Обязанность работника носить маску
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность работника носить маску (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2023 N 88-8319/2023 по делу N 2-1623/2022 (УИД 42RS0002-01-2022-002037-09)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что действующим трудовым законодательством не предусмотрено право работодателя возлагать в принудительном порядке обязанность на работника на основании локального нормативного акта носить маски на работе в профилактических целях, не свидетельствуют о незаконности выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец считает, что ответчиком нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Решение: Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что действующим трудовым законодательством не предусмотрено право работодателя возлагать в принудительном порядке обязанность на работника на основании локального нормативного акта носить маски на работе в профилактических целях, не свидетельствуют о незаконности выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.02.2023 по делу N 33-3-1040/2023 (УИД 26RS0024-01-2022-003474-73)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В магазине ответчика истцу было отказано в приобретении товаров по причине нахождения истца без средств индивидуальной защиты - маски.
Решение: Отказано.При этом, не привлечение истца к предусмотренной законом ответственности ввиду отсутствия у него средств индивидуальной защиты не свидетельствует о незаконности действий работников торговой организации, на которую в том числе возложена обязанность обеспечить соблюдение работниками и посетителями масочного режима.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В магазине ответчика истцу было отказано в приобретении товаров по причине нахождения истца без средств индивидуальной защиты - маски.
Решение: Отказано.При этом, не привлечение истца к предусмотренной законом ответственности ввиду отсутствия у него средств индивидуальной защиты не свидетельствует о незаконности действий работников торговой организации, на которую в том числе возложена обязанность обеспечить соблюдение работниками и посетителями масочного режима.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)При привлечении работника к дисциплинарной ответственности за то, что он не носит маску или носит ее неправильно, рекомендуем учитывать информацию, представленную на сайте "Онлайнинспекция.рф". Работодатель вправе установить приказом или локальным нормативным актом обязанность работников носить маски и другие СИЗ в период распространения коронавируса. Работодатель должен указать основание их выдачи, необходимое количество, лиц, ответственных за их выдачу, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и других СИЗ. Работников нужно ознакомить с таким документом под подпись.
(КонсультантПлюс, 2023)При привлечении работника к дисциплинарной ответственности за то, что он не носит маску или носит ее неправильно, рекомендуем учитывать информацию, представленную на сайте "Онлайнинспекция.рф". Работодатель вправе установить приказом или локальным нормативным актом обязанность работников носить маски и другие СИЗ в период распространения коронавируса. Работодатель должен указать основание их выдачи, необходимое количество, лиц, ответственных за их выдачу, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и других СИЗ. Работников нужно ознакомить с таким документом под подпись.
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)10. При привлечении работника к дисциплинарной ответственности за то, что он не носит маску или носит ее неправильно, рекомендуем учитывать информацию, представленную на сайте "Онлайнинспекция.рф". Работодатель вправе установить приказом или локальным нормативным актом обязанность работников носить маски и перчатки в период распространения коронавируса. Следует указать основание их выдачи, необходимое количество, лиц, ответственных за их выдачу, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и перчаток. Работников нужно ознакомить с таким документом под подпись.
Нормативные акты
<Информация> Минздрава России
"Рекомендации работникам и работодателям в условиях распространения коронавирусной инфекции"Минздрав России настоятельно рекомендует всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (продавцы магазинов, кассиры на общественном транспорте, работники аптек, сотрудники МВД, МФЦ и иных государственных организаций), носить средства индивидуальной защиты - маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами.
"Рекомендации работникам и работодателям в условиях распространения коронавирусной инфекции"Минздрав России настоятельно рекомендует всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (продавцы магазинов, кассиры на общественном транспорте, работники аптек, сотрудники МВД, МФЦ и иных государственных организаций), носить средства индивидуальной защиты - маски и перчатки, регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами.
"Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19"
(утв. Минтрансом России 25.05.2020)
(вместе с "Временными рекомендациями для судоходных компаний по предупреждению распространения COVID-19", "Временными рекомендациями для морских и речных пассажирских портов и терминалов по предотвращению распространения COVID-19", "Временными рекомендациями по организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в целях защиты пассажиров")4.4 Ношение СИЗ (защитные маски или респираторы, одноразовые халаты/костюмы, перчатки и одноразовые защитные пластиковые очки) для сотрудников терминала, выполняющих обязанности по непосредственному контролю доступа в порт, является обязательным на постоянной основе в соответствии с уровнем риска порта.
(утв. Минтрансом России 25.05.2020)
(вместе с "Временными рекомендациями для судоходных компаний по предупреждению распространения COVID-19", "Временными рекомендациями для морских и речных пассажирских портов и терминалов по предотвращению распространения COVID-19", "Временными рекомендациями по организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в целях защиты пассажиров")4.4 Ношение СИЗ (защитные маски или респираторы, одноразовые халаты/костюмы, перчатки и одноразовые защитные пластиковые очки) для сотрудников терминала, выполняющих обязанности по непосредственному контролю доступа в порт, является обязательным на постоянной основе в соответствии с уровнем риска порта.
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
Статья: Суд признал незаконным увольнение из-за нежелания работника носить маску и мерить температуру
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)В качестве обоснования правомерности увольнения ответчик - юридическое лицо представил в материалы дела: служебные записки должностных лиц предприятия об отказе работника измерять температуру и носить медицинскую маску в местах общего пользования; пять уведомлений в адрес работника о предоставлении объяснений по факту нарушения приказа директора и проходе через проходную без надевания маски и с отказом от измерения температуры; заявление работника об отказе от термометрии; ответ работодателя на имя работника с подробными разъяснениями о необходимости соблюдения требований приказа руководителя предприятия с предупреждением о применении мер административного воздействия; объяснительная записка работника об отказе от ношения СИЗ.
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)В качестве обоснования правомерности увольнения ответчик - юридическое лицо представил в материалы дела: служебные записки должностных лиц предприятия об отказе работника измерять температуру и носить медицинскую маску в местах общего пользования; пять уведомлений в адрес работника о предоставлении объяснений по факту нарушения приказа директора и проходе через проходную без надевания маски и с отказом от измерения температуры; заявление работника об отказе от термометрии; ответ работодателя на имя работника с подробными разъяснениями о необходимости соблюдения требований приказа руководителя предприятия с предупреждением о применении мер административного воздействия; объяснительная записка работника об отказе от ношения СИЗ.
Статья: Трудовая книжка - бумажная или электронная (проблемы и перспективы совершенствования законодательства)
(Холодионова Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)В настоящее время идет речь о внедрении электронных сведений о трудовой деятельности (электронной трудовой книжке), как гаранта сохранения трудового стажа, с 2020 г. и на последующие годы. Что произошло? Необходимость внедрения электронных форм коммуникации с работниками уже известна. Для многих абсолютной нормой является при нетрудоспособности электронный больничный лист - на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <9>, при поступлении на работу в организации образования и не только оформляется через сайт "Госуслуги" электронная справка о несудимости <10>, в организациях через корпоративные почты работникам направляются электронные справки о начисленной заработной плате. Таким образом, для многих россиян электронное взаимодействие друг с другом, со своим работодателем уже является своеобразной нормой. Федеральный закон N 439-ФЗ от 16 декабря 2019 г. дополнил действующий ТК РФ в ст. 66.1 обязанностью работодателя формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представлении ее в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете, в системе обязательного пенсионного страхования для хранения в информационных ресурсах ПФР <11>. Что дает исполнение этой обязанности? Во-первых, с 2013 г. в основной трудовой закон государства была внесена глава о дистанционных работниках, которая