Обязанность по уплате таможенных платежей
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по уплате таможенных платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Брокерские и таможенные услуги
(КонсультантПлюс, 2025)Истец не являлся объектом проверки, не являлся стороной внешнеэкономической сделки, не принимал участие в оформлении инвойсов и установлении физических свойств и технических аспектов товара. Однако именно в силу закона истец не может не нести солидарной обязанности по уплате таможенных платежей и был вынужден произвести уплату, но не вправе обжаловать решение таможенного органа о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в ДТ...
(КонсультантПлюс, 2025)Истец не являлся объектом проверки, не являлся стороной внешнеэкономической сделки, не принимал участие в оформлении инвойсов и установлении физических свойств и технических аспектов товара. Однако именно в силу закона истец не может не нести солидарной обязанности по уплате таможенных платежей и был вынужден произвести уплату, но не вправе обжаловать решение таможенного органа о внесении изменений и дополнений в сведения, заявленные в ДТ...
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с таможенными органами: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Декларант (Приобретатель товара, Импортер) хочет оспорить обязанность по уплате таможенных платежей (сборов) или их сумму
(КонсультантПлюс, 2025)1. Декларант (Приобретатель товара, Импортер) хочет оспорить обязанность по уплате таможенных платежей (сборов) или их сумму
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как физическое лицо может вернуть излишне уплаченный утилизационный сбор/авансовый платеж, который был внесен в качестве обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении временно ввозимого авто?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФТС России", 2023)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)Статья 74. Обнаружение факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)Статья 74. Обнаружение факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней
Статья: Административно-правовое регулирование взимания таможенных платежей: особенности администрирования и применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей, проблемы и направления совершенствования
(Казачкова К.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Основная задача таможенного администрирования - обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в государственный бюджет. Для этого необходимо создать эффективную систему, предотвращающую уклонение от уплаты пошлин, в частности, путем занижения таможенной стоимости товаров или неправомерного изменения их классификационного кода с целью применения более низкой ставки. В целях должного исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей в Таможенном кодексе ЕАЭС установлены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате (способы обеспечения уплаты) таможенных платежей, но государства - члены ЕАЭС могут устанавливать и иные способы обеспечения. Плательщик может выбрать любой приемлемый для него способ обеспечения уплаты таможенных платежей. В целях оптимизации процессов уплаты таможенных платежей таможенная служба ведет непрерывную работу по совершенствованию способов обеспечения исполнения соответствующих обязательств. Данные меры направлены на создание благоприятной среды для участников внешнеэкономической деятельности. В случае выбора банковской гарантии в качестве способа обеспечения плательщику необходимо обращаться в кредитную организацию, включенную в реестр, ведение которого осуществляет ФТС России. Включение в реестр обусловлено соответствием кредитной организации установленным требованиям. Процедура подтверждения соответствия и продления срока нахождения в реестре (ограниченного тремя годами) влечет за собой дополнительные временные и финансовые затраты для плательщиков.
(Казачкова К.А.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Основная задача таможенного администрирования - обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в государственный бюджет. Для этого необходимо создать эффективную систему, предотвращающую уклонение от уплаты пошлин, в частности, путем занижения таможенной стоимости товаров или неправомерного изменения их классификационного кода с целью применения более низкой ставки. В целях должного исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей в Таможенном кодексе ЕАЭС установлены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате (способы обеспечения уплаты) таможенных платежей, но государства - члены ЕАЭС могут устанавливать и иные способы обеспечения. Плательщик может выбрать любой приемлемый для него способ обеспечения уплаты таможенных платежей. В целях оптимизации процессов уплаты таможенных платежей таможенная служба ведет непрерывную работу по совершенствованию способов обеспечения исполнения соответствующих обязательств. Данные меры направлены на создание благоприятной среды для участников внешнеэкономической деятельности. В случае выбора банковской гарантии в качестве способа обеспечения плательщику необходимо обращаться в кредитную организацию, включенную в реестр, ведение которого осуществляет ФТС России. Включение в реестр обусловлено соответствием кредитной организации установленным требованиям. Процедура подтверждения соответствия и продления срока нахождения в реестре (ограниченного тремя годами) влечет за собой дополнительные временные и финансовые затраты для плательщиков.
