Обязанности оператора связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности оператора связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Содержание нарушения: использование десятичного знака "7", являющегося кодом страны Российская Федерация и расположенного в составе номера сети телефонной связи на месте нахождения кода страны, в качестве идентификатора выбора Абонентом услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и возникновения у Оператора связи обязанности предоставить данную услугу связи.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Содержание нарушения: использование десятичного знака "7", являющегося кодом страны Российская Федерация и расположенного в составе номера сети телефонной связи на месте нахождения кода страны, в качестве идентификатора выбора Абонентом услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и возникновения у Оператора связи обязанности предоставить данную услугу связи.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Обязанности операторов связи" Федерального закона "О связи"СТАТЬЯ 46 "ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ и регламентируют взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция), а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ и регламентируют взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция), а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 8 комментируемой статьи предусматривает право физического лица - абонента или физического лица - пользователя услуг связи (указание на физическое лицо - пользователя услуг связи включено указанным выше Законом 2016 г. N 288-ФЗ) отказаться от передачи распоряжения оператору электронных денежных средств после получения информации, указанной в ч. 7 данной статьи, а также закрепляет корреспондирующую обязанность оператора связи обеспечить соответствующему физическому лицу такую возможность.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 8 комментируемой статьи предусматривает право физического лица - абонента или физического лица - пользователя услуг связи (указание на физическое лицо - пользователя услуг связи включено указанным выше Законом 2016 г. N 288-ФЗ) отказаться от передачи распоряжения оператору электронных денежных средств после получения информации, указанной в ч. 7 данной статьи, а также закрепляет корреспондирующую обязанность оператора связи обеспечить соответствующему физическому лицу такую возможность.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.2.1. Неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика и подключения к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования
(ред. от 04.11.2025)Статья 13.2.1. Неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика и подключения к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования
Постановление Правительства РФ от 06.08.2024 N 1055
"Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме"VII. Права и обязанности оператора связи и лица,
"Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме"VII. Права и обязанности оператора связи и лица,
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Так, пунктами 169 и 170 Правил оказания услуг телефонной связи предусмотрено, что автоматизированные телефонные вызовы могут осуществляться при условии предварительного согласия абонента, а также предусмотрена обязанность оператора сотовой связи блокировать автоматизированные телефонные вызовы. Применение указанных ограничений в рамках взаимодействия кредитных организаций со своими клиентами в процессе их обслуживания (в рамках информирования об условиях по продукту, которым пользуется клиент, в целях противодействия мошенничеству, при осуществлении действий, направленных на взыскание просроченной задолженности) представляется необоснованным по следующим причинам:
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Так, пунктами 169 и 170 Правил оказания услуг телефонной связи предусмотрено, что автоматизированные телефонные вызовы могут осуществляться при условии предварительного согласия абонента, а также предусмотрена обязанность оператора сотовой связи блокировать автоматизированные телефонные вызовы. Применение указанных ограничений в рамках взаимодействия кредитных организаций со своими клиентами в процессе их обслуживания (в рамках информирования об условиях по продукту, которым пользуется клиент, в целях противодействия мошенничеству, при осуществлении действий, направленных на взыскание просроченной задолженности) представляется необоснованным по следующим причинам:
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ, регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и используемого ими оконечного оборудования, порядок по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи). В целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная система доменных имен, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах (ч. 1 ст. 14.2 Закона об информации) <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ, регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и используемого ими оконечного оборудования, порядок по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи). В целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная система доменных имен, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах (ч. 1 ст. 14.2 Закона об информации) <1>.
Готовое решение: Как составить договор аутсорсинга
(КонсультантПлюс, 2025)Условия, которые позволят оператору выполнить его обязанности в связи с обработкой переданных исполнителю персональных данных, также рекомендуем включить в договор аутсорсинга. В частности, условие об обязанности исполнителя заблокировать персональные данные в случае выявления их неправомерной обработки и уточнить персональные данные в случае подтверждения факта их неточности (ч. 1, 2 ст. 21 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Условия, которые позволят оператору выполнить его обязанности в связи с обработкой переданных исполнителю персональных данных, также рекомендуем включить в договор аутсорсинга. В частности, условие об обязанности исполнителя заблокировать персональные данные в случае выявления их неправомерной обработки и уточнить персональные данные в случае подтверждения факта их неточности (ч. 1, 2 ст. 21 Закона о персональных данных).
Статья: Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 274.2 УК РФ: комментарий новеллы
(Щетинина Н.В.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Поскольку п. 9 Правил определяет порядок эксплуатации ТСПУ, обязательный для исполнения представителями радиочастотной службы, которые, как отмечалось, не являются субъектами анализируемого преступления, остановимся на положениях п. 10, определяющего обязанности оператора связи. Анализ положений, предусмотренных подп. "а" - "л" данного пункта, позволяет заключить, что нарушение порядка эксплуатации ТСПУ может быть, в частности, выражено:
(Щетинина Н.В.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Поскольку п. 9 Правил определяет порядок эксплуатации ТСПУ, обязательный для исполнения представителями радиочастотной службы, которые, как отмечалось, не являются субъектами анализируемого преступления, остановимся на положениях п. 10, определяющего обязанности оператора связи. Анализ положений, предусмотренных подп. "а" - "л" данного пункта, позволяет заключить, что нарушение порядка эксплуатации ТСПУ может быть, в частности, выражено:
Статья: О соблюдении требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)С целью соблюдения вышеназванных обязанностей операторы связи обязаны подключиться к системе, направлять в систему и получать из нее сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 46.1 Федерального закона N 126-ФЗ, введенной с 01.01.2023 Федеральным законом от 02.07.2021 N 319-ФЗ).
