Обязанность представлять сведения о расходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность представлять сведения о расходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представление госслужащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что... законодательство Российской Федерации не предусматривает освобождение лица от обязанности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в установленный срок, в период нахождения его в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей, при невозможности представить сведения лично работнику рекомендуется направить их по почте...
(КонсультантПлюс, 2025)...суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что... законодательство Российской Федерации не предусматривает освобождение лица от обязанности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в установленный срок, в период нахождения его в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей, при невозможности представить сведения лично работнику рекомендуется направить их по почте...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)...с учетом принципа восстановления трудовых прав и обязанностей работника, незаконно уволенного с работы, в полном объеме возникла обязанность представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера за отчетный период...
(КонсультантПлюс, 2025)...с учетом принципа восстановления трудовых прав и обязанностей работника, незаконно уволенного с работы, в полном объеме возникла обязанность представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера за отчетный период...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные этапы развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Четвертый этап (2012 - 2018 гг.) развития законодательства о противодействии коррупции ознаменовался дальнейшим развитием системы антикоррупционных стандартов, а также совершенствованием мер юридической ответственности в отношении коррупционных правонарушений. За период 2006 - 2012 гг. в текст изначально небольшого по объему Закона N 273-ФЗ было внесено около 30 изменений, распространявших антикоррупционные стандарты на новые категории лиц. Параллельно были введены новые запреты и обязанности: запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами <20>; обязанность представлять сведения о расходах <21>; обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции <22>.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Четвертый этап (2012 - 2018 гг.) развития законодательства о противодействии коррупции ознаменовался дальнейшим развитием системы антикоррупционных стандартов, а также совершенствованием мер юридической ответственности в отношении коррупционных правонарушений. За период 2006 - 2012 гг. в текст изначально небольшого по объему Закона N 273-ФЗ было внесено около 30 изменений, распространявших антикоррупционные стандарты на новые категории лиц. Параллельно были введены новые запреты и обязанности: запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами <20>; обязанность представлять сведения о расходах <21>; обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции <22>.
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите особенности исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции, утвержденные Указом Президента РФ от 29.12.2022 N 968. В частности, в этот период и впредь до издания соответствующих НПА РФ лица, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, не представляют такие сведения (пп. "а" п. 1 Особенностей, утвержденных Указом Президента РФ от 29.12.2022 N 968). Отметим, этот Указ распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите особенности исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции, утвержденные Указом Президента РФ от 29.12.2022 N 968. В частности, в этот период и впредь до издания соответствующих НПА РФ лица, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, не представляют такие сведения (пп. "а" п. 1 Особенностей, утвержденных Указом Президента РФ от 29.12.2022 N 968). Отметим, этот Указ распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте законодательного органа субъекта Российской Федерации (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте законодательного органа субъекта Российской Федерации (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)8. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте соответственно Совета Федерации и Государственной Думы (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, определенном соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)8. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте соответственно Совета Федерации и Государственной Думы (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, определенном соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья: К вопросу о понятиях конфискации и обращения имущества в доход государства как основаниях для прекращения права собственности
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Нельзя однозначно определить отраслевую принадлежность обращения имущества в доход государства как меры юридической ответственности. С одной стороны, ее можно отнести к гражданско-правовой ответственности, так как материальные нормы содержатся в ГК РФ, кроме того, порядок реализации этой меры ответственности устанавливается гражданско-процессуальным законодательством. С другой стороны, необходимо учитывать публичный характер этого основания прекращения права собственности. Как мы уже отмечали, "нормы о противодействии коррупции достаточно давно перестали находиться исключительно в уголовном и специальном законодательстве и появились в ГК РФ" <5>. Отдельно отметим, что обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается именно публичным законодательством о государственной службе. Именно за несоблюдение этой обязанности и возникает ответственность в виде обращения имущества в доход государства.
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Нельзя однозначно определить отраслевую принадлежность обращения имущества в доход государства как меры юридической ответственности. С одной стороны, ее можно отнести к гражданско-правовой ответственности, так как материальные нормы содержатся в ГК РФ, кроме того, порядок реализации этой меры ответственности устанавливается гражданско-процессуальным законодательством. С другой стороны, необходимо учитывать публичный характер этого основания прекращения права собственности. Как мы уже отмечали, "нормы о противодействии коррупции достаточно давно перестали находиться исключительно в уголовном и специальном законодательстве и появились в ГК РФ" <5>. Отдельно отметим, что обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается именно публичным законодательством о государственной службе. Именно за несоблюдение этой обязанности и возникает ответственность в виде обращения имущества в доход государства.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязанность представлять сведения о своих расходах (ч. 1 ст. 8.1 Закона о коррупции);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязанность представлять сведения о своих расходах (ч. 1 ст. 8.1 Закона о коррупции);
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 Закона о противодействии коррупции. Также в названном Законе установлены следующие обязанности в целях противодействия коррупции: обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8, 8.1), обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9) и др.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 Закона о противодействии коррупции. Также в названном Законе установлены следующие обязанности в целях противодействия коррупции: обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8, 8.1), обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9) и др.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)При этом круг лиц, на которых распространяется обязанность по представлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, имеет тенденцию к постоянному расширению <543>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)При этом круг лиц, на которых распространяется обязанность по представлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, имеет тенденцию к постоянному расширению <543>.