Обязанности сотрудника органов внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности сотрудника органов внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1081 "Право регресса к лицу, причинившему вред" ГК РФТаким образом, само по себе наличие у МВД России права на взыскание ущерба в порядке регресса, в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, не порождает обязанность сотрудников органов внутренних дел возместить такой ущерб при отсутствии противоправности их действий, вины, установленных в надлежащем порядке.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1081 "Право регресса к лицу, причинившему вред" ГК РФ"Само по себе наличие у истцов права на взыскание ущерба в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекс Российской Федерации, в порядке регресса, не порождает обязанность сотрудников органов внутренних дел возместить такой ущерб при отсутствии противоправности их действий, вины, установленных в соответствующем порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение сотрудников ОВД в сфере служебно-трудовых отношений
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Полагаем, что Трудовой кодекс РФ не конкретизирует все возможные варианты и аспекты трудовых отношений, следовательно, перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим. В ТК РФ и локальных нормативных актах в сфере трудового права есть возможность дополнительно закрепить права и обязанности сотрудников ОВД, что расширит перечень и сделает его более подробным.
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Полагаем, что Трудовой кодекс РФ не конкретизирует все возможные варианты и аспекты трудовых отношений, следовательно, перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим. В ТК РФ и локальных нормативных актах в сфере трудового права есть возможность дополнительно закрепить права и обязанности сотрудников ОВД, что расширит перечень и сделает его более подробным.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования труда сотрудников органов внутренних дел в особых условиях службы
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Деятельность ОВД в особых условиях имеет соответствующие правовые основы. В период действия военного положения условия выполнения служебных обязанностей сотрудников ОВД определяются указами Президента РФ. Привлечение сотрудников ОВД к исполнению служебных обязанностей в период чрезвычайного положения, военного положения, контртеррористических операций или других чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании приказа высших руководителей Министерства внутренних дел РФ.
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Деятельность ОВД в особых условиях имеет соответствующие правовые основы. В период действия военного положения условия выполнения служебных обязанностей сотрудников ОВД определяются указами Президента РФ. Привлечение сотрудников ОВД к исполнению служебных обязанностей в период чрезвычайного положения, военного положения, контртеррористических операций или других чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании приказа высших руководителей Министерства внутренних дел РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Нормативное регулирование отношений, касающихся обязанности сотрудника органов внутренних дел возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение, имеет целью возмещение государству ущерба - фактически понесенных расходов на подготовку кадров для органов внутренних дел - лишь в тех случаях, когда сотрудник не выполнил добровольно принятое на себя обязательство проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, в течение срока, предусмотренного контрактом, по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации (положения статей 23, 76, 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Нормативное регулирование отношений, касающихся обязанности сотрудника органов внутренних дел возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение, имеет целью возмещение государству ущерба - фактически понесенных расходов на подготовку кадров для органов внутренних дел - лишь в тех случаях, когда сотрудник не выполнил добровольно принятое на себя обязательство проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, в течение срока, предусмотренного контрактом, по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации (положения статей 23, 76, 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465).
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел
(ред. от 28.12.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но, учитывая, что внесенные ст. 107 Закона изменения в Закон о воинской обязанности приравняли сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации и иным в части порядка и особенностей воинского учета, представляется, что сотрудники органов принудительного исполнения в соответствии с абз. 2 п. 35 Положения о воинском учете подлежат зачислению на специальный воинский учет по мотивированным ходатайствам органов принудительного исполнения Российской Федерации, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания сотрудников, с приложением именных списков.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но, учитывая, что внесенные ст. 107 Закона изменения в Закон о воинской обязанности приравняли сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации и иным в части порядка и особенностей воинского учета, представляется, что сотрудники органов принудительного исполнения в соответствии с абз. 2 п. 35 Положения о воинском учете подлежат зачислению на специальный воинский учет по мотивированным ходатайствам органов принудительного исполнения Российской Федерации, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания сотрудников, с приложением именных списков.
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)2. Диспозитивный характер имеют нормы, которые касаются случаев, когда временное отстранение от выполнения обязанностей сотрудником органов внутренних дел носит необязательный характер. К основаниям применения таких норм относятся уголовное преследование сотрудника без применения мер пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу и временного отстранения сотрудника от должности; назначение служебной проверки, возникновение конфликта интересов.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)2. Диспозитивный характер имеют нормы, которые касаются случаев, когда временное отстранение от выполнения обязанностей сотрудником органов внутренних дел носит необязательный характер. К основаниям применения таких норм относятся уголовное преследование сотрудника без применения мер пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу и временного отстранения сотрудника от должности; назначение служебной проверки, возникновение конфликта интересов.
