Обязанности пассажира
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности пассажира (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Перевозка воздушным транспортом и сопутствующие договоры: Заказчик хочет взыскать убытки в связи с отменой (задержкой) рейса Перевозчиком
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как доказать ненадлежащее исполнение Перевозчиком обязанности по перевозке пассажира
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как доказать ненадлежащее исполнение Перевозчиком обязанности по перевозке пассажира
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.31 КоАП РФ за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом доказано неисполнение перевозчиком обязанности по информированию пассажиров о страховщике и договоре (например, в салоне ТС размещена не соответствующая действительности информация)
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченным органом доказано неисполнение перевозчиком обязанности по информированию пассажиров о страховщике и договоре (например, в салоне ТС размещена не соответствующая действительности информация)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие условия договора перевозки пассажира являются существенными
(КонсультантПлюс, 2025)для перевозчика - обязанность перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу;
(КонсультантПлюс, 2025)для перевозчика - обязанность перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу;
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1.8.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 17.11.2021 N 8 "О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации при возобновлении пассажирского железнодорожного сообщения с Республикой Финляндия" закреплена обязанность пассажиров, находившихся в течение последних 14 дней до прибытия на территорию РФ в Республике Ботсвана, Республике Зимбабве, Королевстве Лесото, Республике Мадагаскар, Республике Мозамбик, Республике Намибия, Объединенной Республике Танзания, Королевстве Эсватини, Южно-Африканской Республике и Специальном административном районе Гонконг и прибывающих на территорию РФ (за исключением членов поездных и локомотивных бригад), соблюдать в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия режим изоляции с прохождением двукратного лабораторного обследования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции: первое обследование - в течение 2 дней со дня прибытия на территорию РФ; второе обследование - с десятого по двенадцатый день со дня прибытия на территорию РФ.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 1.8.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 17.11.2021 N 8 "О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации при возобновлении пассажирского железнодорожного сообщения с Республикой Финляндия" закреплена обязанность пассажиров, находившихся в течение последних 14 дней до прибытия на территорию РФ в Республике Ботсвана, Республике Зимбабве, Королевстве Лесото, Республике Мадагаскар, Республике Мозамбик, Республике Намибия, Объединенной Республике Танзания, Королевстве Эсватини, Южно-Африканской Республике и Специальном административном районе Гонконг и прибывающих на территорию РФ (за исключением членов поездных и локомотивных бригад), соблюдать в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия режим изоляции с прохождением двукратного лабораторного обследования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции: первое обследование - в течение 2 дней со дня прибытия на территорию РФ; второе обследование - с десятого по двенадцатый день со дня прибытия на территорию РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Ответственность за нарушение правил дорожного движения"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Обязанности пешеходов, пассажиров
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Обязанности пешеходов, пассажиров
Статья: Вынужденный отказ пассажира от воздушной перевозки на стадии бронирования
(Селезнева Д.А.)
("Транспортное право", 2025, N 3)На наш взгляд, случай с аннулированием бронирования в результате неисполнения кредиторских обязанностей пассажира по заключению договора перевозки и неоформлению билета свидетельствует о том, что отношения бронирования прекращаются исключительно по воле пассажира, а не в результате того, что перевозчик каким-то образом воспрепятствовал реализации права пассажира заключить договор на условиях бронирования. Перевозчик здесь пассивен, а его связанность прекращается автоматически по истечении срока без активных действий с его стороны. Ни о какой возможности нарушить секундарное право здесь не может быть и речи. В пользу данного вывода можно привести следующее утверждение: "Прекращение бронирования вследствие истечения срока для акцепта есть реализация правовой природы оферты, а не нарушение прав пассажира" <11>. Что касается овербукинга, то данный случай касается правовой связи перевозчика и пассажира уже на следующей стадии перевозочного процесса, т.е. с момента заключения договора перевозки, когда действительно возникают субъективные права и юридические обязанности, но уже не из факта бронирования, а из договора перевозки пассажира. Хотя действия перевозчика, нарушающие права пассажира, производятся еще на стадии бронирования, их юридический эффект проявляется на последующих стадиях. Повлиять на возможность заключения пассажиром договора перевозки на условиях бронирования перевозчик, прибегая к овербукингу, никак не может. Секундарное право пассажира, вытекающее из факта бронирования вместимости транспортного средства, по-прежнему будет реализовано с фатальной неизбежностью.
