Обязанность внесения в РНП
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность внесения в РНП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2024 N 15АП-11944/2024 по делу N А53-294/2024
Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.Наличие обязанности у оператора специализированной электронной площадки (далее - СЭП) по возврату заявки лица, внесенного в РНП, не исключает обязанность заказчика проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ и, соответственно, не исключает привлечение заказчиков к ответственности в случае ее неисполнения.
Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.Наличие обязанности у оператора специализированной электронной площадки (далее - СЭП) по возврату заявки лица, внесенного в РНП, не исключает обязанность заказчика проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ и, соответственно, не исключает привлечение заказчиков к ответственности в случае ее неисполнения.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2024 N 17АП-6730/2024-ГК по делу N А60-43048/2023
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Приведенный истцом довод относительно того, что суд не учел идентичность доказательств, рассмотренных в рамках комиссии Свердловского УФАС по вопросу внесения истца в реестр недобросовестных поставщиков, судом апелляционной инстанции отклоняются. Отсутствие истца в реестре недобросовестных поставщиков не отменяет факта невыполнения обязанностей по контракту. При этом, само по себе не включение комиссией УФАС предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков) не означает неправомерности отказа учреждения от исполнения государственного контракта. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки.
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Приведенный истцом довод относительно того, что суд не учел идентичность доказательств, рассмотренных в рамках комиссии Свердловского УФАС по вопросу внесения истца в реестр недобросовестных поставщиков, судом апелляционной инстанции отклоняются. Отсутствие истца в реестре недобросовестных поставщиков не отменяет факта невыполнения обязанностей по контракту. При этом, само по себе не включение комиссией УФАС предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков) не означает неправомерности отказа учреждения от исполнения государственного контракта. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных мер принимать не нужно, внесение контрагента в РНП не влияет на права и обязанности сторон по контракту. Вместе с тем, учитывая данный факт, целесообразно усилить контроль за ходом исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных мер принимать не нужно, внесение контрагента в РНП не влияет на права и обязанности сторон по контракту. Вместе с тем, учитывая данный факт, целесообразно усилить контроль за ходом исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если требование об отсутствии сведений в РНП установлено в соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, обязанность отказаться от заключения контракта возникнет у заказчика в случае, если он обнаружит, что сведения в РНП внесены в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций.
(КонсультантПлюс, 2025)Если требование об отсутствии сведений в РНП установлено в соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, обязанность отказаться от заключения контракта возникнет у заказчика в случае, если он обнаружит, что сведения в РНП внесены в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140
(ред. от 12.10.2020)
"Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362)11.3. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(ред. от 12.10.2020)
"Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362)11.3. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статья: Что такое существенные условия контракта?
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Когда заказчик формирует проект контракта, он включает в него все необходимые ему условия, в т.ч. те, которые прямо не названы в законе или ином нормативном правовом акте. Например, устанавливает условия о порядке авансирования либо об отсутствии аванса, указывает источник финансирования контракта, определяет права и обязанности сторон и т.д. Участник закупки, подавая заявку на участие в ней, обязан согласиться со всеми условиями. Он не вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий и попросить их корректировки. Он обязан согласиться с ними и заключить контракт именно на тех условиях, которые определит заказчик. В случае отказа от заключения контракта на установленных заказчиком условиях участнику грозит внесение в РНП. Следовательно, это те условия, по которым по заявлению одной из сторон (заказчика) должно быть достигнуто соглашение. Именно поэтому автор статьи полагает, что любые условия в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ, являются существенными и не подлежат изменению сторонами.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)Когда заказчик формирует проект контракта, он включает в него все необходимые ему условия, в т.ч. те, которые прямо не названы в законе или ином нормативном правовом акте. Например, устанавливает условия о порядке авансирования либо об отсутствии аванса, указывает источник финансирования контракта, определяет права и обязанности сторон и т.д. Участник закупки, подавая заявку на участие в ней, обязан согласиться со всеми условиями. Он не вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий и попросить их корректировки. Он обязан согласиться с ними и заключить контракт именно на тех условиях, которые определит заказчик. В случае отказа от заключения контракта на установленных заказчиком условиях участнику грозит внесение в РНП. Следовательно, это те условия, по которым по заявлению одной из сторон (заказчика) должно быть достигнуто соглашение. Именно поэтому автор статьи полагает, что любые условия в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ, являются существенными и не подлежат изменению сторонами.
Статья: Способы и условия заключения государственных контрактов
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, изложенных в государственном контракте, для каждой из сторон предусмотрены собственные меры ответственности. Помимо внесения в реестр недобросовестных поставщиков поставщика, исполнителя или подрядчика ждет ряд негативных последствий.
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, изложенных в государственном контракте, для каждой из сторон предусмотрены собственные меры ответственности. Помимо внесения в реестр недобросовестных поставщиков поставщика, исполнителя или подрядчика ждет ряд негативных последствий.
