Обязательная маркировка товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательная маркировка товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12) товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, - товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации;
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12) товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, - товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации;
Справочная информация: "Маркировка товаров средствами идентификации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)МАРКИРОВКА ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)МАРКИРОВКА ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Статья: Прослеживаемость товаров: что делать и как не попасть на штраф?
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Примечание. См. статью "Чек-лист по обязательной маркировке товаров" в N 12 2019 г. на стр. 11.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Примечание. См. статью "Чек-лист по обязательной маркировке товаров" в N 12 2019 г. на стр. 11.
Готовое решение: Как ИП перейти с УСН на НПД
(КонсультантПлюс, 2025)реализуете подакцизные товары (за исключением сахаросодержащих напитков) и товары, подлежащие обязательной маркировке по законодательству РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)реализуете подакцизные товары (за исключением сахаросодержащих напитков) и товары, подлежащие обязательной маркировке по законодательству РФ;
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> Пункт 13 ч. 1 и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части поддержки участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" и от 29 марта 2022 г. N 506 "О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы", Приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 г. N 1532 "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия".
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> Пункт 13 ч. 1 и ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части поддержки участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" и от 29 марта 2022 г. N 506 "О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы", Приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 г. N 1532 "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия".
Статья: Цифровая маркировка молока и молочной продукции как правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности России
(Гулян И.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 8)В этой связи страны - участницы Евразийского межправительственного совета проявили интерес к внедрению на своих национальных территориях требования об обязательной маркировке товаров с использованием средств идентификации с целью улучшения контроля за качеством, подлинностью и безопасностью товаров. При этом с целью обеспечения свободной торговли и недопущения появления препятствий Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) поручено выработать унифицированные правила и нормативы для системы маркировки товаров идентификационными знаками, позволяющие обеспечить согласованный подход к введению обязательной идентификационной маркировки на рынках государств-членов.
(Гулян И.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 8)В этой связи страны - участницы Евразийского межправительственного совета проявили интерес к внедрению на своих национальных территориях требования об обязательной маркировке товаров с использованием средств идентификации с целью улучшения контроля за качеством, подлинностью и безопасностью товаров. При этом с целью обеспечения свободной торговли и недопущения появления препятствий Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) поручено выработать унифицированные правила и нормативы для системы маркировки товаров идентификационными знаками, позволяющие обеспечить согласованный подход к введению обязательной идентификационной маркировки на рынках государств-членов.
Статья: Проблемы внедрения маркировки товаров средствами идентификации
(Ермолова О.Н., Кавелина Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Все пилотные проекты, запущенные до 2019 г., были подготовительными этапами для перехода к обязательной маркировке. Товары, которые в обязательном порядке маркируются с 2019 г., регистрируются в Единой национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров "Честный ЗНАК", оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
(Ермолова О.Н., Кавелина Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Все пилотные проекты, запущенные до 2019 г., были подготовительными этапами для перехода к обязательной маркировке. Товары, которые в обязательном порядке маркируются с 2019 г., регистрируются в Единой национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров "Честный ЗНАК", оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Статья: Уголовная политика и уголовное право сильного государства
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)- расширена сфера обязательной маркировки товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ);
(Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)- расширена сфера обязательной маркировки товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ);
Статья: Правовое регулирование маркировки товаров в условиях цифровизации и параллельного импорта
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В российском законодательстве целый ряд нормативно-правовых актов посвящен маркировке товаров. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> устанавливает полномочия Правительства РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) <4> в области маркировки, в том числе положения: о перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; группах хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности; об обязательной маркировке товаров средствами идентификации; изъятии из оборота и уничтожении изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон устанавливает ответственность участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, за нарушения, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга. Положения Закона нашли свое развитие и конкретизацию в подзаконных нормативных актах: постановлениях Правительства РФ, приказах Минпромторга России. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" <5>, Приказе Минпромторга РФ от 8 июля 2019 г. N 2403 "Об утверждении типовой формы договора о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" <6>. Анализ данного законодательства показывает, что в целом направленность обязательной маркировки средствами идентификации состоит из трех основных составляющих: защита прав покупателей; охрана интересов добросовестных изготовителей; обеспечение сбора налогов в бюджет. Таким образом, посредством этого вида маркировки могут преследоваться как частные, так и публичные цели.
