Обязанность по представлению среднесписочной численности
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по представлению среднесписочной численности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу в установленный срок. По мнению налогоплательщика, НК РФ отдельно установлена обязанность налогового органа использовать с определенными категориями налогоплательщиков исключительно электронный документооборот, при этом общество является субъектом электронного документооборота, поскольку поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, имеет среднесписочную численность свыше 100 человек. Направление требования о предоставлении документов (информации) почтовым отправлением на бумажном носителе в адрес налогоплательщика, обязанного предоставлять свою отчетность в электронном виде, недопустимо. Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, поскольку инспекцией нарушен порядок направления налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации), вина общества во вмененном правонарушении отсутствует. Налоговый орган не представил доказательств направления налогоплательщику посредством ТКС спорного требования и отклонения в его приеме. Доводы о том, что инспекция вправе выбрать любой из перечисленных в абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ способ вручения требования, основаны на неверном толковании налогового законодательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу в установленный срок. По мнению налогоплательщика, НК РФ отдельно установлена обязанность налогового органа использовать с определенными категориями налогоплательщиков исключительно электронный документооборот, при этом общество является субъектом электронного документооборота, поскольку поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, имеет среднесписочную численность свыше 100 человек. Направление требования о предоставлении документов (информации) почтовым отправлением на бумажном носителе в адрес налогоплательщика, обязанного предоставлять свою отчетность в электронном виде, недопустимо. Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, поскольку инспекцией нарушен порядок направления налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации), вина общества во вмененном правонарушении отсутствует. Налоговый орган не представил доказательств направления налогоплательщику посредством ТКС спорного требования и отклонения в его приеме. Доводы о том, что инспекция вправе выбрать любой из перечисленных в абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ способ вручения требования, основаны на неверном толковании налогового законодательства.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: НДФЛ: Налоговый орган отказал Налоговому агенту в возврате сумм, ошибочно перечисленных как НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в бюджет перечислена сумма как НДФЛ в отсутствие работников и, соответственно, обязанностей налогового агента - документами, подтверждающими отсутствие работников (сведениями о среднесписочной численности работников, налоговыми декларациями, свидетельствующими о том, что Налоговый агент относится к категории налогоплательщиков, сдающих "нулевую" отчетность и у которых отсутствуют работники, и т.п.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если в бюджет перечислена сумма как НДФЛ в отсутствие работников и, соответственно, обязанностей налогового агента - документами, подтверждающими отсутствие работников (сведениями о среднесписочной численности работников, налоговыми декларациями, свидетельствующими о том, что Налоговый агент относится к категории налогоплательщиков, сдающих "нулевую" отчетность и у которых отсутствуют работники, и т.п.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип федерализма института административной ответственности через призму защиты трудовых прав граждан
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Наиболее полной представляется административно-правовая защита права на трудоустройство в пределах квоты в Кемеровской области. Законодательство Кузбасса устанавливает ответственность не только за невыполнение обязанности по выделению рабочих мест, но и за отказ в приеме на работу на квотируемые рабочие места как направленных центрами занятости, так и без направления <18>. Кроме того, административным правонарушением в Кемеровской области является и неисполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений о среднесписочной численности персонала по требованию центров занятости <19>.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Наиболее полной представляется административно-правовая защита права на трудоустройство в пределах квоты в Кемеровской области. Законодательство Кузбасса устанавливает ответственность не только за невыполнение обязанности по выделению рабочих мест, но и за отказ в приеме на работу на квотируемые рабочие места как направленных центрами занятости, так и без направления <18>. Кроме того, административным правонарушением в Кемеровской области является и неисполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений о среднесписочной численности персонала по требованию центров занятости <19>.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Для некоторых налогоплательщиков налоговое законодательство предусматривает обязанность представления деклараций в электронном виде. Такая обязанность установлена, например, для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ).
