Обязанности участкового полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности участкового полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1101 "Способ и размер компенсации морального вреда" ГК РФ"Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями ст. ст. 125, 151, 1101, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О полиции", п. 9.6 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утв. Приказом МВД России от 29.03.2019 N 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности", пунктом 32 должностного регламента участкового уполномоченного полиции Отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела МО МВД России "Тюменский", учитывая результаты прокурорского реагирования, установив, что участковый уполномоченный полиции А.Д. нарушил требования п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции", не прибыл незамедлительно на место происшествия, не пресек противоправное деяние, не устранил угрозу безопасности граждан и общественной безопасности, не задокументировал обстоятельства, не обеспечил сохранность следов происшествия, а также не провел полную всестороннюю проверку 04 июля 2023 года по обращению А.Н., кроме того, действия участкового способствовали тому, что истец незаконно была привлечена к административной ответственности за нарушение покоя тишины граждан в ночное время; с учетом личности истца, ее состояния здоровья, перенесенных ею нравственных переживаний относительно действий участкового уполномоченного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца, взыскав с Российской Федерации в лице МВД РФ за счет казны РФ в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17.9 "Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод" КоАП РФ"В нарушение установленного порядка сбора доказательств, что влечет невозможность их использования, письменные объяснения участкового уполномоченного полиции отдела полиции "Осиново" ОМВД РФ по Зеленодольскому району Республики Татарстан ФИО8, данные ею Зеленодольскому городскому прокурору, были получены без предварительного разъяснения ей обязанности, предусмотренной статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах объяснения данного лица являются недопустимыми доказательствами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль со стороны органов и подразделений МВД России за пребыванием и проживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации: проблемы, инновации, перспективы
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Вопросы взаимодействия в сфере миграции с другими подразделениями ОВД всегда были и остаются актуальными. Кроме сотрудников подразделений по вопросам миграции и службы участковых уполномоченных полиции обязанности по контролю за соблюдением миграционного законодательства возложены на патрульно-постовую службу, подразделения уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, транспортной полиции и иные службы и подразделения, соприкасающиеся с вопросами незаконной миграции.
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Вопросы взаимодействия в сфере миграции с другими подразделениями ОВД всегда были и остаются актуальными. Кроме сотрудников подразделений по вопросам миграции и службы участковых уполномоченных полиции обязанности по контролю за соблюдением миграционного законодательства возложены на патрульно-постовую службу, подразделения уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, транспортной полиции и иные службы и подразделения, соприкасающиеся с вопросами незаконной миграции.
Статья: Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)<1> См. об этом: Зайцев И.А. О некоторых проблемах и перспективах оптимизации обязанностей участковых уполномоченных полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. N 2. С. 24 - 29.
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)<1> См. об этом: Зайцев И.А. О некоторых проблемах и перспективах оптимизации обязанностей участковых уполномоченных полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. N 2. С. 24 - 29.
Нормативные акты
Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)Зарегистрировано в Минюсте России 3 июля 2019 г. N 55115
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)Зарегистрировано в Минюсте России 3 июля 2019 г. N 55115
Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, предоставленное в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи. В дальнейшем обеспечение указанного сотрудника жилым помещением осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 4 - 8 настоящего Федерального закона.
(ред. от 28.12.2024)
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4. В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, предоставленное в соответствии с частями 1 - 3 настоящей статьи. В дальнейшем обеспечение указанного сотрудника жилым помещением осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 4 - 8 настоящего Федерального закона.
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В МВД РФ обязанность наблюдения за соблюдением лицами, состоящими под административным надзором, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими предусмотренных Законом N 64-ФЗ обязанностей, возложена на участковых уполномоченных полиции (п. 9.6 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утв. Приказом МВД России от 29.03.2019 N 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В МВД РФ обязанность наблюдения за соблюдением лицами, состоящими под административным надзором, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими предусмотренных Законом N 64-ФЗ обязанностей, возложена на участковых уполномоченных полиции (п. 9.6 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утв. Приказом МВД России от 29.03.2019 N 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности").
Статья: Семейно-бытовое насилие: современное состояние и место участкового уполномоченного полиции в противодействии ему
(Мотрович И.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Изначально Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, которая была утверждена Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 <18>, вменяла в обязанность участковому уполномоченному милиции осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с гражданами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. При этом в указанной Инструкции основания постановки граждан на учет содержались не в самом ведомственном нормативном акте, а в утвержденной форме, которая фактически дублировала название категорий граждан. Это было не совсем верно, поскольку в качестве оснований проведения индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений, должно выступать не просто наличие данных обстоятельств. Они должны быть зафиксированы в соответствующих документах, предусмотренных нормативными правовыми актами не говоря уже о том, что не были конкретизированы основания снятия с учета и сроки ведения контрольных карточек, учетно-профилактических дел.
(Мотрович И.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Изначально Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, которая была утверждена Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 <18>, вменяла в обязанность участковому уполномоченному милиции осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с гражданами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. При этом в указанной Инструкции основания постановки граждан на учет содержались не в самом ведомственном нормативном акте, а в утвержденной форме, которая фактически дублировала название категорий граждан. Это было не совсем верно, поскольку в качестве оснований проведения индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений, должно выступать не просто наличие данных обстоятельств. Они должны быть зафиксированы в соответствующих документах, предусмотренных нормативными правовыми актами не говоря уже о том, что не были конкретизированы основания снятия с учета и сроки ведения контрольных карточек, учетно-профилактических дел.