Обязанность представления уведомления о контролируемых сделках
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность представления уведомления о контролируемых сделках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой сделке (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик - как сторона, которая ссылается на надлежащее исполнение ею обязанности по уведомлению о сделке (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик - как сторона, которая ссылается на надлежащее исполнение ею обязанности по уведомлению о сделке (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаиморасчеты в холдинговых структурах: риски, ценообразование и налогообложение
(Рыбакова (Крысина) А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Но вышесказанное не означает, что сделки объемом меньше, приводящие к занижению налогооблагаемой базы отдельной компании холдинга или холдинга в целом, останутся без внимания. Это лишь означает, что у вас не возникает обязанности подавать уведомление в ФНС о контролируемых сделках. Также следует помнить, что ст. 105.14 НК РФ в соответствии с п. 4 содержит исключения, позволяющие не признавать сделки контролируемыми.
(Рыбакова (Крысина) А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Но вышесказанное не означает, что сделки объемом меньше, приводящие к занижению налогооблагаемой базы отдельной компании холдинга или холдинга в целом, останутся без внимания. Это лишь означает, что у вас не возникает обязанности подавать уведомление в ФНС о контролируемых сделках. Также следует помнить, что ст. 105.14 НК РФ в соответствии с п. 4 содержит исключения, позволяющие не признавать сделки контролируемыми.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Следовательно, если законодательно для налогоплательщика установлена обязанность по предоставлению в налоговый орган уведомления о сделках, признанных контролируемыми по тому критерию, что хотя бы одна из сторон применяет ИНВ, получение убытка за налоговый период само по себе от такой обязанности не освобождает.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Следовательно, если законодательно для налогоплательщика установлена обязанность по предоставлению в налоговый орган уведомления о сделках, признанных контролируемыми по тому критерию, что хотя бы одна из сторон применяет ИНВ, получение убытка за налоговый период само по себе от такой обязанности не освобождает.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 07.07.2016 N СА-4-7/12211@
<О направлении судебной практики>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом полугодии 2016 года по вопросам налогообложения")16. У территориального налогового органа имеется обязанность по проверке своевременности представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках, отражения в нем всех контролируемых сделок, достоверности указанных в этом уведомлении сведений, а также право привлечения налогоплательщиков к ответственности при установлении в действиях налогоплательщика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
<О направлении судебной практики>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом полугодии 2016 года по вопросам налогообложения")16. У территориального налогового органа имеется обязанность по проверке своевременности представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках, отражения в нем всех контролируемых сделок, достоверности указанных в этом уведомлении сведений, а также право привлечения налогоплательщиков к ответственности при установлении в действиях налогоплательщика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Для совершаемых внутри страны сделок взаимозависимых лиц пунктом 2 статьи 105.14 Кодекса установлен суммовой порог, при недостижении которого эти сделки не могут являться предметом контроля в соответствии с разделом V.1 Кодекса. Налогоплательщиком данное пороговое значение превышено не было, а значит, обязанность по представлению уведомления у него отсутствовала.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Для совершаемых внутри страны сделок взаимозависимых лиц пунктом 2 статьи 105.14 Кодекса установлен суммовой порог, при недостижении которого эти сделки не могут являться предметом контроля в соответствии с разделом V.1 Кодекса. Налогоплательщиком данное пороговое значение превышено не было, а значит, обязанность по представлению уведомления у него отсутствовала.
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)По одной и той же сделке уведомление подает каждая ее сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник (п. 1.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@).
(КонсультантПлюс, 2025)По одной и той же сделке уведомление подает каждая ее сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник (п. 1.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@).
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Если обороты налогоплательщика с каким-либо контрагентом достигают уровня контролируемой сделки, необходимо проанализировать, не могут ли участники этой сделки быть признаны взаимозависимыми лицами. При этом нужно поинтересоваться у контрагента, не признал ли он самостоятельно участников сделки взаимозависимыми лицами и не подал ли в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Если обороты налогоплательщика с каким-либо контрагентом достигают уровня контролируемой сделки, необходимо проанализировать, не могут ли участники этой сделки быть признаны взаимозависимыми лицами. При этом нужно поинтересоваться у контрагента, не признал ли он самостоятельно участников сделки взаимозависимыми лицами и не подал ли в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)В статье проанализированы нововведения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся подачи уведомления о контролируемых сделках. С определенного времени предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять вместе с уведомлением документации по сделкам с товарами специальных товарных групп.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)В статье проанализированы нововведения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся подачи уведомления о контролируемых сделках. С определенного времени предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять вместе с уведомлением документации по сделкам с товарами специальных товарных групп.
