Обязанность по представлению 2-ндфл
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по представлению 2-ндфл (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 61 "Равенство прав и обязанностей родителей" СК РФ"При этом также и не имеется оснований исключения денежных средств в размере величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан, для целей применения к Гарееву Альфису Фанисовичу, как к лицу в составе трудоспособного населения, а также денежных средств в размере величины прожиточного минимума, установленного в г. Москва, для целей применения к его детям - Гарееву Даниялу Альфисовичу, <...> г.р. и Гарееву Динисламу Альфисовичу, <...> г.р., поскольку в силу ст. ст. 61, 80 Семейного кодекса Российской Федерации, обязанность по содержанию детей возлагается равным образом на обоих родителей. Учитывая наличие у супруги ответчика Гареевой Э.Ф. дохода, согласно представленным в материалы дела справкам 2-НДФЛ, оснований для возложения обязанности по содержанию совершеннолетних детей за счет исключительно дохода Гареева А.Ф. не имеется."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 N 11АП-8661/2023 по делу N А55-20883/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении ООО к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено.Также не основан на законе вывод налогового органа об отсутствии у спорных контрагентов персонала, поскольку указанный вывод сделан налоговым органом исключительно на основе данных справок формы 2-НДФЛ. При этом, в соответствии с действующим законодательством наличие трудовых отношений между работником и работодателем не поставлено в зависимость от предоставления работодателем в налоговый орган справок формы 2-НДФЛ в отношении работника, нарушение работодателем обязанности по предоставлению этой справки не свидетельствует об отсутствии между работником и работодателем трудовых отношений.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении ООО к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено.Также не основан на законе вывод налогового органа об отсутствии у спорных контрагентов персонала, поскольку указанный вывод сделан налоговым органом исключительно на основе данных справок формы 2-НДФЛ. При этом, в соответствии с действующим законодательством наличие трудовых отношений между работником и работодателем не поставлено в зависимость от предоставления работодателем в налоговый орган справок формы 2-НДФЛ в отношении работника, нарушение работодателем обязанности по предоставлению этой справки не свидетельствует об отсутствии между работником и работодателем трудовых отношений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В случае неисполнения реорганизованной организацией (независимо от формы реорганизации) указанных обязанностей до момента завершения реорганизации Расчеты по форме 6-НДФЛ и Справки о доходах и суммах налога физических лиц подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета. При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса (п. 5 ст. 230 НК РФ).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В случае неисполнения реорганизованной организацией (независимо от формы реорганизации) указанных обязанностей до момента завершения реорганизации Расчеты по форме 6-НДФЛ и Справки о доходах и суммах налога физических лиц подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета. При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса (п. 5 ст. 230 НК РФ).
Вопрос: Организация подала отчет 6-НДФЛ за I квартал со сведениями о невозможности удержать НДФЛ с дохода бывшего работника. Правильно ли это, или надо вносить исправления, учитывая, что согласно п. 5 ст. 226 НК РФ о невозможности удержать НДФЛ следует сообщить до 25 февраля следующего года? Если да, то в каком порядке?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: Сведения о невозможности удержать НДФЛ с дохода бывшего работника должны быть представлены организацией в составе годового расчета 6-НДФЛ не позднее 25 февраля следующего года (по доходам 2024 г. - не позднее 25.02.2025). Ошибочное представление подобных сведений за I квартал не влечет безусловной обязанности по представлению уточненного расчета за указанный период. Однако организация имеет право подать аннулирующую справку о доходах и суммах налога физического лица в составе уточненного расчета по форме 6-НДФЛ за I квартал.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Ответ: Сведения о невозможности удержать НДФЛ с дохода бывшего работника должны быть представлены организацией в составе годового расчета 6-НДФЛ не позднее 25 февраля следующего года (по доходам 2024 г. - не позднее 25.02.2025). Ошибочное представление подобных сведений за I квартал не влечет безусловной обязанности по представлению уточненного расчета за указанный период. Однако организация имеет право подать аннулирующую справку о доходах и суммах налога физического лица в составе уточненного расчета по форме 6-НДФЛ за I квартал.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 N 17-П