(Самойлова М.Д.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)С целью соблюдения вышеназванных обязанностей операторы связи обязаны подключиться к системе, направлять в систему и получать из нее сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 46.1 Федерального закона N 126-ФЗ, введенной с 01.01.2023 Федеральным законом от 02.07.2021 N 319-ФЗ).
Статья: Трансформация круга субъектов тайны связи: влияние цифровизации
(Изотова А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Нельзя не упомянуть проект федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "О связи" <46> (направлен на подпись Президенту России 23.06.2021), дополнивший статью 46 обязанностью операторов связи предоставлять Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) сведения об абонентах и оказанных им услугах связи, включая сведения, составляющие тайну связи: данные о местоположении абонентского оборудования, о фактах и видах соединений, их объеме, времени их передачи и получения. Принятие данного положения обусловлено необходимостью контроля за соблюдением операторами связи требований по поверке достоверности сведений об абонентах и о пользователях услуг связи. Можно спорить с таким обоснованием, говорить о несоразмерности ограничения прав абонентов на тайну связи целям такого ограничения, но остается фактом то, что круг субъектов, имеющих доступ к тайне связи, пополнился еще одним государственным органом - Роскомнадзором. Безусловно, цифровизация общества не только требует повышения уровня надежности коммуникационной инфраструктуры, доверия к ней, но и сопровождается усилением контроля со стороны государства. Поэтому расширение круга субъектов, имеющих право доступа к тайне связи, уже не кажется невозможным.
(Изотова А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Нельзя не упомянуть проект федерального закона "О внесении изменении в Федеральный закон "О связи" <46> (направлен на подпись Президенту России 23.06.2021), дополнивший статью 46 обязанностью операторов связи предоставлять Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) сведения об абонентах и оказанных им услугах связи, включая сведения, составляющие тайну связи: данные о местоположении абонентского оборудования, о фактах и видах соединений, их объеме, времени их передачи и получения. Принятие данного положения обусловлено необходимостью контроля за соблюдением операторами связи требований по поверке достоверности сведений об абонентах и о пользователях услуг связи. Можно спорить с таким обоснованием, говорить о несоразмерности ограничения прав абонентов на тайну связи целям такого ограничения, но остается фактом то, что круг субъектов, имеющих доступ к тайне связи, пополнился еще одним государственным органом - Роскомнадзором. Безусловно, цифровизация общества не только требует повышения уровня надежности коммуникационной инфраструктуры, доверия к ней, но и сопровождается усилением контроля со стороны государства. Поэтому расширение круга субъектов, имеющих право доступа к тайне связи, уже не кажется невозможным.
Статья: Об ответственности за нарушения в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи
(Лимонникова А.С.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- непредставление оператором связи в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения оператором связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц или ИП, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи;
(Лимонникова А.С.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)- непредставление оператором связи в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения оператором связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц или ИП, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- установление обязанности оператора связи, провайдера хостинга по ограничению доступа к сайту, сведения о котором включены в реестр, в случае неисполнения владельцем сайта обязанности по удалению запрещенной к распространению информации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- установление обязанности оператора связи, провайдера хостинга по ограничению доступа к сайту, сведения о котором включены в реестр, в случае неисполнения владельцем сайта обязанности по удалению запрещенной к распространению информации.
Статья: Роль идентификации в институте тайны связи
(Изотова А.Н.)
("Закон", 2022, N 3)Широкое распространение "серых" сим-карт без заключения договора об оказании услуг связи, заключение фиктивных договоров об оказании услуг связи с использованием паспортных данных третьих лиц способствовали совершению противоправных действий с использованием таких сим-карт, а также затрудняли работу правоохранительных органов <4>. В 2014 году это привело к появлению обязанности операторов связи проводить проверку достоверности сведений об абонентах, которые они представляли при заключении договора. В 2018 году законодатель предусмотрел перечень способов проверки достоверности полученных сведений <5>.
(Изотова А.Н.)
("Закон", 2022, N 3)Широкое распространение "серых" сим-карт без заключения договора об оказании услуг связи, заключение фиктивных договоров об оказании услуг связи с использованием паспортных данных третьих лиц способствовали совершению противоправных действий с использованием таких сим-карт, а также затрудняли работу правоохранительных органов <4>. В 2014 году это привело к появлению обязанности операторов связи проводить проверку достоверности сведений об абонентах, которые они представляли при заключении договора. В 2018 году законодатель предусмотрел перечень способов проверки достоверности полученных сведений <5>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)ж) права и обязанности оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)ж) права и обязанности оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме.