Обязанности организации по воинскому учету
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности организации по воинскому учету (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность организации за нарушение правил воинского учета
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, которое не наделено организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, не привлекают к ответственности за нарушение срока предоставления списка граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, даже если приказом на него возложена обязанность по организации и ведению воинского учета и хранению бланков строгой отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, которое не наделено организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, не привлекают к ответственности за нарушение срока предоставления списка граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, даже если приказом на него возложена обязанность по организации и ведению воинского учета и хранению бланков строгой отчетности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организацииМетодические рекомендации конкретизируют положения нормативных правовых актов, возлагающих на работодателей обязанности по ведению воинского учета в организациях: Федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и упомянутом Положении о воинском учете.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719
(ред. от 26.08.2025)
"Об утверждении Положения о воинском учете"29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
(ред. от 26.08.2025)
"Об утверждении Положения о воинском учете"29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Статья: Практика Верховного Суда Российской Федерации по делам об оспаривании выдачи "справки уклониста"
(Соколов Я.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)<10> Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 53 и подп. "а" п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, на работников, осуществляющих воинский учет в организациях, возложена обязанность направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о приеме на работу или увольнении, поступлении на обучение или отчислении граждан, которые подлежат воинскому учету.
(Соколов Я.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)<10> Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 53 и подп. "а" п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, на работников, осуществляющих воинский учет в организациях, возложена обязанность направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о приеме на работу или увольнении, поступлении на обучение или отчислении граждан, которые подлежат воинскому учету.
Статья: Организация воинского учета
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- менее 500 - один ответственный работник (это может быть работник организации, выполняющий обязанности по ведению воинского учета в порядке совмещения или совместительства);
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- менее 500 - один ответственный работник (это может быть работник организации, выполняющий обязанности по ведению воинского учета в порядке совмещения или совместительства);
Статья: Организация воинского учета в вопросах и ответах
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 4)Шаг 4. Закрепить Ф.И.О. ответственного в приказе об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Этот приказ с большой долей вероятности может быть истребован при проверке ведения воинского учета. Несмотря на то что нормативными правовыми актами обязательность его наличия не установлена, однако он упомянут (и даже форма его утверждена) в Методических рекомендациях, которые, хотя и не являются нормативным правовым актом, тем не менее относятся к основным документам, учитываемым военкоматами в своей работе. В приказе следует отразить в том числе, какие функции возложены на ответственных лиц, а также кому и как будут передаваться дела и временное исполнение обязанностей при убытии ответственного лица (пример 2). Либо, как вариант, возможно сначала поручить ответственному лицу подготовить и передать на утверждение руководителю организации функциональные обязанности по организации и ведению воинского учета (см. "1" в примере 2). Тогда описанное нами в Шаге 4 будет предшествовать тому, что мы определили в рамках Шага 3.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 4)Шаг 4. Закрепить Ф.И.О. ответственного в приказе об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Этот приказ с большой долей вероятности может быть истребован при проверке ведения воинского учета. Несмотря на то что нормативными правовыми актами обязательность его наличия не установлена, однако он упомянут (и даже форма его утверждена) в Методических рекомендациях, которые, хотя и не являются нормативным правовым актом, тем не менее относятся к основным документам, учитываемым военкоматами в своей работе. В приказе следует отразить в том числе, какие функции возложены на ответственных лиц, а также кому и как будут передаваться дела и временное исполнение обязанностей при убытии ответственного лица (пример 2). Либо, как вариант, возможно сначала поручить ответственному лицу подготовить и передать на утверждение руководителю организации функциональные обязанности по организации и ведению воинского учета (см. "1" в примере 2). Тогда описанное нами в Шаге 4 будет предшествовать тому, что мы определили в рамках Шага 3.
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник не имеет регистрации по месту жительства и месту пребывания или прибыл на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеет регистрации по месту пребывания, указанные сведения выдайте ему при приеме на работу для постановки на воинский учет по месту пребывания в военкомате (или в органе местного самоуправления) (пп. "д" п. 30 Положения о воинском учете). Указанные сведения советуем выдать работнику под расписку, а также дополнительно направить в военкомат и (или) орган местного самоуправления по месту нахождения вашей организации информацию о приеме на работу гражданина, не имеющего военного билета и регистрации по месту жительства (пребывания), сопроводительное письмо и форму из Приложения N 2 к Положению о воинском учете. То есть вам нужно собрать документы, подтверждающие, что вы сделали все возможное для исполнения обязанности по ведению воинского учета в организации.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник не имеет регистрации по месту жительства и месту пребывания или прибыл на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеет регистрации по месту пребывания, указанные сведения выдайте ему при приеме на работу для постановки на воинский учет по месту пребывания в военкомате (или в органе местного самоуправления) (пп. "д" п. 30 Положения о воинском учете). Указанные сведения советуем выдать работнику под расписку, а также дополнительно направить в военкомат и (или) орган местного самоуправления по месту нахождения вашей организации информацию о приеме на работу гражданина, не имеющего военного билета и регистрации по месту жительства (пребывания), сопроводительное письмо и форму из Приложения N 2 к Положению о воинском учете. То есть вам нужно собрать документы, подтверждающие, что вы сделали все возможное для исполнения обязанности по ведению воинского учета в организации.
Статья: Наделение военнослужащего статусом материально ответственного лица: порядок и правовые последствия
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)<4> В некоторых случаях ведомственными нормативными правовыми актами может устанавливаться запрет на совмещение одним должностным лицом функции по организации в воинской части учета материальных ценностей и обязанностей материально ответственного лица. - Прим. авт.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)<4> В некоторых случаях ведомственными нормативными правовыми актами может устанавливаться запрет на совмещение одним должностным лицом функции по организации в воинской части учета материальных ценностей и обязанностей материально ответственного лица. - Прим. авт.