"По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой"Так, вынося определение от 5 июня 2018 года N 305-КГ18-2857, Верховный Суд Российской Федерации посчитал, что сообщение, направленное на основании пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, не освобождает налогового агента от обязанности представить сведения о доходах физических лиц также и в соответствии с пунктом 2 статьи 230 этого Кодекса, а неисполнение обязанности представить справки по форме 2-НДФЛ с признаком "1" не исключает ответственности по пункту 1 статьи 126 этого Кодекса. Арбитражный суд Ставропольского края в решении от 12 октября 2018 года по делу N А63-9768/2018 и Арбитражный суд Республики Коми в решении от 29 октября 2019 года по делу N А29-12328/2019 исходили из того, что обязанности, предусмотренные статьей 230 этого Кодекса, связывают организацию - налогового агента независимо от обязанностей, закрепленных его статьей 226, и что бездействие организации противоправно, если она не представила сведения по форме 2-НДФЛ с признаком "1". Арбитражные суды в этих случаях не выясняли, содержит ли справка, представленная по форме 2-НДФЛ с признаком "2", все сведения, подлежащие отражению в справке с признаком "1", полагая, что сделанное налоговым агентом сообщение о доходах физических лиц и о сумме налога, который невозможно удержать, как это предписано пунктом 5 статьи 226 этого Кодекса, не освобождает его от обязанности представить в соответствии с пунктом 2 статьи 230 этого Кодекса сведения о тех же доходах тех же физических лиц за тот же налоговый период, а также о суммах налога, исчисленных в том же размере и лишь условно удержанных, перечисленных в бюджет, хотя их удержание невозможно и перечислить в бюджет их нельзя, о чем организация и представляет справку по форме 2-НДФЛ с признаком "2". Такого рода обоснования известны в судебной практике, в том числе по делу N А50-25145/19 с участием ОАО "Соликамский магниевый завод", в котором Арбитражный суд Пермского края признал привлечение этой организации к налоговой ответственности правомерным со ссылкой на то, что представление справки с признаком "2" "не свидетельствует о несовершении" ею правонарушения, и вынес о том решение от 25 сентября 2019 года, оставленное без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 года. В других же решениях по такого рода делам арбитражные суды ссылаются на разницу между справками, представляемыми по форме 2-НДФЛ с признаками "1" и "2", как в части содержания - поскольку в справках с признаком "2" не учтены доходы, с которых налог удержан, так и по порядку их представления налоговым органам, не выясняя, представил ли налоговый агент в установленный срок достоверные и необходимые для налогового контроля сведения.
"По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой"Так, вынося определение от 5 июня 2018 года N 305-КГ18-2857, Верховный Суд Российской Федерации посчитал, что сообщение, направленное на основании пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, не освобождает налогового агента от обязанности представить сведения о доходах физических лиц также и в соответствии с пунктом 2 статьи 230 этого Кодекса, а неисполнение обязанности представить справки по форме 2-НДФЛ с признаком "1" не исключает ответственности по пункту 1 статьи 126 этого Кодекса. Арбитражный суд Ставропольского края в решении от 12 октября 2018 года по делу N А63-9768/2018 и Арбитражный суд Республики Коми в решении от 29 октября 2019 года по делу N А29-12328/2019 исходили из того, что обязанности, предусмотренные статьей 230 этого Кодекса, связывают организацию - налогового агента независимо от обязанностей, закрепленных его статьей 226, и что бездействие организации противоправно, если она не представила сведения по форме 2-НДФЛ с признаком "1". Арбитражные суды в этих случаях не выясняли, содержит ли справка, представленная по форме 2-НДФЛ с признаком "2", все сведения, подлежащие отражению в справке с признаком "1", полагая, что сделанное налоговым агентом сообщение о доходах физических лиц и о сумме налога, который невозможно удержать, как это предписано пунктом 5 статьи 226 этого Кодекса, не освобождает его от обязанности представить в соответствии с пунктом 2 статьи 230 этого Кодекса сведения о тех же доходах тех же физических лиц за тот же налоговый период, а также о суммах налога, исчисленных в том же размере и лишь условно удержанных, перечисленных в бюджет, хотя их удержание невозможно и перечислить в бюджет их нельзя, о чем организация и представляет справку по форме 2-НДФЛ с признаком "2". Такого рода обоснования известны в судебной практике, в том числе по делу N А50-25145/19 с участием ОАО "Соликамский магниевый завод", в котором Арбитражный суд Пермского края признал привлечение этой организации к налоговой ответственности правомерным со ссылкой на то, что представление справки с признаком "2" "не свидетельствует о несовершении" ею правонарушения, и вынес о том решение от 25 сентября 2019 года, оставленное без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2019 года. В других же решениях по такого рода делам арбитражные суды ссылаются на разницу между справками, представляемыми по форме 2-НДФЛ с признаками "1" и "2", как в части содержания - поскольку в справках с признаком "2" не учтены доходы, с которых налог удержан, так и по порядку их представления налоговым органам, не выясняя, представил ли налоговый агент в установленный срок достоверные и необходимые для налогового контроля сведения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Впоследствии налоговым органом в адрес Г. направлено уведомление о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц, поскольку сумма полученной субсидии отражена в качестве дохода в справке формы 2-НДФЛ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Впоследствии налоговым органом в адрес Г. направлено уведомление о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц, поскольку сумма полученной субсидии отражена в качестве дохода в справке формы 2-НДФЛ.
Вопрос: Как облагается НДФЛ доход у учредителя (физического лица - не работника) при прощении части основного долга и процентов организацией по договору займа? Какой код дохода указывается в сведениях о доходах (приложении к справке)?
(Консультация эксперта, 2025)Так, сведения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога представляются в составе расчета 6-НДФЛ, утвержденного Приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@, в виде справки о доходах и суммах налога физического лица (п. 18 Порядка, утв. Приказом ФНС России N ЕД-7-11/649@).
(Консультация эксперта, 2025)Так, сведения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога представляются в составе расчета 6-НДФЛ, утвержденного Приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@, в виде справки о доходах и суммах налога физического лица (п. 18 Порядка, утв. Приказом ФНС России N ЕД-7-11/649@).
Статья: АУСН: актуальные вопросы
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)В связи с приведенными нормами на практике возникает вопрос о том, каким образом физическое лицо (работник) может получить информацию (аналог формы 2-НДФЛ) о своих полученных доходах и уплаченных налогах (форма документа, порядок представления) у налогоплательщика, применяющего АУСН.
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)В связи с приведенными нормами на практике возникает вопрос о том, каким образом физическое лицо (работник) может получить информацию (аналог формы 2-НДФЛ) о своих полученных доходах и уплаченных налогах (форма документа, порядок представления) у налогоплательщика, применяющего АУСН.
Статья: Споры о размере заработной платы: некоторые практические вопросы
(Ненашев М.М., Слеженков В.В.)
("Право и экономика", 2021, N 10)Конкретных, однозначных и достаточных доказательств того, что подписавшее справки лицо не являлось главным бухгалтером ответчика (лицом, уполномоченным на подписание справок 2-НДФЛ), в материалы дела не представлено. Факт подписания ею данных справок подтвержден в судебном заседании.
(Ненашев М.М., Слеженков В.В.)
("Право и экономика", 2021, N 10)Конкретных, однозначных и достаточных доказательств того, что подписавшее справки лицо не являлось главным бухгалтером ответчика (лицом, уполномоченным на подписание справок 2-НДФЛ), в материалы дела не представлено. Факт подписания ею данных справок подтвержден в судебном заседании.
Статья: Оптимизация административной нагрузки при получении налоговых вычетов за обучение и лечение
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Во-вторых, имеет место правовая неопределенность относительно списка документов, достаточных для того, чтобы налогоплательщик мог реализовать свое право на вычет. В ст. 219 НК РФ оно связывается с представлением гражданами документов, подтверждающих их фактические расходы. Но такая формулировка является слишком общей, отчего становится предметом интерпретаций, которые не способствуют выработке единообразного подхода. Поскольку законодатель не перечислил сами документы, функция по раскрытию механизма подтверждения была фактически передана исполнительной власти. И в 2012 г. был издан очень важный для налоговых инспекций документ <7>, в котором ФНС РФ закрепила исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы с граждан при их обращении как за имущественными, так и за социальными налоговыми вычетами. При этом была сделана существенная оговорка о том, что перечни являются закрытыми и не подлежат расширенному толкованию. Отметим, что в них нет лицензий, что должно освобождать граждан от необходимости представления их копий. Но гарантии такого освобождения в реальности отсутствуют, потому что, например, в письме ФНС РФ от 13 сентября 2018 г. N БС-2-11/1552@ копия лицензии обозначена в качестве документа, который вправе представить налогоплательщик. С учетом того, что те же самые данные инспектор может получить самостоятельно, возникает явный пробел в распределении налоговых обязанностей: налогоплательщик может подготовить документ, а налоговая инспекция - его запросить, но нигде не закреплено, кто в итоге должен получать сведения о лицензии. Отсюда указанное право в глазах налоговой инспекции может трансформироваться в обязанность представить документ, и ограничений для этого в ст. 219 НК РФ нет.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Во-вторых, имеет место правовая неопределенность относительно списка документов, достаточных для того, чтобы налогоплательщик мог реализовать свое право на вычет. В ст. 219 НК РФ оно связывается с представлением гражданами документов, подтверждающих их фактические расходы. Но такая формулировка является слишком общей, отчего становится предметом интерпретаций, которые не способствуют выработке единообразного подхода. Поскольку законодатель не перечислил сами документы, функция по раскрытию механизма подтверждения была фактически передана исполнительной власти. И в 2012 г. был издан очень важный для налоговых инспекций документ <7>, в котором ФНС РФ закрепила исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы с граждан при их обращении как за имущественными, так и за социальными налоговыми вычетами. При этом была сделана существенная оговорка о том, что перечни являются закрытыми и не подлежат расширенному толкованию. Отметим, что в них нет лицензий, что должно освобождать граждан от необходимости представления их копий. Но гарантии такого освобождения в реальности отсутствуют, потому что, например, в письме ФНС РФ от 13 сентября 2018 г. N БС-2-11/1552@ копия лицензии обозначена в качестве документа, который вправе представить налогоплательщик. С учетом того, что те же самые данные инспектор может получить самостоятельно, возникает явный пробел в распределении налоговых обязанностей: налогоплательщик может подготовить документ, а налоговая инспекция - его запросить, но нигде не закреплено, кто в итоге должен получать сведения о лицензии. Отсюда указанное право в глазах налоговой инспекции может трансформироваться в обязанность представить документ, и ограничений для этого в ст. 219 НК РФ нет.