Вопрос: Организация планирует арендовать судно на Кипре для использования в РФ. Какие налоговые последствия возникают, учитывая, что Кипр относится к недружественным государствам, включен в Перечень офшорных зон, а также приостановлен ряд положений Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром?
(Консультация эксперта, 2023)На налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговых органов документы относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании (ст. ст. 105.15, 105.16 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2023)На налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговых органов документы относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании (ст. ст. 105.15, 105.16 НК РФ).
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 23)Увеличение штрафа за несдачу уведомления по контролируемым сделкам. Штраф вырастет до 100 000 руб., как и штраф за недостоверные сведения в уведомлении, а если это касается международной группы компаний - до 500 000 руб. По международным группам компаний появятся новые обязанности по представлению сведений и новые штрафы за их невыполнение.
("Главная книга", 2023, N 23)Увеличение штрафа за несдачу уведомления по контролируемым сделкам. Штраф вырастет до 100 000 руб., как и штраф за недостоверные сведения в уведомлении, а если это касается международной группы компаний - до 500 000 руб. По международным группам компаний появятся новые обязанности по представлению сведений и новые штрафы за их невыполнение.
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)При этом в своих письмах ФНС России <3> подчеркивает, что неотражение сделки в уведомлении, равно как и ее отсутствие в извещении, не влияет на признание ее контролируемой. В связи с этим НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика направлять соответствующие уведомления по данной категории сделок в целях проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Для этого ФНС России в своем Письме <4> ответила на вопросы налогоплательщиков по оформлению уведомления о контролируемых сделках, в том числе вопросы о предоставлении уточненного уведомления <5>.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)При этом в своих письмах ФНС России <3> подчеркивает, что неотражение сделки в уведомлении, равно как и ее отсутствие в извещении, не влияет на признание ее контролируемой. В связи с этим НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика направлять соответствующие уведомления по данной категории сделок в целях проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Для этого ФНС России в своем Письме <4> ответила на вопросы налогоплательщиков по оформлению уведомления о контролируемых сделках, в том числе вопросы о предоставлении уточненного уведомления <5>.
Статья: Новеллы в сфере налогового контроля за соответствием цен в сделках рыночному уровню
(Стрельцов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)С 2024 г. Закон вводит ранее отсутствовавшую в налоговом законодательстве по ТЦО обязанность по раскрытию налогоплательщиками цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. При подаче уведомления о контролируемых сделках (УоКС) налогоплательщику необходимо будет указать информацию о сделках, предшествующих как покупке товара, так и его последующей реализации. В частности, в УоКС необходимо будет отразить:
(Стрельцов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)С 2024 г. Закон вводит ранее отсутствовавшую в налоговом законодательстве по ТЦО обязанность по раскрытию налогоплательщиками цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. При подаче уведомления о контролируемых сделках (УоКС) налогоплательщику необходимо будет указать информацию о сделках, предшествующих как покупке товара, так и его последующей реализации. В частности, в УоКС необходимо будет отразить:
Вопрос: Как контролируются и какие существуют ограничения деятельности офшорных компаний в РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять (в электронной форме; на бумажном носителе уведомление вправе представлять только физические лица) не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы (Рекомендуемый формат утвержден ФНС России) относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании. В отношении контролируемых сделок, в частности с офшорными компаниями, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), налогоплательщики представляют предусмотренные документы вместе с уведомлением о контролируемых сделках (в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2024 г., - в срок не позднее 01.12.2025) (п. п. 1 - 3, 8 ст. 105.15, п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять (в электронной форме; на бумажном носителе уведомление вправе представлять только физические лица) не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы (Рекомендуемый формат утвержден ФНС России) относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании. В отношении контролируемых сделок, в частности с офшорными компаниями, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), налогоплательщики представляют предусмотренные документы вместе с уведомлением о контролируемых сделках (в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2024 г., - в срок не позднее 01.12.2025) (п. п. 1 - 3, 8 ст. 105.15, п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).