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Условия содержания лиц, находящихся в специальных приемниках (далее - спецприемники), регламентируются прежде всего Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <7> (далее - Закон N 67-ФЗ). В нем закреплено, что норма санитарной площади составляет 4 кв. м на одного человека (ст. 13). На законодательном уровне закреплены также корреспондирующие обязанности сотрудников органов внутренних дел <8>. Минимальная норма материально-бытового обеспечения закреплена в Постановлении Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 <9>. В ведомственном нормативном правовом акте - Приказе МВД России от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" <10> (далее - Приказ МВД России N 83) - регламентированы процедуры помывки, санитарной обработки, досмотра поступивших передач, заказа разрешенных к хранению товаров, наименования вещей, выдаваемых во временное бесплатное пользование (для общего и индивидуального пользования), требования к оборудованию помещений.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Условия содержания лиц, находящихся в специальных приемниках (далее - спецприемники), регламентируются прежде всего Федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста" <7> (далее - Закон N 67-ФЗ). В нем закреплено, что норма санитарной площади составляет 4 кв. м на одного человека (ст. 13). На законодательном уровне закреплены также корреспондирующие обязанности сотрудников органов внутренних дел <8>. Минимальная норма материально-бытового обеспечения закреплена в Постановлении Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 <9>. В ведомственном нормативном правовом акте - Приказе МВД России от 10.02.2014 N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста" <10> (далее - Приказ МВД России N 83) - регламентированы процедуры помывки, санитарной обработки, досмотра поступивших передач, заказа разрешенных к хранению товаров, наименования вещей, выдаваемых во временное бесплатное пользование (для общего и индивидуального пользования), требования к оборудованию помещений.
Статья: Взаимодействие органов публичного управления и студенческого самоуправления в условиях чрезвычайной ситуации
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Но основной формой работы в ПВР и средних учебных заведениях выступал правовой урок. Как правило, эти мероприятия были приурочены к памятным историческим датам, и урок по одной теме проводился для разных аудиторий. На уроках были рассмотрены темы: "Профессия. Выбор. Учитель", "Что значит быть взрослым?", "85 лет со дня рождения советского и российского скульптора В.М. Клыкова", "Как построить крепкую семью. День отца в России", "Легенды о России", "День памяти погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", "День начала Нюрнбергского процесса", "День Государственного герба Российской Федерации", "День Конституции Российской Федерации", "Международный день инвалидов" и другие.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Но основной формой работы в ПВР и средних учебных заведениях выступал правовой урок. Как правило, эти мероприятия были приурочены к памятным историческим датам, и урок по одной теме проводился для разных аудиторий. На уроках были рассмотрены темы: "Профессия. Выбор. Учитель", "Что значит быть взрослым?", "85 лет со дня рождения советского и российского скульптора В.М. Клыкова", "Как построить крепкую семью. День отца в России", "Легенды о России", "День памяти погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", "День начала Нюрнбергского процесса", "День Государственного герба Российской Федерации", "День Конституции Российской Федерации", "Международный день инвалидов" и другие.
Статья: Концептуальные подходы к совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-девятых, повышение уровня квалификации кадров органов внутренних дел по направлению профилактики правонарушений. Профилактическая работа будет в высокой степени соответствовать своему предназначению при наличии у сотрудников органов внутренних дел надлежащей квалификации, предполагающей наличие специальных познаний относительно форм и методов реализации профилактической деятельности. Идеи постоянного повышения квалификации, в том числе самостоятельными усилиями, могли бы найти отражение при обновлении перечня задач и обязанностей сотрудников органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Это мобилизует мощный фактор мотивации в направлении реализации соответствующих обязанностей и способствует исключению формализма в работе.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)В-девятых, повышение уровня квалификации кадров органов внутренних дел по направлению профилактики правонарушений. Профилактическая работа будет в высокой степени соответствовать своему предназначению при наличии у сотрудников органов внутренних дел надлежащей квалификации, предполагающей наличие специальных познаний относительно форм и методов реализации профилактической деятельности. Идеи постоянного повышения квалификации, в том числе самостоятельными усилиями, могли бы найти отражение при обновлении перечня задач и обязанностей сотрудников органов внутренних дел по профилактике правонарушений. Это мобилизует мощный фактор мотивации в направлении реализации соответствующих обязанностей и способствует исключению формализма в работе.
