Обязательно ли положение о персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательно ли положение о персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 11, 15, 21 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст. ст. 2, 3, 5, 7, 14 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что запрашиваемый ФИО7 у СНТ "Строитель-3", являющегося оператором персональных данных, реестр членов СНТ содержит персональные данные членов товарищества, в связи с чем предоставление указанной информации должно отвечать положениям Федерального закона "О персональных данных"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Обработка персональных данных работников: требования, документы, штрафы
(Издательство "Главная книга", 2025)Положение о защите персональных данных работников
(Издательство "Главная книга", 2025)Положение о защите персональных данных работников
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работников4. Как составить и утвердить положение об обработке и защите персональных данных
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо вышеизложенного, правовая защита персональных данных должна соответствовать общим положениям о защите персональных данных в рамках электронных систем в соответствии с Законом "Об электронной информации и транзакциях" (Закон N 11 от 2008 г. "Об электронной информации и транзакциях" (Закон EIT) с поправками, внесенными Законом N 19 от 2016 г.) [1002] и его реализацией правила. Вкратце передача персональных данных осуществляется с согласия лица, чьи данные передаются.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо вышеизложенного, правовая защита персональных данных должна соответствовать общим положениям о защите персональных данных в рамках электронных систем в соответствии с Законом "Об электронной информации и транзакциях" (Закон N 11 от 2008 г. "Об электронной информации и транзакциях" (Закон EIT) с поправками, внесенными Законом N 19 от 2016 г.) [1002] и его реализацией правила. Вкратце передача персональных данных осуществляется с согласия лица, чьи данные передаются.
Готовое решение: Какие меры по защите персональных данных работников должны приниматься при обработке этих данных
(КонсультантПлюс, 2025)Например, он должен доводить до сведения работников положения законодательства о персональных данных, а также ваших локальных актов об обработке персональных данных (п. 2 ч. 4 ст. 22.1 Закона о персональных данных);
(КонсультантПлюс, 2025)Например, он должен доводить до сведения работников положения законодательства о персональных данных, а также ваших локальных актов об обработке персональных данных (п. 2 ч. 4 ст. 22.1 Закона о персональных данных);
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование согласно ч. 4 ст. 56 Федерального закона N 248-ФЗ могут проводиться на основании предписаний данного Федерального закона. Специальной регламентации в положениях о видах контроля для этих случаев не требуется. Несмотря на это в рассматриваемых положениях представлены нормы, касающиеся проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, причем не без расхождений. Так, в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных определено два направления контроля без взаимодействия с контролируемыми лицами - наблюдение за соблюдением требований при размещении информации в сети Интернет и наблюдение за соблюдением требований посредством анализа информации о деятельности контролируемого лица, которая представляется самим контролируемым лицом или может быть получена по каналам межведомственного взаимодействия. Кроме того, в Положении устанавливаются основания выдачи задания на проведение мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с контролируемым лицом - поручение Президента РФ, Правительства РФ или руководителя Роскомнадзора либо поступление обращения, содержащего информацию о нарушении прав носителей персональных данных или о нарушении обязательных требований. Положением также предусматривается, что по результатам проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом составляется докладная записка на имя руководителя Роскомнадзора или его территориального органа (либо уполномоченного заместителя руководителя).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование согласно ч. 4 ст. 56 Федерального закона N 248-ФЗ могут проводиться на основании предписаний данного Федерального закона. Специальной регламентации в положениях о видах контроля для этих случаев не требуется. Несмотря на это в рассматриваемых положениях представлены нормы, касающиеся проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, причем не без расхождений. Так, в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных определено два направления контроля без взаимодействия с контролируемыми лицами - наблюдение за соблюдением требований при размещении информации в сети Интернет и наблюдение за соблюдением требований посредством анализа информации о деятельности контролируемого лица, которая представляется самим контролируемым лицом или может быть получена по каналам межведомственного взаимодействия. Кроме того, в Положении устанавливаются основания выдачи задания на проведение мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с контролируемым лицом - поручение Президента РФ, Правительства РФ или руководителя Роскомнадзора либо поступление обращения, содержащего информацию о нарушении прав носителей персональных данных или о нарушении обязательных требований. Положением также предусматривается, что по результатам проведения мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом составляется докладная записка на имя руководителя Роскомнадзора или его территориального органа (либо уполномоченного заместителя руководителя).
Статья: Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 253-1 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики
(Ван Гуанлун)
("Уголовное право", 2025, N 3)Следует отметить, что в 2021 г. был принят Закон КНР о защите персональной информации, который знаменует собой основное достижение цели нашей страны по созданию базового закона для информационного общества <11>. Этот Закон устанавливает смешанную систему административно-правовой и уголовно-правовой ответственности, и в соответствии с этим Законом могут быть в зависимости от обстоятельств наложены административные взыскания или уголовная ответственность за незаконное обращение с персональной информацией <12>. Однако нормы об уголовной ответственности, содержащиеся в Законе КНР о защите персональной информации, носят лишь декларативный характер и не могут применяться самостоятельно. Привлечение к уголовной ответственности тех, кто совершил действие, посягающее на персональные данные, должно основываться на положениях действующего уголовного законодательства Китая.
(Ван Гуанлун)
("Уголовное право", 2025, N 3)Следует отметить, что в 2021 г. был принят Закон КНР о защите персональной информации, который знаменует собой основное достижение цели нашей страны по созданию базового закона для информационного общества <11>. Этот Закон устанавливает смешанную систему административно-правовой и уголовно-правовой ответственности, и в соответствии с этим Законом могут быть в зависимости от обстоятельств наложены административные взыскания или уголовная ответственность за незаконное обращение с персональной информацией <12>. Однако нормы об уголовной ответственности, содержащиеся в Законе КНР о защите персональной информации, носят лишь декларативный характер и не могут применяться самостоятельно. Привлечение к уголовной ответственности тех, кто совершил действие, посягающее на персональные данные, должно основываться на положениях действующего уголовного законодательства Китая.
Статья: Природа права на персональные данные: цивилистический аспект
(Швец Л.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Действительно, категория "частная жизнь" не ограничена по содержанию, что подтвердил в своем известном Определении Конституционный Суд Российской Федерации еще в 2005 г., указав, что "в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер" <14>. К сфере частной жизни М.Н. Малеина относит "сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, фактам биографии, отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т.п." [16, с. 153]. Ю.С. Телина, раскрывая данное определение, предлагает включить в информацию о частной жизни также персональные данные <15>. Безусловно, персональные данные входят в сферу частной жизни, будучи информацией о физическом лице. Это утверждение полностью соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной позднее в Постановлении по делу о законности распространения персональных данных медицинского сотрудника с целью сбора и опубликования отзывов пациентов о его профессиональной деятельности. Суд указал, что "персональные данные... в качестве исходного положения должны рассматриваться как относящиеся к сведениям о частной жизни, подлежащей, наравне со свободой слова и свободой информации, конституционной защите" <16>. Но является ли это подтверждением несамостоятельности права на неприкосновенность персональных данных? Представляется, что нет. Во-первых, законодатель прямо указал в ст. 2 Закона о персональных данных на то, что право на неприкосновенность частной жизни лишь одно из тех прав, которое возникает у человека и гражданина при обработке персональных данных. Во-вторых, пересечение объектов правоотношений (или субъективных прав [17, с. 50 - 51]) не свидетельствует о слиянии прав, которые входят в содержание этих отношений. Было бы странно отрицать самостоятельность, например, авторских и патентных прав при совпадении определенных признаков их объектов, в частности их нематериального характера. Наконец, проведем сравнение права на неприкосновенность частной жизни и права на неприкосновенность персональных данных в следующей таблице по определенным характеристикам.
(Швец Л.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Действительно, категория "частная жизнь" не ограничена по содержанию, что подтвердил в своем известном Определении Конституционный Суд Российской Федерации еще в 2005 г., указав, что "в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер" <14>. К сфере частной жизни М.Н. Малеина относит "сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, фактам биографии, отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т.п." [16, с. 153]. Ю.С. Телина, раскрывая данное определение, предлагает включить в информацию о частной жизни также персональные данные <15>. Безусловно, персональные данные входят в сферу частной жизни, будучи информацией о физическом лице. Это утверждение полностью соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной позднее в Постановлении по делу о законности распространения персональных данных медицинского сотрудника с целью сбора и опубликования отзывов пациентов о его профессиональной деятельности. Суд указал, что "персональные данные... в качестве исходного положения должны рассматриваться как относящиеся к сведениям о частной жизни, подлежащей, наравне со свободой слова и свободой информации, конституционной защите" <16>. Но является ли это подтверждением несамостоятельности права на неприкосновенность персональных данных? Представляется, что нет. Во-первых, законодатель прямо указал в ст. 2 Закона о персональных данных на то, что право на неприкосновенность частной жизни лишь одно из тех прав, которое возникает у человека и гражданина при обработке персональных данных. Во-вторых, пересечение объектов правоотношений (или субъективных прав [17, с. 50 - 51]) не свидетельствует о слиянии прав, которые входят в содержание этих отношений. Было бы странно отрицать самостоятельность, например, авторских и патентных прав при совпадении определенных признаков их объектов, в частности их нематериального характера. Наконец, проведем сравнение права на неприкосновенность частной жизни и права на неприкосновенность персональных данных в следующей таблице по определенным характеристикам.
Статья: Соотношение нематериальных благ и персональных данных
(Аксенов Д.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: персональные данные являются по своей правовой природе нематериальным благом, обращенным в форму воспринятой информации, согласие на использование которого предоставлено владельцем личного неимущественного права. Соответственно, на отношения по обработке персональных данных должны распространяться положения гражданского законодательства в области регулирования и защиты нематериальных благ.
(Аксенов Д.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 4)Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: персональные данные являются по своей правовой природе нематериальным благом, обращенным в форму воспринятой информации, согласие на использование которого предоставлено владельцем личного неимущественного права. Соответственно, на отношения по обработке персональных данных должны распространяться положения гражданского законодательства в области регулирования и защиты нематериальных благ.
Статья: Подача документов по делам об административных правонарушениях
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)В первую очередь хотим обратить внимание на то, что обработка и использование персональных данных в рамках Положения должны соответствовать требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (п. 24 Положения).
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)В первую очередь хотим обратить внимание на то, что обработка и использование персональных данных в рамках Положения должны соответствовать требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (п. 24 Положения).