Обязанности граждан коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности граждан коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 20.6.1 КоАП РФнесоблюдение гражданами обязанности не покидать места проживания;
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 3, 21, 76, 132, 209 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 мая 2020 года N 48 "О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", исходил из того, что истец подтвердила свой отказ носить маску на работе; у Т. имелась обязанность соблюдать ограничения по предотвращению новой коронавирусной инфекции, чего ею сделано не было; нарушений конституционных прав истца не имеется, поскольку действия работодателя направлены на защиту неотчуждаемых прав и свобод граждан, в частности - права на защиту здоровья; отстранение работника от работы, не исполняющего требования установленных правил, является не правом, а обязанностью работодателя; признаков дискриминации в отношении истца не имеется, в связи с чем пришел к выводу о том, что привлечение Т. к ответственности в виде отстранения от работы и невыплате премии является обоснованным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)В отличие от процессуального соучастия, которое допускается, если предметом спора являются общие права и обязанности нескольких административных истцов или ответчиков, в рассматриваемой ситуации у граждан, несогласных с ограничениями в рамках борьбы с пандемией коронавируса, нет общих прав и обязанностей. Каждый гражданин в отношениях с органами власти обладает определенным набором прав, которые он может защищать с использованием различных средств правовой защиты, а также на нем лежат обязанности, невыполнение которых влечет за собой установленную законом ответственность.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)В отличие от процессуального соучастия, которое допускается, если предметом спора являются общие права и обязанности нескольких административных истцов или ответчиков, в рассматриваемой ситуации у граждан, несогласных с ограничениями в рамках борьбы с пандемией коронавируса, нет общих прав и обязанностей. Каждый гражданин в отношениях с органами власти обладает определенным набором прав, которые он может защищать с использованием различных средств правовой защиты, а также на нем лежат обязанности, невыполнение которых влечет за собой установленную законом ответственность.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"Указанное положение являлось предметом рассмотрения, поскольку этим действовавшим во взаимосвязи с общей системой конституционно-правового и соответствующего отраслевого регулирования положением устанавливалась обязанность граждан в условиях режима повышенной готовности в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции не покидать места проживания (пребывания) (за исключением предусмотренных в данной норме случаев), нарушение которой влекло административную ответственность.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вместе с тем введение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вместе с тем введение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера.
Статья: Правовое регулирование: дискретный или системодеятельностный подход?
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N 8 с 16 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. установлена обязанность граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные заболевания, соблюдать режим самоизоляции, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против COVID-19. С 28 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в Тюменской области приостановлены бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, профилакториях, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. С 15 ноября 2021 г. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. Работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против COVID-19, дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска. За невыполнение гражданами нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций установлен административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб.
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N 8 с 16 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. установлена обязанность граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные заболевания, соблюдать режим самоизоляции, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против COVID-19. С 28 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в Тюменской области приостановлены бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, профилакториях, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. С 15 ноября 2021 г. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. Работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против COVID-19, дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска. За невыполнение гражданами нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций установлен административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб.
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Вопрос о соблюдении обязанностей работодателями в области охраны здоровья граждан, а также дополнительных обязательств, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, широко изучался отечественными исследователями в период пандемии 2020 г. [4, с. 38 - 49]. На основе анализа судебной практики стоит отметить, что отдельные проблемы по обеспечению охраны здоровья граждан работодателями вызваны отказом работодателей в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты за счет финансовых средств организации [5].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Вопрос о соблюдении обязанностей работодателями в области охраны здоровья граждан, а также дополнительных обязательств, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, широко изучался отечественными исследователями в период пандемии 2020 г. [4, с. 38 - 49]. На основе анализа судебной практики стоит отметить, что отдельные проблемы по обеспечению охраны здоровья граждан работодателями вызваны отказом работодателей в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты за счет финансовых средств организации [5].
Статья: Феномен "Nanny state": новый вид государства или модификация государственного патернализма в современных условиях?
