупок. Государственные закупки финансируются за счет средств соответствующего бюджета. Вместе с тем данный признак должен быть применен в совокупности с другими признаками, однако поскольку бюджетное финансирование используется не только при государственных закупках, но и в иных случаях, как было указано выше, тогда применяется часть правил Закона о контрактной системе, и, таким образом, размываются границы контрактной системы, нарушаются принципы законодательства - определенность и стабильность.
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Одним из существенных отличий государственных и регламентированных закупок является источник финансирования закупок. Государственные закупки финансируются за счет средств соответствующего бюджета. Вместе с тем данный признак должен быть применен в совокупности с другими признаками, однако поскольку бюджетное финансирование используется не только при государственных закупках, но и в иных случаях, как было указано выше, тогда применяется часть правил Закона о контрактной системе, и, таким образом, размываются границы контрактной системы, нарушаются принципы законодательства - определенность и стабильность.