(Селезнева Д.А.)
("Транспортное право", 2025, N 3)На наш взгляд, случай с аннулированием бронирования в результате неисполнения кредиторских обязанностей пассажира по заключению договора перевозки и неоформлению билета свидетельствует о том, что отношения бронирования прекращаются исключительно по воле пассажира, а не в результате того, что перевозчик каким-то образом воспрепятствовал реализации права пассажира заключить договор на условиях бронирования. Перевозчик здесь пассивен, а его связанность прекращается автоматически по истечении срока без активных действий с его стороны. Ни о какой возможности нарушить секундарное право здесь не может быть и речи. В пользу данного вывода можно привести следующее утверждение: "Прекращение бронирования вследствие истечения срока для акцепта есть реализация правовой природы оферты, а не нарушение прав пассажира" <11>. Что касается овербукинга, то данный случай касается правовой связи перевозчика и пассажира уже на следующей стадии перевозочного процесса, т.е. с момента заключения договора перевозки, когда действительно возникают субъективные права и юридические обязанности, но уже не из факта бронирования, а из договора перевозки пассажира. Хотя действия перевозчика, нарушающие права пассажира, производятся еще на стадии бронирования, их юридический эффект проявляется на последующих стадиях. Повлиять на возможность заключения пассажиром договора перевозки на условиях бронирования перевозчик, прибегая к овербукингу, никак не может. Секундарное право пассажира, вытекающее из факта бронирования вместимости транспортного средства, по-прежнему будет реализовано с фатальной неизбежностью.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В муниципальных актах, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, прописываются обязательные требования относительно установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок; организации регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам; изменения вида регулярных перевозок; требования к остановочным пунктам, входящим в состав муниципальных маршрутов регулярных перевозок; требования к оформлению, переоформлению свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карте маршрута, прекращению и приостановлению их действия <1>. В Положении об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики закрепляются также права и обязанности перевозчика, пассажиров. Так, к правам пассажиров отнесены право требовать от перевозчика соблюдения установленных правил перевозки, иметь свободный доступ к информации о маршруте, перевозчике, уполномоченном и контролирующем органах; при перевозках по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам пользоваться льготами по плате за проезд в соответствии с действующим законодательством; обращаться к уполномоченному органу, перевозчику с предложением по совершенствованию перевозок; а также право обращаться в установленном порядке за защитой своих прав в уполномоченный орган местной администрации Майского муниципального района и контролирующие органы, органы по защите прав потребителей либо в суд <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В муниципальных актах, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, прописываются обязательные требования относительно установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок; организации регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам; изменения вида регулярных перевозок; требования к остановочным пунктам, входящим в состав муниципальных маршрутов регулярных перевозок; требования к оформлению, переоформлению свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карте маршрута, прекращению и приостановлению их действия <1>. В Положении об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики закрепляются также права и обязанности перевозчика, пассажиров. Так, к правам пассажиров отнесены право требовать от перевозчика соблюдения установленных правил перевозки, иметь свободный доступ к информации о маршруте, перевозчике, уполномоченном и контролирующем органах; при перевозках по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам пользоваться льготами по плате за проезд в соответствии с действующим законодательством; обращаться к уполномоченному органу, перевозчику с предложением по совершенствованию перевозок; а также право обращаться в установленном порядке за защитой своих прав в уполномоченный орган местной администрации Майского муниципального района и контролирующие органы, органы по защите прав потребителей либо в суд <2>.
Статья: Кардиостимулятор и ремень безопасности: анализ медицинских рисков и юридических обязательств
(Филиппов С.А., Тимофеева Е.С.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выявить систему нормативных требований, регламентирующих обязательность применения ремней безопасности. Согласно п. 2.1.2 ПДД РФ на водителей механических транспортных средств возлагается двуединая обязанность: во-первых, личное использование ремня безопасности при управлении транспортным средством, оснащенным указанными средствами пассивной защиты, во-вторых, обеспечение аналогичной защиты перевозимых пассажиров. Параллельно п. 5.1 ПДД РФ устанавливает самостоятельную обязанность пассажиров использовать ремни безопасности в оборудованных ими транспортных средствах. За нарушение данных требований предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей <3>.