Ситуация: Каков порядок временного ввоза на территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лицу с постоянным местом жительства в одном из государств - членов ЕАЭС, если декларант не имеет постоянного места жительства в одном из таких государств и при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лицу с постоянным местом жительства в одном из государств - членов ЕАЭС, если декларант не имеет постоянного места жительства в одном из таких государств и при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
Вопрос: Является ли нарушением срока уплаты таможенных платежей неисполнение обязанности по их уплате при наличии у плательщика авансовых платежей на счете таможенного органа?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Является ли нарушением срока уплаты таможенных платежей неисполнение обязанности по их уплате при наличии у плательщика авансовых платежей на счете таможенного органа?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Является ли нарушением срока уплаты таможенных платежей неисполнение обязанности по их уплате при наличии у плательщика авансовых платежей на счете таможенного органа?
Вопрос: Экспресс-перевозчик разместил товар под таможенную процедуру, используя транспортные и коммерческие документы. Наступили обстоятельства, при которых обязанность по уплате таможенных платежей подлежит исполнению. Кто исчисляет суммы, каким документом оформляются сведения и какой курс иностранной валюты применяется?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Экспресс-перевозчик разместил товар под таможенную процедуру, используя в качестве таможенной декларации транспортные (перевозочные) и коммерческие документы. Впоследствии наступили обстоятельства, при которых обязанность по уплате таможенных платежей подлежит исполнению. Кто исчисляет суммы, каким документом оформляются сведения и какой курс иностранной валюты применяется?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Экспресс-перевозчик разместил товар под таможенную процедуру, используя в качестве таможенной декларации транспортные (перевозочные) и коммерческие документы. Впоследствии наступили обстоятельства, при которых обязанность по уплате таможенных платежей подлежит исполнению. Кто исчисляет суммы, каким документом оформляются сведения и какой курс иностранной валюты применяется?
Вопрос: Товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. В пути произошла перегрузка, и товары не были доставлены в срок. Возникает ли обязанность по уплате таможенных платежей в данной ситуации и кто исчисляет суммы? Каким документом оформляются сведения, на какую дату применяются ставки и курс валюты?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Иностранные товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. В пути произошли перегрузка с заменой транспортного средства, повреждение пломбы и в результате товары не были доставлены в место доставки в срок, установленный таможенным органом. Возникает ли обязанность по уплате таможенных платежей в данной ситуации и кто исчисляет суммы? Каким документом оформляются сведения, на какую дату применяются ставки и курс валюты?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Иностранные товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. В пути произошли перегрузка с заменой транспортного средства, повреждение пломбы и в результате товары не были доставлены в место доставки в срок, установленный таможенным органом. Возникает ли обязанность по уплате таможенных платежей в данной ситуации и кто исчисляет суммы? Каким документом оформляются сведения, на какую дату применяются ставки и курс валюты?
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Определение пеней, сформулированное в ст. 72 Закона N 289-ФЗ, должно содержать указание на то, что это мера ответственности, которая подлежит взысканию в случае виновного уклонения плательщика либо лица, несущего солидарную обязанность, от уплаты таможенных платежей в случаях, установленных настоящей статьей. При этом размер пеней должен составлять 1/100 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их применения.
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Определение пеней, сформулированное в ст. 72 Закона N 289-ФЗ, должно содержать указание на то, что это мера ответственности, которая подлежит взысканию в случае виновного уклонения плательщика либо лица, несущего солидарную обязанность, от уплаты таможенных платежей в случаях, установленных настоящей статьей. При этом размер пеней должен составлять 1/100 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их применения.
