Обязанности оператора персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности оператора персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона "О персональных данных""Вопреки доводам кассационной жалобы о необходимости предоставления истцу письменных документов, определяющих политику ответчика в отношении обработки персональных данных, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, действующее законодательство не предусматривает обязанность оператора персональных данных предоставлять субъекту письменные документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, а лишь содержит необходимость предоставления субъекту персональных данных информации, что и было сделано оператором персональных данных ООО "Т2 Мобайл" в ответ на обращение истца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления об обработке персональных данныхПо вопросу подачи уведомления в связи с изменениями с 1 сентября 2022 г. в Законе см. Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"Глава 4. ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"Глава 4. ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления следует обеспечить создание системы управления большими данными, определить правовые условия обработки таких данных в рамках указанной системы. В дополнение к включению в законодательство о персональных данных положений, предусматривающих обязанность операторов персональных данных предоставлять в целях совершенствования государственного и муниципального управления в определенных случаях в Минцифры России определенную совокупность персональных данных для их последующего обезличивания и формирования на их основе наборов данных для обучения искусственного интеллекта, аналогичный подход целесообразно применить и к иным видам информации, на основе которых могут быть созданы большие данные.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В целях повышения эффективности государственного и муниципального управления следует обеспечить создание системы управления большими данными, определить правовые условия обработки таких данных в рамках указанной системы. В дополнение к включению в законодательство о персональных данных положений, предусматривающих обязанность операторов персональных данных предоставлять в целях совершенствования государственного и муниципального управления в определенных случаях в Минцифры России определенную совокупность персональных данных для их последующего обезличивания и формирования на их основе наборов данных для обучения искусственного интеллекта, аналогичный подход целесообразно применить и к иным видам информации, на основе которых могут быть созданы большие данные.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<174> В обновленной редакции статьи 12 Федерального закона N 152-ФЗ с 01.03.2023 устанавливаются следующие обязанности оператора, осуществляющего трансграничную передачу персональных данных:
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<174> В обновленной редакции статьи 12 Федерального закона N 152-ФЗ с 01.03.2023 устанавливаются следующие обязанности оператора, осуществляющего трансграничную передачу персональных данных:
Статья: Образовательные организации как операторы обработки персональных данных: проблемы защиты конституционного права на частную жизнь
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Закон о персональных данных определяет обязанности операторов, которые они должны выполнять, независимо от включения их в реестр операторов Роскомнадзором (глава 4). В частности, они должны уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных, принимать политику обработки персональных данных, осуществлять обработку, хранение, блокировку, уточнение, предоставление персональных данных и др. Среди множества организаций, выполняющих функции операторов, к ним относятся и образовательные организации (субъекты персональных данных: учащиеся, законные представители учащихся, работники, родственники работников, контрагенты) <9>. Значит, на образовательные организации в равной мере распространяются положения об административной (на должностных лиц) и уголовной ответственности за нарушения российского законодательства в области персональных данных.
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Закон о персональных данных определяет обязанности операторов, которые они должны выполнять, независимо от включения их в реестр операторов Роскомнадзором (глава 4). В частности, они должны уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных, принимать политику обработки персональных данных, осуществлять обработку, хранение, блокировку, уточнение, предоставление персональных данных и др. Среди множества организаций, выполняющих функции операторов, к ним относятся и образовательные организации (субъекты персональных данных: учащиеся, законные представители учащихся, работники, родственники работников, контрагенты) <9>. Значит, на образовательные организации в равной мере распространяются положения об административной (на должностных лиц) и уголовной ответственности за нарушения российского законодательства в области персональных данных.
Статья: Отдельные вопросы, связанные с персональными данными
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанности оператора персональных данных
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанности оператора персональных данных
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В части 5 ст. 18 Федерального закона N 152-ФЗ установлена обязанность оператора при сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В части 5 ст. 18 Федерального закона N 152-ФЗ установлена обязанность оператора при сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.
Статья: Пределы обработки больших объемов данных для целей получения информации о человеке: правовой аспект
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 6)Исследуются общественные отношения по поводу анализа и обработки больших данных. Автор указывает на необходимость нормативного определения понятия больших пользовательских данных с учетом цели их сбора и обработки (создание новых сведений). Отмечается, что в результате хранения и обработки больших данных в единой информационной системе социальных сетей или цифровых экосистем для целей поведенческого таргетинга становится возможным создание новой информации о пользователях, которая может быть отнесена к специальным категориям персональных данных. Предлагается оценивать такую информацию с учетом признака достоверности и относить ее к персональным данным только после оформления согласия субъекта. Делается вывод о необходимости законодательного закрепления права субъекта получать информацию об алгоритмах обработки больших пользовательских данных в случае персонификации полученной в ходе нее информации. Подчеркивается важность соблюдения принципа соответствия содержания и объема данных заявляемым целям их автоматизированной обработки. Предлагается установить в законе обязанность оператора персональных данных обезличивать при автоматизированной обработке сами персональные данные и информацию, полученную в результате их обработки, а также хранить их в таком виде, чтобы они не могли быть персонифицированы в случае несанкционированного доступа к ним.