(Филиппов С.А., Тимофеева Е.С.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выявить систему нормативных требований, регламентирующих обязательность применения ремней безопасности. Согласно п. 2.1.2 ПДД РФ на водителей механических транспортных средств возлагается двуединая обязанность: во-первых, личное использование ремня безопасности при управлении транспортным средством, оснащенным указанными средствами пассивной защиты, во-вторых, обеспечение аналогичной защиты перевозимых пассажиров. Параллельно п. 5.1 ПДД РФ устанавливает самостоятельную обязанность пассажиров использовать ремни безопасности в оборудованных ими транспортных средствах. За нарушение данных требований предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей <3>.
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Одной из обязанностей авиаперевозчика или уполномоченного им лица является обязанность информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки об условиях возврата уплаченной провозной платы (п. 1.1 ст. 103 ВК РФ). Если перевозчик не выполнил эту обязанность, следует обратить на это внимание суда.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Одной из обязанностей авиаперевозчика или уполномоченного им лица является обязанность информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки об условиях возврата уплаченной провозной платы (п. 1.1 ст. 103 ВК РФ). Если перевозчик не выполнил эту обязанность, следует обратить на это внимание суда.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" билет является перевозочным документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира. В подп. 13 п. 1 ст. 2 Закона N 259-ФЗ указано, что под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" билет является перевозочным документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира. В подп. 13 п. 1 ст. 2 Закона N 259-ФЗ указано, что под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Ситуация: Какая возникает ответственность у водителя и пассажира за непристегнутый ремень безопасности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством РФ о правилах дорожного движения предусмотрена обязанность водителей и пассажиров следить за тем, чтобы ремни безопасности были пристегнуты. Так, при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. В свою очередь при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры также обязаны быть пристегнутыми ими (п. п. 2.1.2, 5.1 ПДД).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством РФ о правилах дорожного движения предусмотрена обязанность водителей и пассажиров следить за тем, чтобы ремни безопасности были пристегнуты. Так, при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. В свою очередь при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры также обязаны быть пристегнутыми ими (п. п. 2.1.2, 5.1 ПДД).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Содержание договора перевозки пассажира. Основной обязанностью перевозчика является обязанность доставить пассажира в определенное договором место назначения в оговоренный срок, а обязанностью пассажира - уплатить перевозчику провозную плату. Пассажир также обязан хранить проездной билет до окончания поездки, предъявлять его для контроля сотрудникам перевозчика и соблюдать правила перевозок пассажиров на конкретном виде транспорта.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Содержание договора перевозки пассажира. Основной обязанностью перевозчика является обязанность доставить пассажира в определенное договором место назначения в оговоренный срок, а обязанностью пассажира - уплатить перевозчику провозную плату. Пассажир также обязан хранить проездной билет до окончания поездки, предъявлять его для контроля сотрудникам перевозчика и соблюдать правила перевозок пассажиров на конкретном виде транспорта.
Статья: Без удовлетворения: новый Обзор решений по жалобам от ФНС (комментарий к Обзору правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков (направлен в налоговые инспекции Письмом ФНС от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@ для использования в работе))
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 16)Однако ИФНС признала выручкой диспетчера все деньги, поступавшие от пассажиров, а не только агентское вознаграждение. ФНС ее поддержала. Она пришла к выводу, что налогоплательщик просто передал свою обязанность по перевозке пассажиров третьим лицам, то есть выступал как подрядчик. Поэтому средства, поступившие на счет диспетчера, являются платой за оказание услуги такси, и именно эту сумму (а не вознаграждение, удерживаемое с водителей) нужно включать в доходы <19>. Тот факт, что ИП выбрал объект "доходы" на УСН, - это его выбор, именно вследствие которого он не может уменьшить свои доходы на свои расходы.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 16)Однако ИФНС признала выручкой диспетчера все деньги, поступавшие от пассажиров, а не только агентское вознаграждение. ФНС ее поддержала. Она пришла к выводу, что налогоплательщик просто передал свою обязанность по перевозке пассажиров третьим лицам, то есть выступал как подрядчик. Поэтому средства, поступившие на счет диспетчера, являются платой за оказание услуги такси, и именно эту сумму (а не вознаграждение, удерживаемое с водителей) нужно включать в доходы <19>. Тот факт, что ИП выбрал объект "доходы" на УСН, - это его выбор, именно вследствие которого он не может уменьшить свои доходы на свои расходы.