(Панова А.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 2)В российском законодательстве целый ряд нормативно-правовых актов посвящен маркировке товаров. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <3> устанавливает полномочия Правительства РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерства промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) <4> в области маркировки, в том числе положения: о перечне товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; группах хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности; об обязательной маркировке товаров средствами идентификации; изъятии из оборота и уничтожении изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Закон устанавливает ответственность участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, за нарушения, связанные с полнотой, достоверностью и своевременностью передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга. Положения Закона нашли свое развитие и конкретизацию в подзаконных нормативных актах: постановлениях Правительства РФ, приказах Минпромторга России. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" <5>, Приказе Минпромторга РФ от 8 июля 2019 г. N 2403 "Об утверждении типовой формы договора о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации" <6>. Анализ данного законодательства показывает, что в целом направленность обязательной маркировки средствами идентификации состоит из трех основных составляющих: защита прав покупателей; охрана интересов добросовестных изготовителей; обеспечение сбора налогов в бюджет. Таким образом, посредством этого вида маркировки могут преследоваться как частные, так и публичные цели.
Статья: Декриминализация национальной экономики в условиях пандемии коронавируса
(Гладких В.И., Сухаренко А.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Наряду с этим продолжается реализация Плана первоочередных мероприятий по осуществлению Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (2016 г.), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2018 г. N 533-р <16>. Его реализация позволит сократить объем незаконного оборота промышленной продукции в целом и по отдельным отраслям, в частности повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, создать комплексную систему мониторинга ситуации в данной сфере, внедрить систему прослеживаемости продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации за счет обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
(Гладких В.И., Сухаренко А.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 2)Наряду с этим продолжается реализация Плана первоочередных мероприятий по осуществлению Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (2016 г.), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2018 г. N 533-р <16>. Его реализация позволит сократить объем незаконного оборота промышленной продукции в целом и по отдельным отраслям, в частности повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, создать комплексную систему мониторинга ситуации в данной сфере, внедрить систему прослеживаемости продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации за счет обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Ситуация: Какая информация о товарах, работах, услугах должна быть предоставлена потребителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, потребителям обеспечивается доступ к общедоступной информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом таких товаров. Для получения информации потребитель вправе воспользоваться мобильным приложением "Честный знак" (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1955; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ N 1955; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р; Распоряжение Правительства РФ от 24.02.2022 N 313-р; Информация Роспотребнадзора от 30.06.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, потребителям обеспечивается доступ к общедоступной информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом таких товаров. Для получения информации потребитель вправе воспользоваться мобильным приложением "Честный знак" (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1955; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ N 1955; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р; Распоряжение Правительства РФ от 24.02.2022 N 313-р; Информация Роспотребнадзора от 30.06.2020).
Статья: Старые и новые кассовые правила при торговле "маркировкой"
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 12)Обязательная маркировка затрагивает все больше потребительских товаров. При продаже маркированных товаров есть "кассовые" нюансы. Так, продавцу необходимо подключить ККТ к единой системе мониторинга и формировать чеки по формату 1.2. А недавно для некоторых категорий товаров заработало новое требование их продажи на кассе - разрешительный режим.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 12)Обязательная маркировка затрагивает все больше потребительских товаров. При продаже маркированных товаров есть "кассовые" нюансы. Так, продавцу необходимо подключить ККТ к единой системе мониторинга и формировать чеки по формату 1.2. А недавно для некоторых категорий товаров заработало новое требование их продажи на кассе - разрешительный режим.