Обязанность по уплате земельного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по уплате земельного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги, сборы (статья 57). Обладание организациями и физическими лицами земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, возлагает на них обязанность по уплате земельного налога.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги, сборы (статья 57). Обладание организациями и физическими лицами земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, возлагает на них обязанность по уплате земельного налога.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Гаражный кооператив обратился в суд с заявлением о восстановлении срока на выплату излишне уплаченного налога и обязании перечислить на расчетный счет излишне уплаченную сумму налога. Согласно материалам дела в период с 2002 по 2019 год кооператив осуществлял уплату земельного налога. В рамках проверки уточненной налоговой декларации, поданной в 2019 году, было установлено, что ни налоговый орган, ни налогоплательщик не располагают документами, подтверждающими право кооператива на земельный участок. Налогоплательщик направил в налоговый орган заявления о возврате сумм излишне уплаченного земельного налога. Суд установил, что 21.04.2018 вступило в законную силу решение суда, согласно которому у кооператива отсутствуют какие-либо права на земельный участок и, следовательно, обязанность по уплате земельного налога. Следовательно, трехлетний срок на подачу в налоговый орган заявления о возврате налога, уплаченного до апреля 2018 года, должен исчисляться с 21.04.2018. Для возврата налога, уплаченного после 21.04.2018, срок составляет 3 года с даты уплаты, поскольку налогоплательщику с 21.04.2018 стало достоверно известно об отсутствии у него объекта налогообложения. Суд установил, что направленные 22.03.2020 и 29.12.2020 в налоговый орган заявления о возврате налога были оставлены без ответа. В этой связи кооператив был вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанной суммы в течение 3 лет со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В данном случае кооператив должен был узнать о нарушении своего права на возврат после истечения сроков на рассмотрение заявлений от 22.03.2020 и от 29.12.2020. Вместе с тем налогоплательщик подал заявление в суд лишь 14.02.2024, то есть после истечения нормативно установленного срока на обращение. Поскольку кооператив не представил доказательств наличия уважительных причин для восстановления срока исковой давности, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Гаражный кооператив обратился в суд с заявлением о восстановлении срока на выплату излишне уплаченного налога и обязании перечислить на расчетный счет излишне уплаченную сумму налога. Согласно материалам дела в период с 2002 по 2019 год кооператив осуществлял уплату земельного налога. В рамках проверки уточненной налоговой декларации, поданной в 2019 году, было установлено, что ни налоговый орган, ни налогоплательщик не располагают документами, подтверждающими право кооператива на земельный участок. Налогоплательщик направил в налоговый орган заявления о возврате сумм излишне уплаченного земельного налога. Суд установил, что 21.04.2018 вступило в законную силу решение суда, согласно которому у кооператива отсутствуют какие-либо права на земельный участок и, следовательно, обязанность по уплате земельного налога. Следовательно, трехлетний срок на подачу в налоговый орган заявления о возврате налога, уплаченного до апреля 2018 года, должен исчисляться с 21.04.2018. Для возврата налога, уплаченного после 21.04.2018, срок составляет 3 года с даты уплаты, поскольку налогоплательщику с 21.04.2018 стало достоверно известно об отсутствии у него объекта налогообложения. Суд установил, что направленные 22.03.2020 и 29.12.2020 в налоговый орган заявления о возврате налога были оставлены без ответа. В этой связи кооператив был вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанной суммы в течение 3 лет со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В данном случае кооператив должен был узнать о нарушении своего права на возврат после истечения сроков на рассмотрение заявлений от 22.03.2020 и от 29.12.2020. Вместе с тем налогоплательщик подал заявление в суд лишь 14.02.2024, то есть после истечения нормативно установленного срока на обращение. Поскольку кооператив не представил доказательств наличия уважительных причин для восстановления срока исковой давности, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. АрендодательЕсли в аренду передается земельный участок, собственником или пользователем (на праве постоянного (бессрочного) пользования) которого является арендодатель, за ним сохраняется обязанность по уплате земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Готовое решение: Плательщики земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. С какого момента возникает и когда прекращается обязанность платить земельный налог
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. С какого момента возникает и когда прекращается обязанность платить земельный налог
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54
"О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
"О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога"Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Таким образом, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме".