(Путило Н.В., Волкова Н.С.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Пандемия коронавируса и меры, предпринимаемые государствами для борьбы с ней, дают богатый эмпирический материал для непрекращающейся дискуссии о личной свободе и личной ответственности, о границах и основаниях для вторжения государства в сферу индивидуального выбора, характере обязанностей, возлагаемых на граждан органами публичной власти.
(Путило Н.В., Волкова Н.С.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Пандемия коронавируса и меры, предпринимаемые государствами для борьбы с ней, дают богатый эмпирический материал для непрекращающейся дискуссии о личной свободе и личной ответственности, о границах и основаниях для вторжения государства в сферу индивидуального выбора, характере обязанностей, возлагаемых на граждан органами публичной власти.
Статья: Реализация международно-правовых стандартов в полномочиях прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина в судебном порядке вне уголовно-правовой сферы
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Работа органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показала возможность обеспечения баланса интересов. При этом деятельность органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в этих условиях была нацелена не только на принятие мер для обеспечения безопасности населения, но и на защиту трудовых, социальных и иных прав граждан. Так, в суды направлялись иски о взыскании заработной платы и выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных задач медработниками, оказывающими помощь заболевшим гражданам; признании отношений трудовыми; возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами, об оснащении медицинских организаций и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты; запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от COVID-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки; приостановлении деятельности по предоставлению услуг и др. <8>. Права граждан защищались прокурорами и при реализации полномочий по участию в делах, в том числе по искам органов Роспотребнадзора о принудительной госпитализации в медицинские учреждения, принудительной изоляции по месту пребывания (жительства), а также при вступлении в процесс в порядке ч. 7 ст. 39 КАС для дачи заключения.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2021, N 12)Работа органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показала возможность обеспечения баланса интересов. При этом деятельность органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан в этих условиях была нацелена не только на принятие мер для обеспечения безопасности населения, но и на защиту трудовых, социальных и иных прав граждан. Так, в суды направлялись иски о взыскании заработной платы и выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных задач медработниками, оказывающими помощь заболевшим гражданам; признании отношений трудовыми; возложении обязанности укомплектовать лечебные учреждения соответствующими специалистами, об оснащении медицинских организаций и медиков необходимым оборудованием, медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, средствами индивидуальной защиты; запрете доступа к сайтам, содержащим информацию о продаже лекарств от COVID-19, справок об отсутствии заболевания, маршрутных листов, необходимых для перемещения во время проведения противоэпидемических мероприятий, поддельных бухгалтерских документов для получения соответствующих государственных мер поддержки; приостановлении деятельности по предоставлению услуг и др. <8>. Права граждан защищались прокурорами и при реализации полномочий по участию в делах, в том числе по искам органов Роспотребнадзора о принудительной госпитализации в медицинские учреждения, принудительной изоляции по месту пребывания (жительства), а также при вступлении в процесс в порядке ч. 7 ст. 39 КАС для дачи заключения.
Статья: Отказ работников от вакцинации против COVID-19: новые проблемы и социально-правовые последствия
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день существенным недостатком отечественной правовой системы по профилактике COVID-19 среди работников является отсутствие единой (унифицированной в своем толковании) законодательной нормы, которая внесла бы ясность на уровне обыденного сознания граждан в вопросе обязательной вакцинации и, как следствие, обязанности работодателя отстранять от работы работников, не прошедших соответствующее вакцинирование. В свою очередь, это позволит проработать существующую проблему, связанную с тем, что в большинстве случаев действующие постановления главных государственных санитарных врачей субъектов РФ воспринимаются не как санитарные правила (требования), а как некие рекомендации, исходящие от государственных органов власти.