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 6)Исследуются общественные отношения по поводу анализа и обработки больших данных. Автор указывает на необходимость нормативного определения понятия больших пользовательских данных с учетом цели их сбора и обработки (создание новых сведений). Отмечается, что в результате хранения и обработки больших данных в единой информационной системе социальных сетей или цифровых экосистем для целей поведенческого таргетинга становится возможным создание новой информации о пользователях, которая может быть отнесена к специальным категориям персональных данных. Предлагается оценивать такую информацию с учетом признака достоверности и относить ее к персональным данным только после оформления согласия субъекта. Делается вывод о необходимости законодательного закрепления права субъекта получать информацию об алгоритмах обработки больших пользовательских данных в случае персонификации полученной в ходе нее информации. Подчеркивается важность соблюдения принципа соответствия содержания и объема данных заявляемым целям их автоматизированной обработки. Предлагается установить в законе обязанность оператора персональных данных обезличивать при автоматизированной обработке сами персональные данные и информацию, полученную в результате их обработки, а также хранить их в таком виде, чтобы они не могли быть персонифицированы в случае несанкционированного доступа к ним.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 3 Закона о персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)9. Кто является оператором персональных данных и какие на него возложены обязанности?
(КонсультантПлюс, 2025)9. Кто является оператором персональных данных и какие на него возложены обязанности?
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в поручении оператора должны быть определены перечень персональных данных, перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели их обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных, требования, предусмотренные ч. 5 ст. 18 и ст. 18.1 данного Закона, обязанность по запросу оператора персональных данных в течение срока действия поручения оператора, в том числе до обработки персональных данных, предоставлять документы и иную информацию, подтверждающие принятие мер и соблюдение в целях исполнения поручения оператора требований, установленных в соответствии со ст. 6 данного Закона, обязанность обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 данного Закона, в том числе требование об уведомлении оператора о случаях, предусмотренных ч. 3.1 ст. 21 данного Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в поручении оператора должны быть определены перечень персональных данных, перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели их обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных, требования, предусмотренные ч. 5 ст. 18 и ст. 18.1 данного Закона, обязанность по запросу оператора персональных данных в течение срока действия поручения оператора, в том числе до обработки персональных данных, предоставлять документы и иную информацию, подтверждающие принятие мер и соблюдение в целях исполнения поручения оператора требований, установленных в соответствии со ст. 6 данного Закона, обязанность обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 данного Закона, в том числе требование об уведомлении оператора о случаях, предусмотренных ч. 3.1 ст. 21 данного Закона.
Статья: Полномочия нотариусов в сфере защиты персональных данных граждан, связанных с правами на недвижимость
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Однако Закон N 266-ФЗ был направлен прежде всего на устранение коллизии между Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и Законом о государственной регистрации недвижимости. С одной стороны, статья 7 Закона о персональных данных устанавливала обязанность операторов персональных данных не раскрывать указанные данные третьим лицам без согласия их субъекта, с другой - часть 5 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости закрепляла презумпцию общедоступности данных ЕГРН <7>. Хотя обе нормы и предусматривали, что специальный закон может установить иное правило, слишком много исключений создают ситуацию, когда правило, по сути, перестает работать. Так получилось и с персональными данными. Нарушение их конфиденциальности в Интернете приобрело массовый характер, в том числе и в связи с существованием такого рода коллизий в законодательстве.
(Пушкина А.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Однако Закон N 266-ФЗ был направлен прежде всего на устранение коллизии между Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и Законом о государственной регистрации недвижимости. С одной стороны, статья 7 Закона о персональных данных устанавливала обязанность операторов персональных данных не раскрывать указанные данные третьим лицам без согласия их субъекта, с другой - часть 5 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости закрепляла презумпцию общедоступности данных ЕГРН <7>. Хотя обе нормы и предусматривали, что специальный закон может установить иное правило, слишком много исключений создают ситуацию, когда правило, по сути, перестает работать. Так получилось и с персональными данными. Нарушение их конфиденциальности в Интернете приобрело массовый характер, в том числе и в связи с существованием такого рода коллизий в законодательстве.