Обязанности коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 183 "Гарантии работнику при временной нетрудоспособности" Трудового кодекса РФ"Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Х.Н. требований, суд первой инстанции, дав правовую оценку установленных обстоятельств дела и собранных доказательств с применением статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 1.3, 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, исходил из того, что работодателем в спорные периоды в полном объеме и в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в период распространения новой коронавирусной инфекции выполнена обязанность начисления и выплаты истцу заработной платы за период фактической работы, а также обязанность направления сведений в отношении истца для оплаты пособия по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования в периоды необходимости соблюдения истцом требования о самоизоляции. При этом суд принял во внимание, что трудовым законодательством не предусмотрена выплата заработной платы работнику в период получения им пособия по временной нетрудоспособности."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3, 21, 76, 132, 209 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 мая 2020 года N 48 "О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", исходил из того, что истец подтвердила свой отказ носить маску на работе; у Т. имелась обязанность соблюдать ограничения по предотвращению новой коронавирусной инфекции, чего ею сделано не было; нарушений конституционных прав истца не имеется, поскольку действия работодателя направлены на защиту неотчуждаемых прав и свобод граждан, в частности - права на защиту здоровья; отстранение работника от работы, не исполняющего требования установленных правил, является не правом, а обязанностью работодателя; признаков дискриминации в отношении истца не имеется, в связи с чем пришел к выводу о том, что привлечение Т. к ответственности в виде отстранения от работы и невыплате премии является обоснованным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СВЯЗИ СО ВСПЫШКОЙ КОРОНАВИРУСА
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)На региональном уровне для вас могут предусмотреть обязанность проводить тестирование работников на коронавирус или на соответствующие антитела.
(КонсультантПлюс, 2023)На региональном уровне для вас могут предусмотреть обязанность проводить тестирование работников на коронавирус или на соответствующие антитела.
Ситуация: Какие меры социальной поддержки и льготы предусмотрены для медицинских работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные гарантии установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные гарантии установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Итак, Указом Президента РФ от 06.05.2020 N 313 в дополнение к гарантиям, предусмотренным Законом 125-ФЗ, были установлены единовременные страховые выплаты для врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, а также водителей автомобилей скорой медицинской помощи (все названные категории лиц именовались в Указе медицинскими работниками). Условием распространения на медицинских работников права на данные выплаты являлась их непосредственная работа с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию. К числу страховых случаев были отнесены: 1) смерть в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении трудовых обязанностей; 2) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности <2>, и 3) установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного COVID-19, возникших при исполнении трудовых обязанностей.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Итак, Указом Президента РФ от 06.05.2020 N 313 в дополнение к гарантиям, предусмотренным Законом 125-ФЗ, были установлены единовременные страховые выплаты для врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, а также водителей автомобилей скорой медицинской помощи (все названные категории лиц именовались в Указе медицинскими работниками). Условием распространения на медицинских работников права на данные выплаты являлась их непосредственная работа с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию. К числу страховых случаев были отнесены: 1) смерть в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении трудовых обязанностей; 2) причинение вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности <2>, и 3) установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации стойкая утрата медицинским работником трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного COVID-19, возникших при исполнении трудовых обязанностей.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Главный санитарный врач установил в августе 2020 г. новые
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Главный санитарный врач установил в августе 2020 г. новые
Статья: Запрещать или не запрещать: табак и права человека в XXI веке
(Паршенко В.Н.)
("Закон", 2024, N 12)В современном обществе возникает много споров относительно баланса прав и обязанностей человека. С одной стороны, любой индивид обладает свободой выбора и действий при принятии заведомо вредных для себя решений, с другой стороны, свобода эта не бесконечна и потому реализация тех или иных прав и свобод зачастую встречает на своем пути препятствия. Одной из актуальных тем современности можно считать вопрос: быть здоровым - право это или обязанность? Пандемия коронавируса уже подсветила данный аспект и показала, что человек не всегда может свободно распоряжаться своим здоровьем и должен думать о том, как его действия могут повлиять на здоровье окружающих. Автор анализирует актуальную проблему балансирования прав курильщиков, прав некурящих людей, подвергающихся предположительному вреду от пассивного курения, прав и обязанностей представителей предпринимательского сообщества и интересов государства как в здоровье населения, так и в материальной налоговой выгоде. На примере неудачной попытки Новой Зеландии полностью запретить продажу никотинсодержащей продукции новым поколениям изучены возможные юридические меры по снижению популярности курения, их перспективная эффективность и вероятные риски радикальных изменений и запретов.
(Паршенко В.Н.)
("Закон", 2024, N 12)В современном обществе возникает много споров относительно баланса прав и обязанностей человека. С одной стороны, любой индивид обладает свободой выбора и действий при принятии заведомо вредных для себя решений, с другой стороны, свобода эта не бесконечна и потому реализация тех или иных прав и свобод зачастую встречает на своем пути препятствия. Одной из актуальных тем современности можно считать вопрос: быть здоровым - право это или обязанность? Пандемия коронавируса уже подсветила данный аспект и показала, что человек не всегда может свободно распоряжаться своим здоровьем и должен думать о том, как его действия могут повлиять на здоровье окружающих. Автор анализирует актуальную проблему балансирования прав курильщиков, прав некурящих людей, подвергающихся предположительному вреду от пассивного курения, прав и обязанностей представителей предпринимательского сообщества и интересов государства как в здоровье населения, так и в материальной налоговой выгоде. На примере неудачной попытки Новой Зеландии полностью запретить продажу никотинсодержащей продукции новым поколениям изучены возможные юридические меры по снижению популярности курения, их перспективная эффективность и вероятные риски радикальных изменений и запретов.