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Для некоторых налогоплательщиков налоговое законодательство предусматривает обязанность представления деклараций в электронном виде. Такая обязанность установлена, например, для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Вновь созданные юридические лица, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте "г" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Вновь созданные юридические лица, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте "г" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 2 части 1.1 настоящей статьи.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)"3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте "г" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи.";
(ред. от 03.07.2016)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)"3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в подпункте "г" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, используют право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется в зависимости от значения среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, определяемого в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи.";
Статья: О заполнении уведомлений об исчисленных суммах НДФЛ и страховых взносов и платежных поручений на их уплату
(Снегирев А.Г.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)На основании п. 9 ст. 58 НК РФ уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок внесения соответствующего платежа, в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика. Уведомление может быть подано на бумажном носителе:
(Снегирев А.Г.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)На основании п. 9 ст. 58 НК РФ уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок внесения соответствующего платежа, в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика. Уведомление может быть подано на бумажном носителе:
Статья: Порядок предоставления льготных кредитов ИТ-компаниям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нормы о предоставлении кредита под 3% вступили в силу 27.04.2022 (Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 682). Право на получение льготного кредита по ставке не более 3% имеют только аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Условием его получения является обязанность такой организации обеспечить, в том числе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нормы о предоставлении кредита под 3% вступили в силу 27.04.2022 (Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 682). Право на получение льготного кредита по ставке не более 3% имеют только аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Условием его получения является обязанность такой организации обеспечить, в том числе:
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Еще одно изменение касается ситуации, связанной с вакансиями. С начала 2022 года работодатели должны размещать соответствующие сведения на специальной площадке "Работа в России". Это касается в первую очередь вакантных мест, потенциально подходящих инвалидам и другим категориям граждан. Порядок предоставления сведений закреплен положениями Постановления Правительства N 2576, утвержденного 30.12.2021.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Еще одно изменение касается ситуации, связанной с вакансиями. С начала 2022 года работодатели должны размещать соответствующие сведения на специальной площадке "Работа в России". Это касается в первую очередь вакантных мест, потенциально подходящих инвалидам и другим категориям граждан. Порядок предоставления сведений закреплен положениями Постановления Правительства N 2576, утвержденного 30.12.2021.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- не представляет в СФР сведения о приостановке действия трудового договора;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- не представляет в СФР сведения о приостановке действия трудового договора;
Статья: Упорядочение отчетности в органы занятости: что это означает для работодателя
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 3)Информацию по инвалидам (приложения N 7 и 8 к Приказу N 24) вы обязаны подавать, если у вас в компании <7>:
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 3)Информацию по инвалидам (приложения N 7 и 8 к Приказу N 24) вы обязаны подавать, если у вас в компании <7>:
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для принятия локальных нормативных актов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для принятия локальных нормативных актов.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Внимание! Обязанность представлять отчет в электронном виде возлагается на организации со среднесписочной численностью более 10 человек (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Внимание! Обязанность представлять отчет в электронном виде возлагается на организации со среднесписочной численностью более 10 человек (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
Вопрос: Может ли организация, среднесписочная численность работников которой за предыдущий год составила менее 100 человек, отправлять уведомления об исчисленных суммах налогов в бумажной форме по почте, если декларации по налогам она отправляет по ТКС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Таким образом, если среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, и частью второй НК РФ не предусмотрена обязанность представлять отчетность по конкретному налогу в электронном виде, организация вправе представить уведомления об исчисленной сумме налога на бумажном носителе по почте.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Таким образом, если среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, и частью второй НК РФ не предусмотрена обязанность представлять отчетность по конкретному налогу в электронном виде, организация вправе представить уведомления об исчисленной сумме налога на бумажном носителе по почте.
Статья: Положения налогового законодательства для новых регионов Российской Федерации
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Так, согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) подаются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Так, согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) подаются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", использующих право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Основным ориентиром для отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства является среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", использующих право на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Основным ориентиром для отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства является среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год.