Обязанность по приобретению контейнеров для мусора
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по приобретению контейнеров для мусора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13.4 "Требования к местам (площадкам) накопления отходов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Таким образом, исходя из вышеприведенных норм и разъяснений, можно заключить, что законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры для их установки в местах накопления ТКО. Контейнеры для целей обращения с ТКО могут быть приобретены как органами местного самоуправления, так и собственниками помещений в многоквартирном доме и региональными операторами. Обязанность по приобретению контейнеров для накопления ТКО возникает в том числе, если существующие контейнеры в созданном и функционирующем месте накопления ТКО не обеспечивают реальные потребности собственников помещений в МКД, приводят к нарушениям при накоплении ТКО, которые также не позволят региональному оператору надлежащим образом обеспечивать исполнение своих обязательств перед собственниками помещений в МКД."
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2023 по делу N А60-58214/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Требование удовлетворено.Указание заявителя жалобы на то, что п. 13(1) Правил по обращению с ТКО на регионального оператора возложены обязанности по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО и их установке, не исключает возложенные на управляющую организацию п. 3.7.1 Правил N 170, п. 26(1) Минимального перечня обязанности.
Требование: О взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Требование удовлетворено.Указание заявителя жалобы на то, что п. 13(1) Правил по обращению с ТКО на регионального оператора возложены обязанности по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления ТКО и их установке, не исключает возложенные на управляющую организацию п. 3.7.1 Правил N 170, п. 26(1) Минимального перечня обязанности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О достоверности и новизне некоторых результатов современных исследований развития научных представлений об административном усмотрении и полицейском праве
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Полагаю, усилия К.С. Бельского по "развитию" идеи реабилитации российского полицейского права, предпринятые им в своей "фундаментальной" монографии, заслуживают принципиально иной, отличной от его собственной, оценки, и заключается она, к большому сожалению, в том, что стараниями названного автора (пусть и из лучших побуждений) в глазах вдумчивого читателя идея реабилитации отечественного полицейского права оказалась во многом опороченной. Чего стоит одна лишь безумная (иначе не скажешь) идея К.С. Бельского объединить в будущем Полицейском кодексе Российской Федерации (сама мысль о разработке и принятии подобного законодательного акта некорректно заимствована К.С. Бельским из моей монографии) следующие столь разношерстные правовые нормы: "определяющие правоспособность, дееспособность и деликтоспособность в административном праве" <49>; "обязывающие собственников домовладений, как государственных, так и частных, содержать дворников, отводить площадки, где бы размещались контейнеры для отходов и мусора" <50>; "регулирующие регистрацию граждан по месту жительства, а также... предусматривающие порядок проведения шествий, демонстраций и митингов" <51>; содержащие положения "о гражданстве, его приобретении и утрате" <52>; отражающие "право и обязанность получения гражданином паспорта, право на запись в паспорте национальности" <53>! Нельзя не упомянуть (в качестве вишенки на торте) и о предложении К.С. Бельского сделать "фрагментом Полицейского кодекса РФ" Правила дорожного движения, которые "могут изучаться в детском саду и в первых классах средней школы" <54>.
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Полагаю, усилия К.С. Бельского по "развитию" идеи реабилитации российского полицейского права, предпринятые им в своей "фундаментальной" монографии, заслуживают принципиально иной, отличной от его собственной, оценки, и заключается она, к большому сожалению, в том, что стараниями названного автора (пусть и из лучших побуждений) в глазах вдумчивого читателя идея реабилитации отечественного полицейского права оказалась во многом опороченной. Чего стоит одна лишь безумная (иначе не скажешь) идея К.С. Бельского объединить в будущем Полицейском кодексе Российской Федерации (сама мысль о разработке и принятии подобного законодательного акта некорректно заимствована К.С. Бельским из моей монографии) следующие столь разношерстные правовые нормы: "определяющие правоспособность, дееспособность и деликтоспособность в административном праве" <49>; "обязывающие собственников домовладений, как государственных, так и частных, содержать дворников, отводить площадки, где бы размещались контейнеры для отходов и мусора" <50>; "регулирующие регистрацию граждан по месту жительства, а также... предусматривающие порядок проведения шествий, демонстраций и митингов" <51>; содержащие положения "о гражданстве, его приобретении и утрате" <52>; отражающие "право и обязанность получения гражданином паспорта, право на запись в паспорте национальности" <53>! Нельзя не упомянуть (в качестве вишенки на торте) и о предложении К.С. Бельского сделать "фрагментом Полицейского кодекса РФ" Правила дорожного движения, которые "могут изучаться в детском саду и в первых классах средней школы" <54>.
Вопрос: Какие установлены требования по содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из указанного следует, что проведение промывки и дезинфекции мусорных контейнеров и (или) бункеров должно осуществляться лицами, к обязанностям которых отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, собственными силами или путем привлечения специализированной организации, но вне территории контейнерной площадки или посредством специальной техники, исключающей загрязнение окружающей среды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из указанного следует, что проведение промывки и дезинфекции мусорных контейнеров и (или) бункеров должно осуществляться лицами, к обязанностям которых отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, собственными силами или путем привлечения специализированной организации, но вне территории контейнерной площадки или посредством специальной техники, исключающей загрязнение окружающей среды.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором (в том числе в случае внесения в такое соглашение соответствующих изменений), предусмотрена обязанность регионального оператора передать находящиеся в его собственности контейнеры и бункеры, приобретенные за счет средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в собственность органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованные такими контейнерами и бункерами, в случае лишения юридического лица статуса регионального оператора, прекращения деятельности, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором (в том числе в случае внесения в такое соглашение соответствующих изменений), предусмотрена обязанность регионального оператора передать находящиеся в его собственности контейнеры и бункеры, приобретенные за счет средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в собственность органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованные такими контейнерами и бункерами, в случае лишения юридического лица статуса регионального оператора, прекращения деятельности, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности.
Решение Верховного Суда РФ от 28.06.2023 N АКПИ23-332
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>Таким образом, уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз - является обязанностью регионального оператора, а не управляющей организации. Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) твердых коммунальных отходов и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>Таким образом, уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз - является обязанностью регионального оператора, а не управляющей организации. Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) твердых коммунальных отходов и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.