предусматривает элементы коммуникации между сторонами трудового договора удаленно изначально, то есть когда работник и работодатель обмениваются документами о работе - заявлением о приеме на работу, приказами о работе, и все это осуществляется с помощью электронного взаимодействия. Во-вторых, наличие электронного взаимодействия позволяет сократить количество времени для обеих сторон трудового договора при оформлении на работу и начале ее выполнения. В-третьих, сведения, направляемые как работником, так и работодателем, обрабатываются быстрее, чем в бумажном виде, где нередки случаи волокиты из-за человеческого фактора. В-четвертых, электронное взаимодействие возможно при достаточно высоком уровне техники, используемой при коммуникации. Есть еще и другие факторы, которые позволяют сделать выводы о необходимости внедрения такой электронной коммуникации. Кроме того, в период пандемии коронавируса <12> и иных опасных инфекций для профилактики распространения инфекций электронное взаимодействие становится настоятельной необходимостью: ограничение потока присутствия в офисах работников, выполнение обязанностей удаленно по заранее спланированным задачам, обязательное обеспечение с соблюдением требований Роспотребнадзора <13> масочного режима в организациях и т.д. Все эти факторы косвенно показывают, что выстраивание электронной коммуникации - это всерьез и надолго для нашей и других стран. Например, в Латвии электронные трудовые книжки уже существуют с 2014 г. и именуются как налоговые книжки <14>, в Беларуси вопрос о необходимости введения электронных трудовых книжек стал актуальным с 2018 г. <15>.
(Холодионова Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)В настоящее время идет речь о внедрении электронных сведений о трудовой деятельности (электронной трудовой книжке), как гаранта сохранения трудового стажа, с 2020 г. и на последующие годы. Что произошло? Необходимость внедрения электронных форм коммуникации с работниками уже известна. Для многих абсолютной нормой является при нетрудоспособности электронный больничный лист - на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <9>, при поступлении на работу в организации образования и не только оформляется через сайт "Госуслуги" электронная справка о несудимости <10>, в организациях через корпоративные почты работникам направляются электронные справки о начисленной заработной плате. Таким образом, для многих россиян электронное взаимодействие друг с другом, со своим работодателем уже является своеобразной нормой. Федеральный закон N 439-ФЗ от 16 декабря 2019 г. дополнил действующий ТК РФ в ст. 66.1 обязанностью работодателя формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представлении ее в порядке, установленном законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете, в системе обязательного пенсионного страхования для хранения в информационных ресурсах ПФР <11>. Что дает исполнение этой обязанности? Во-первых, с 2013 г. в основной трудовой закон государства была внесена глава о дистанционных работниках, которая предусматривает элементы коммуникации между сторонами трудового договора удаленно изначально, то есть когда работник и работодатель обмениваются документами о работе - заявлением о приеме на работу, приказами о работе, и все это осуществляется с помощью электронного взаимодействия. Во-вторых, наличие электронного взаимодействия позволяет сократить количество времени для обеих сторон трудового договора при оформлении на работу и начале ее выполнения. В-третьих, сведения, направляемые как работником, так и работодателем, обрабатываются быстрее, чем в бумажном виде, где нередки случаи волокиты из-за человеческого фактора. В-четвертых, электронное взаимодействие возможно при достаточно высоком уровне техники, используемой при коммуникации. Есть еще и другие факторы, которые позволяют сделать выводы о необходимости внедрения такой электронной коммуникации. Кроме того, в период пандемии коронавируса <12> и иных опасных инфекций для профилактики распространения инфекций электронное взаимодействие становится настоятельной необходимостью: ограничение потока присутствия в офисах работников, выполнение обязанностей удаленно по заранее спланированным задачам, обязательное обеспечение с соблюдением требований Роспотребнадзора <13> масочного режима в организациях и т.д. Все эти факторы косвенно показывают, что выстраивание электронной коммуникации - это всерьез и надолго для нашей и других стран. Например, в Латвии электронные трудовые книжки уже существуют с 2014 г. и именуются как налоговые книжки <14>, в Беларуси вопрос о необходимости введения электронных трудовых книжек стал актуальным с 2018 г. <15>.