Обязанность встать на воинский учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность встать на воинский учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Судом отмечено, что обязанность явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет, в случае переезда на новое место жительства законодательно возложена на гражданина, в то время как военный комиссариат в отсутствие сведений о месте жительства призывника фактически лишен возможности уведомить последнего повесткой о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на воинский учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Те, кто прибыл на место пребывания (на срок более трех месяцев) или проходит альтернативную гражданскую службу, должны встать на учет в военном комиссариате муниципального образования по месту пребывания (п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ; п. п. 7, 39 Положения N 719).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Те, кто прибыл на место пребывания (на срок более трех месяцев) или проходит альтернативную гражданскую службу, должны встать на учет в военном комиссариате муниципального образования по месту пребывания (п. 2 ст. 8 Закона N 53-ФЗ; п. п. 7, 39 Положения N 719).
Статья: Прекращение гражданства в сравнительно-правовом обозрении
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Неисполнение обязанности по первоначальной постановке
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Неисполнение обязанности по первоначальной постановке
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
Статья: Организация воинского учета
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие в паспортах граждан РФ отметок об их отношении к воинской обязанности либо о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, наличие отметок о вручении мобилизационных предписаний, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), наличие жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона), а также соответствие документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, во временных удостоверениях - срок действия;
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие в паспортах граждан РФ отметок об их отношении к воинской обязанности либо о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, наличие отметок о вручении мобилизационных предписаний, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), наличие жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона), а также соответствие документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, во временных удостоверениях - срок действия;
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Такой отказ может повлечь неблагоприятные последствия для вас. Отсутствие военного билета у кандидата, который является военнообязанным, не относится к обстоятельствам для отказа в приеме на работу, в том числе если вместо военного билета не представлен иной документ воинского учета. Так, отсутствие такого документа у кандидата не указано в законе как условие, исключающее возможность трудоустройства. Кроме того, документы воинского учета, в том числе военный билет, нужны работодателю, в частности, в целях исполнения своей обязанности по обеспечению постановки работников на воинский учет по месту работы и ведению такого учета. А это никак не связано с деловыми качествами кандидата и, соответственно, его способностью выполнять поручаемую ему работу. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 64, ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, абз. 3 п. 5.1 ст. 8 Закона о воинской обязанности, пп. "б" п. 14, п. 27, абз. 1, пп. "б" п. 28, пп. "а" п. 30 Положения о воинском учете, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, Писем Минтруда России от 14.08.2023 N 14-6/В-960, Роструда от 20.12.2023 N ПГ/26681-6-1.
(КонсультантПлюс, 2025)Такой отказ может повлечь неблагоприятные последствия для вас. Отсутствие военного билета у кандидата, который является военнообязанным, не относится к обстоятельствам для отказа в приеме на работу, в том числе если вместо военного билета не представлен иной документ воинского учета. Так, отсутствие такого документа у кандидата не указано в законе как условие, исключающее возможность трудоустройства. Кроме того, документы воинского учета, в том числе военный билет, нужны работодателю, в частности, в целях исполнения своей обязанности по обеспечению постановки работников на воинский учет по месту работы и ведению такого учета. А это никак не связано с деловыми качествами кандидата и, соответственно, его способностью выполнять поручаемую ему работу. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 64, ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, абз. 3 п. 5.1 ст. 8 Закона о воинской обязанности, пп. "б" п. 14, п. 27, абз. 1, пп. "б" п. 28, пп. "а" п. 30 Положения о воинском учете, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, Писем Минтруда России от 14.08.2023 N 14-6/В-960, Роструда от 20.12.2023 N ПГ/26681-6-1.
Статья: Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Приоритетное значение при реформировании данного института придано интересам национальной безопасности. Особенно это заметно на примере расширения оснований прекращения гражданства. В отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе о гражданстве появились такие новые основания для утраты статуса гражданина, как угрожающая безопасности Российской Федерации деятельность и неисполнение обязанности по первоначальной постановке на воинский учет. Одновременно с этим значительно разросся перечень криминальных деяний, влекущих аннулирование гражданства.
Статья: О значимости совершенствования законодательства о гражданстве Российской Федерации в части его прекращения
(Василевская Е.О.)
("Юрист", 2025, N 5)Более того, до сих пор не определены порядок и полномочия МВД России по принятию решений о прекращении гражданства лиц, не исполнивших обязанность по постановке на воинский учет, а также сроки возникновения у таких лиц права повторного обращения с заявлением по вопросам гражданства.
(Василевская Е.О.)
("Юрист", 2025, N 5)Более того, до сих пор не определены порядок и полномочия МВД России по принятию решений о прекращении гражданства лиц, не исполнивших обязанность по постановке на воинский учет, а также сроки возникновения у таких лиц права повторного обращения с заявлением по вопросам гражданства.