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день существенным недостатком отечественной правовой системы по профилактике COVID-19 среди работников является отсутствие единой (унифицированной в своем толковании) законодательной нормы, которая внесла бы ясность на уровне обыденного сознания граждан в вопросе обязательной вакцинации и, как следствие, обязанности работодателя отстранять от работы работников, не прошедших соответствующее вакцинирование. В свою очередь, это позволит проработать существующую проблему, связанную с тем, что в большинстве случаев действующие постановления главных государственных санитарных врачей субъектов РФ воспринимаются не как санитарные правила (требования), а как некие рекомендации, исходящие от государственных органов власти.
Статья: Применение современных технологий в процессе оказания публичных услуг в Российской Федерации
(Пуляевская И.А., Таскаев Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Инструментарий, которым может пользоваться государство в процессе обеспечения государственной политики, многообразен. Часть средств и способов носит собственно управленческий характер <1> и способствует непосредственной реализации прав и свобод человека и гражданина <2>, часть связаны с применением методов государственного принуждения <3>. Среди первой группы мер особое значение имеет обязанность государства оказать гражданам и коллективным субъектам публичные услуги, поскольку взаимодействие субъектов при оказании публичной услуги позволяет развивать гражданское общество, вовлекая граждан в заявительную деятельность по реализации своих прав. Проведение в Российской Федерации административной реформы стало уже процессом постоянным: кризис управления, связанный с ограничениями в связи с пандемией COVID-19, вынудил государство в который раз обратиться к необходимости совершенствования системы оказания публичных услуг, в том числе еще более актуализировал вопрос о повсеместном применении информационно-коммуникационных технологий.
(Пуляевская И.А., Таскаев Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Инструментарий, которым может пользоваться государство в процессе обеспечения государственной политики, многообразен. Часть средств и способов носит собственно управленческий характер <1> и способствует непосредственной реализации прав и свобод человека и гражданина <2>, часть связаны с применением методов государственного принуждения <3>. Среди первой группы мер особое значение имеет обязанность государства оказать гражданам и коллективным субъектам публичные услуги, поскольку взаимодействие субъектов при оказании публичной услуги позволяет развивать гражданское общество, вовлекая граждан в заявительную деятельность по реализации своих прав. Проведение в Российской Федерации административной реформы стало уже процессом постоянным: кризис управления, связанный с ограничениями в связи с пандемией COVID-19, вынудил государство в который раз обратиться к необходимости совершенствования системы оказания публичных услуг, в том числе еще более актуализировал вопрос о повсеместном применении информационно-коммуникационных технологий.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Так, суд не нашел оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение положений Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, направленных Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27, поскольку эти положения носят рекомендательный характер <13>. Аналогичное мнение высказано судом в отношении Рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях торговли <14>. Суд пришел к выводу, что "положения методических документов носят рекомендательный характер, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена" <15>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Так, суд не нашел оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение положений Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, направленных Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27, поскольку эти положения носят рекомендательный характер <13>. Аналогичное мнение высказано судом в отношении Рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях торговли <14>. Суд пришел к выводу, что "положения методических документов носят рекомендательный характер, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена" <15>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом следует отметить, что в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 21.04.2020 <1>, сделан вывод о том, что введение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2> правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера, а следовательно, в случае необходимости суд вправе приостановить производство по делу, если лица, участвующие в деле, лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Такой вопрос должен решаться судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом следует отметить, что в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 21.04.2020 <1>, сделан вывод о том, что введение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <2> правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера, а следовательно, в случае необходимости суд вправе приостановить производство по делу, если лица, участвующие в деле, лишены возможности присутствовать в судебном заседании в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Такой вопрос должен решаться судом, в производстве которого находится дело, самостоятельно применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под "самоизоляцией" в связи с распространением коронавирусной инфекции в широком смысле понимается общая обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением отдельных специально оговоренных случаев, а в узком смысле - обязанность не покидать место жительства (пребывания), установленная в отношении конкретных категорий граждан.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под "самоизоляцией" в связи с распространением коронавирусной инфекции в широком смысле понимается общая обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением отдельных специально оговоренных случаев, а в узком смысле - обязанность не покидать место жительства (пребывания), установленная в отношении конкретных категорий граждан.