Готовое решение: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)условиями закупки у единственного поставщика или иной неконкурентной закупки предусмотрена обязанность заключить договор и единственный поставщик добровольно принял на себя указанные обязательства (п. 3 Правил направления сведений в РНП, п. 1 ст. 421 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)условиями закупки у единственного поставщика или иной неконкурентной закупки предусмотрена обязанность заключить договор и единственный поставщик добровольно принял на себя указанные обязательства (п. 3 Правил направления сведений в РНП, п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)В целом анализ практики дает возможность констатировать, что суды и антимонопольные органы адекватно оценивают распределение обязанностей и рисков в этой сфере. Так, органы Управления Федеральной антимонопольной службы России готовы отказать <9> заказчику в удовлетворении требования о внесении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в случае, когда неисполнение им обязательств по контракту явилось следствием бездействия обеих сторон (в том числе в отсутствие сотрудничества в рамках ст. 750 ГК РФ). Суды также принимают во внимание факты обнаружения неожиданных препятствий и затруднений, если о них было надлежащим образом сообщено заказчику в письменной форме (тем более если было сообщено неоднократно).
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)В целом анализ практики дает возможность констатировать, что суды и антимонопольные органы адекватно оценивают распределение обязанностей и рисков в этой сфере. Так, органы Управления Федеральной антимонопольной службы России готовы отказать <9> заказчику в удовлетворении требования о внесении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в случае, когда неисполнение им обязательств по контракту явилось следствием бездействия обеих сторон (в том числе в отсутствие сотрудничества в рамках ст. 750 ГК РФ). Суды также принимают во внимание факты обнаружения неожиданных препятствий и затруднений, если о них было надлежащим образом сообщено заказчику в письменной форме (тем более если было сообщено неоднократно).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Для выработки предложений по совершенствованию оснований внесения и механизма ведения РНП прежде всего следует понять правовую, мотивационную и моральную суть данного инструмента и проанализировать проблемы в практическом применении.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Для выработки предложений по совершенствованию оснований внесения и механизма ведения РНП прежде всего следует понять правовую, мотивационную и моральную суть данного инструмента и проанализировать проблемы в практическом применении.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Важным документом любой документации является проект договора, в котором отображены условия его исполнения, права и обязанности сторон и другие особенности сделки. Нередко победитель закупки на стадии заключения договора при несогласии с отдельными его пунктами направляет заказчику протокол разногласий, в котором просит изменить существенные условия договора. Такие случаи нередко заканчиваются спорами в антимонопольном органе, в который обращается организатор процедуры закупки с заявлением о внесении записи о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Важным документом любой документации является проект договора, в котором отображены условия его исполнения, права и обязанности сторон и другие особенности сделки. Нередко победитель закупки на стадии заключения договора при несогласии с отдельными его пунктами направляет заказчику протокол разногласий, в котором просит изменить существенные условия договора. Такие случаи нередко заканчиваются спорами в антимонопольном органе, в который обращается организатор процедуры закупки с заявлением о внесении записи о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)по соглашению сторон при условии согласия заказчика с предложением поставщика о расторжении контракта. Однако при этом важно учесть, что у вас сохраняется обязанность взыскать неустойку по контракту. Кроме того, если контрактом определена обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, но контракт расторгнут по соглашению сторон, заказчику может грозить административная ответственность. Так, за нарушение порядка одностороннего расторжения контракта предусмотрено предупреждение или штраф в отношении должностного лица, штраф в отношении юрлица. За ненаправление сведений о поставщике в контрольный орган для внесения сведений о нем в РНП указанные меры ответственности установлены только в отношении должностных лиц (ч. 9 ст. 7.30.1, ч. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ, ч. 7, 8 ст. 34, ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Также существует риск обращения контрольных (надзорных) органов в суд с требованием о признании соглашения о расторжении контракта недействительным. Так, например, обратиться в арбитражный суд с подобным иском может прокурор (абз. 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)по соглашению сторон при условии согласия заказчика с предложением поставщика о расторжении контракта. Однако при этом важно учесть, что у вас сохраняется обязанность взыскать неустойку по контракту. Кроме того, если контрактом определена обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, но контракт расторгнут по соглашению сторон, заказчику может грозить административная ответственность. Так, за нарушение порядка одностороннего расторжения контракта предусмотрено предупреждение или штраф в отношении должностного лица, штраф в отношении юрлица. За ненаправление сведений о поставщике в контрольный орган для внесения сведений о нем в РНП указанные меры ответственности установлены только в отношении должностных лиц (ч. 9 ст. 7.30.1, ч. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ, ч. 7, 8 ст. 34, ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Также существует риск обращения контрольных (надзорных) органов в суд с требованием о признании соглашения о расторжении контракта недействительным. Так, например, обратиться в арбитражный суд с подобным иском может прокурор (абз. 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ).
Статья: К вопросу об учете НДС в цене государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемого в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)- если условие о цене сформулировано однозначно - "с учетом НДС", направить заказчику протокол разногласий (попросить внести изменения, включив в контракт формулировку - "без НДС"), приложив документы, подтверждающие освобождение от обязанности по уплате НДС;
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)- если условие о цене сформулировано однозначно - "с учетом НДС", направить заказчику протокол разногласий (попросить внести изменения, включив в контракт формулировку - "без НДС"), приложив документы, подтверждающие освобождение от обязанности по уплате НДС;
Статья: Процедура расторжения контракта: что учесть в десятидневный срок?
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)<3> Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
(Ширанова М.О.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)<3> Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.