Статья: Одиозные нарушения дисциплины: подборка к 1 апреля
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)Истец принял на грудь и вместе со знакомым заявился в продуктовый магазин, где просил отпустить ему еще 2 бутылки пива. Правда, денег у стража порядка с собой не было. Поэтому он предложил выгодный, по его мнению, бартер: пару бутылок пива на пельмени. А что, вполне себе неплохой вариант, пельмени всегда нужны в хозяйстве, да и такая незамысловатая сделка вполне себе укладывалась в презумпцию возмездности любого гражданско-правового договора, закрепленную в ст. 423 Гражданского кодекса РФ. Но продавщицу такой способ расчетов не устроил. Ей, видимо, пельмени были без надобности, а может, просто больше по вкусу были вареники. В общем, если кратко: она бескорыстно любила деньги, поэтому ответила ему категорическим отказом, что и стало ее роковой ошибкой. Сотрудник полиции разругался с ней в пух и прах, а в ответ на требование немедленно покинуть магазин не удержался и со злости плюнул ей на левую руку. В этом наверняка не было какого-то символизма. Была бы, что называется, под рукой правая рука, а не левая, он бы и туда отправил свой плевок. В итоге дебошир с товарищем пива так и не увидели в тот день, продолжить веселье им было не суждено, зато пельмени остались при них в целости и сохранности. Правда, со службой в полиции любителю пива пришлось попрощаться. Суд справедливо заметил, что при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время сотрудник ОВД обязан:
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 4)Истец принял на грудь и вместе со знакомым заявился в продуктовый магазин, где просил отпустить ему еще 2 бутылки пива. Правда, денег у стража порядка с собой не было. Поэтому он предложил выгодный, по его мнению, бартер: пару бутылок пива на пельмени. А что, вполне себе неплохой вариант, пельмени всегда нужны в хозяйстве, да и такая незамысловатая сделка вполне себе укладывалась в презумпцию возмездности любого гражданско-правового договора, закрепленную в ст. 423 Гражданского кодекса РФ. Но продавщицу такой способ расчетов не устроил. Ей, видимо, пельмени были без надобности, а может, просто больше по вкусу были вареники. В общем, если кратко: она бескорыстно любила деньги, поэтому ответила ему категорическим отказом, что и стало ее роковой ошибкой. Сотрудник полиции разругался с ней в пух и прах, а в ответ на требование немедленно покинуть магазин не удержался и со злости плюнул ей на левую руку. В этом наверняка не было какого-то символизма. Была бы, что называется, под рукой правая рука, а не левая, он бы и туда отправил свой плевок. В итоге дебошир с товарищем пива так и не увидели в тот день, продолжить веселье им было не суждено, зато пельмени остались при них в целости и сохранности. Правда, со службой в полиции любителю пива пришлось попрощаться. Суд справедливо заметил, что при исполнении служебных обязанностей и во внеслужебное время сотрудник ОВД обязан:
Статья: Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Более детально данные вопросы проработаны в гл. 19 законопроекта об условиях въезда (выезда), в которой определены: предмет и объект административного надзора за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, его содержание; права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор; права и обязанности сотрудников органов внутренних дел (полиции); регламентированы вопросы дактилоскопической регистрации, геномной регистрации иностранных граждан и др.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)Более детально данные вопросы проработаны в гл. 19 законопроекта об условиях въезда (выезда), в которой определены: предмет и объект административного надзора за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, его содержание; права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор; права и обязанности сотрудников органов внутренних дел (полиции); регламентированы вопросы дактилоскопической регистрации, геномной регистрации иностранных граждан и др.
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предоставляются сотрудникам ОВД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основным средством материального обеспечения сотрудников ОВД и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей является денежное довольствие, которое включает, в частности, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе за стаж службы (выслугу лет), за квалификационное звание и за особые условия службы. Так, ежемесячная надбавка за выслугу лет в зависимости от ее продолжительности составляет от 10 до 40% (ст. 66 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ; ч. 1, 3, 6, 7 ст. 2 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Основным средством материального обеспечения сотрудников ОВД и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей является денежное довольствие, которое включает, в частности, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в том числе за стаж службы (выслугу лет), за квалификационное звание и за особые условия службы. Так, ежемесячная надбавка за выслугу лет в зависимости от ее продолжительности составляет от 10 до 40% (ст. 66 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ; ч. 1, 3, 6, 7 ст. 2 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
Ситуация: Каковы правила хранения холодного оружия физическими лицами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае неисполнения владельцем холодного оружия обязанности по предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам Росгвардии (сотрудникам органов внутренних дел) аннулируется и изымается, в частности, выданное ему разрешение на хранение и ношение оружия (п. 4.1 ч. 1 ст. 26 Закона N 150-ФЗ; п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона N 3-ФЗ; пп. 9 п. 2, пп. 19 п. 9 Положения N 510; п. 2 Порядка N N 652, 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае неисполнения владельцем холодного оружия обязанности по предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам Росгвардии (сотрудникам органов внутренних дел) аннулируется и изымается, в частности, выданное ему разрешение на хранение и ношение оружия (п. 4.1 ч. 1 ст. 26 Закона N 150-ФЗ; п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона N 3-ФЗ; пп. 9 п. 2, пп. 19 п. 9 Положения N 510; п. 2 Порядка N N 652, 360).
Статья: Особенности прохождения службы в органах внутренних дел и федеральной государственной гражданской службе, отличительные черты
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Так, профессиональной обязанностью сотрудников органов внутренних дел являются обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, защита их законных интересов, жизни и здоровья людей, обеспечение общественной безопасности граждан, охрана материальных ценностей и правопорядка.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)- Так, профессиональной обязанностью сотрудников органов внутренних дел являются обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, защита их законных интересов, жизни и здоровья людей, обеспечение общественной безопасности граждан, охрана материальных ценностей и правопорядка.