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
Статья: Земельный участок для целей строительства и эксплуатации - константа или переменная?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)При этом подобный механизм перехода прав на земельный участок от застройщика к собственникам помещений суды стали распространять и на случаи, когда земельный участок у застройщика находился в частной собственности. Так, суд признал обоснованным вывод налогового органа о занижении кооперативом суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, поскольку кооперативом на дату подачи декларации не поставлен на кадастровый учет земельный участок под построенными и введенными в эксплуатацию МКД, право собственности на который должно перейти к собственникам квартир и иных помещений в этих домах. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что после регистрации первым жильцом права собственности на квартиры в этих домах в силу прямого указания закона земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, поэтому налоговая декларация была подана без учета площади земельного участка, перешедшего в общую долевую собственность. Суд указал, что переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД, и проведения его государственного кадастрового учета <32>. В таком подходе суд оказался солидарен с Минфином России, который указал, что обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен МКД, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД <33>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2023, N 8)При этом подобный механизм перехода прав на земельный участок от застройщика к собственникам помещений суды стали распространять и на случаи, когда земельный участок у застройщика находился в частной собственности. Так, суд признал обоснованным вывод налогового органа о занижении кооперативом суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, поскольку кооперативом на дату подачи декларации не поставлен на кадастровый учет земельный участок под построенными и введенными в эксплуатацию МКД, право собственности на который должно перейти к собственникам квартир и иных помещений в этих домах. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что после регистрации первым жильцом права собственности на квартиры в этих домах в силу прямого указания закона земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, поэтому налоговая декларация была подана без учета площади земельного участка, перешедшего в общую долевую собственность. Суд указал, что переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД, и проведения его государственного кадастрового учета <32>. В таком подходе суд оказался солидарен с Минфином России, который указал, что обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен МКД, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД <33>.
Вопрос: О возникновении у физлица обязанности по уплате земельного налога и ее исполнении.
(Письмо ФНС России от 28.12.2023 N БС-2-21/1470@)Вопрос: О возникновении у физлица обязанности по уплате земельного налога и ее исполнении.
(Письмо ФНС России от 28.12.2023 N БС-2-21/1470@)Вопрос: О возникновении у физлица обязанности по уплате земельного налога и ее исполнении.
Вопрос: О возникновении обязанности по уплате транспортного и земельного налогов.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 03-05-06-04/72087)Вопрос: О возникновении обязанности по уплате транспортного и земельного налогов.
(Письмо Минфина России от 01.08.2024 N 03-05-06-04/72087)Вопрос: О возникновении обязанности по уплате транспортного и земельного налогов.
Готовое решение: Налоговые обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)обязанность уплатить земельный налог возникает после регистрации прав на землю в ЕГРН, если определена кадастровая стоимость участка;
(КонсультантПлюс, 2025)обязанность уплатить земельный налог возникает после регистрации прав на землю в ЕГРН, если определена кадастровая стоимость участка;
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Об обязанности уплачивать земельный налог
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Об обязанности уплачивать земельный налог
Готовое решение: Как платить земельный налог с участка, на котором расположено имущество в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность уплачивать земельный налог возникает у вас с момента регистрации (внесения записи в ЕГРН) вашего права на участок (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54). Но в некоторых случаях платить налог нужно и когда права не зарегистрированы.
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность уплачивать земельный налог возникает у вас с момента регистрации (внесения записи в ЕГРН) вашего права на участок (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54). Но в некоторых случаях платить налог нужно и когда права не зарегистрированы.
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)У одаряемого, который стал собственником земельного участка, возникают не только права на имущество, но и обязанности по уплате земельного налога.
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)У одаряемого, который стал собственником земельного участка, возникают не только права на имущество, но и обязанности по уплате земельного налога.
Ситуация: Когда у наследника наступает обязанность по уплате налогов на унаследованное имущество, в том числе недвижимое?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанность по уплате имущественных налогов (земельный, транспортный налоги, налог на имущество физических лиц) возникает у вас не ранее даты получения налогового уведомления. Оно должно быть направлено вам не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога. Срок уплаты имущественных налогов - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 360, абз. 3 п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 393, абз. 3 п. 1 ст. 397, ст. 405, п. 1 ст. 409 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обязанность по уплате имущественных налогов (земельный, транспортный налоги, налог на имущество физических лиц) возникает у вас не ранее даты получения налогового уведомления. Оно должно быть направлено вам не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога. Срок уплаты имущественных налогов - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 360, абз. 3 п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 393, абз. 3 п. 1 ст. 397, ст. 405, п. 1 ст. 409 НК РФ).