Статья: Импортный НДС зависит от таможенного статуса ввезенных из ЕАЭС товаров
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 7)А вот при импорте из ЕАЭС товаров, произведенных за пределами ЕАЭС, во "внетаможенном" режиме (ситуация 1, рассмотренная в статье) импортеру лучше подстраховаться и проявить должную осмотрительность. Ведь обнаруженные в ходе таможенного контроля у покупателей товары, которые незаконно ввезены в ЕАЭС или выпуск которых не произведен должным образом, подлежат изъятию. В том числе и в случаях, если они были импортированы в Россию из других стран ЕАЭС <10>. Кроме того, такие покупатели могут нести солидарную обязанность по уплате таможенных платежей <11>. А за пользование незаконно ввезенными в ЕАЭС товарами, по которым не уплачены таможенные платежи, установлена административная ответственность <12>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 7)А вот при импорте из ЕАЭС товаров, произведенных за пределами ЕАЭС, во "внетаможенном" режиме (ситуация 1, рассмотренная в статье) импортеру лучше подстраховаться и проявить должную осмотрительность. Ведь обнаруженные в ходе таможенного контроля у покупателей товары, которые незаконно ввезены в ЕАЭС или выпуск которых не произведен должным образом, подлежат изъятию. В том числе и в случаях, если они были импортированы в Россию из других стран ЕАЭС <10>. Кроме того, такие покупатели могут нести солидарную обязанность по уплате таможенных платежей <11>. А за пользование незаконно ввезенными в ЕАЭС товарами, по которым не уплачены таможенные платежи, установлена административная ответственность <12>.
Статья: 7 ситуаций, когда не придется платить ввозной НДС
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)Внимание! Одним из условий помещения иностранных товаров под процедуру таможенного транзита является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе НДС. В некоторых случаях такое обеспечение предоставлять не нужно <8>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)Внимание! Одним из условий помещения иностранных товаров под процедуру таможенного транзита является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе НДС. В некоторых случаях такое обеспечение предоставлять не нужно <8>.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> "В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (часть восьмая статьи 124). Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность приобретателя уплатить таможенные платежи. Поэтому таможенные органы, действующие от имени государства, вправе взыскивать в этих случаях таможенные платежи также и с приобретателя товаров и транспортных средств" (Определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О "Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации").
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> "В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (часть восьмая статьи 124). Поскольку такое приобретение является нарушением таможенных правил, оно влечет за собой не только меры ответственности, но и обязанность приобретателя уплатить таможенные платежи. Поэтому таможенные органы, действующие от имени государства, вправе взыскивать в этих случаях таможенные платежи также и с приобретателя товаров и транспортных средств" (Определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О "Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации").
Статья: Установление умысла на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)
(Губко В.А.)
("Уголовное право", 2024, N 5)На основе анализа доктрины и судебной практики автором рассматриваются вопросы уклонения как признака состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, направленности умысла при уклонении от уплаты таможенных платежей, его доказывания, разграничения уклонения от уплаты и неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Автором приводится анализ судебной практики по вопросу доказывания прямого умысла на совершение преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, в зависимости от способа его совершения. Обоснован, в частности, вывод о том, что для установления направленности умысла на избежание взимания таможенных пошлин необходимо, чтобы лицо либо: а) предпринимало действия или совершало акты бездействия, которые сами по себе нарушают положения законодательства, сопряженные с невыполнением обязанности по уплате таможенных пошлин, либо б) не исполняло обязанность по уплате таможенных пошлин и имело намерение в дальнейшем избежать ее исполнения.
(Губко В.А.)
("Уголовное право", 2024, N 5)На основе анализа доктрины и судебной практики автором рассматриваются вопросы уклонения как признака состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, направленности умысла при уклонении от уплаты таможенных платежей, его доказывания, разграничения уклонения от уплаты и неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Автором приводится анализ судебной практики по вопросу доказывания прямого умысла на совершение преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, в зависимости от способа его совершения. Обоснован, в частности, вывод о том, что для установления направленности умысла на избежание взимания таможенных пошлин необходимо, чтобы лицо либо: а) предпринимало действия или совершало акты бездействия, которые сами по себе нарушают положения законодательства, сопряженные с невыполнением обязанности по уплате таможенных пошлин, либо б) не исполняло обязанность по уплате таможенных пошлин и имело намерение в дальнейшем избежать ее исполнения.