Готовое решение: Допускается ли уплата НДФЛ за счет средств налогового агента
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому если ваша цель - избежать риска начисления штрафа, то вам необходимо заполнить расчет в изложенном здесь порядке и при получении требования от налоговой представить необходимые пояснения;
(КонсультантПлюс, 2025)Поэтому если ваша цель - избежать риска начисления штрафа, то вам необходимо заполнить расчет в изложенном здесь порядке и при получении требования от налоговой представить необходимые пояснения;
Вопрос: Является ли организация-арендатор налоговым агентом по НДФЛ при выплате арендной платы по договору аренды нежилого помещения с физическим лицом - агентом, действующим от имени и за счет физического лица - собственника помещения?
(Консультация эксперта, 2024)Организация как налоговый агент обязана представлять в налоговый орган по месту учета расчет по форме 6-НДФЛ, а по итогам года также справку о доходах и суммах налога физического лица (собственника помещения) в составе расчета 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). При этом стоит отметить, что обязанности налогового агента, предусмотренные п. 2 ст. 230 НК РФ, не распространяются на организации и ИП, применяющие АУСН (ч. 11 ст. 17 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Организация как налоговый агент обязана представлять в налоговый орган по месту учета расчет по форме 6-НДФЛ, а по итогам года также справку о доходах и суммах налога физического лица (собственника помещения) в составе расчета 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). При этом стоит отметить, что обязанности налогового агента, предусмотренные п. 2 ст. 230 НК РФ, не распространяются на организации и ИП, применяющие АУСН (ч. 11 ст. 17 Федерального закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ).
Вопрос: Облагается ли материальная помощь в связи с рождением ребенка НДФЛ и страховыми взносами, а также какой код дохода указывается в сведениях о доходах (Приложении к справке о доходах и суммах налога физического лица)?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Сведения о доходах физических лиц истекшего календарного года и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и сведения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, представляются в составе годового расчета 6-НДФЛ в виде Приложения N 1 к такому расчету "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (далее - Справка) (ст. 216, абз. 8 п. 2 ст. 230 НК РФ, п. п. 18, 29 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Сведения о доходах физических лиц истекшего календарного года и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и сведения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, представляются в составе годового расчета 6-НДФЛ в виде Приложения N 1 к такому расчету "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (далее - Справка) (ст. 216, абз. 8 п. 2 ст. 230 НК РФ, п. п. 18, 29 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@).
Вопрос: Каков порядок представления отчетности по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, НДФЛ, страховым взносам и как заполнять платежные поручения при реорганизации в форме преобразования?
(Консультация эксперта, 2025)Реорганизованное лицо обязано представить форму 6-НДФЛ вместе со справкой о доходах и суммах налога физического лица до момента реорганизации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ). Для правопреемника же первым налоговым (расчетным) периодом является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором создана организация (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Реорганизованное лицо обязано представить форму 6-НДФЛ вместе со справкой о доходах и суммах налога физического лица до момента реорганизации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ). Для правопреемника же первым налоговым (расчетным) периодом является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором создана организация (п. 3.5 ст. 55 НК РФ).
Вопрос: По какому коду дохода (2000 или 4800) отражается в сведениях о доходах (приложение к справке) выплата работнику среднего заработка в связи с предоставленными днями отдыха за дни сдачи крови?
(Консультация эксперта, 2025)На основании изложенного сумма среднего заработка за "донорские дни" является гарантированной выплатой и непосредственно не может квалифицироваться как вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. В связи с этим полагаем, что суммы среднего заработка, выплаченные работнику в связи с предоставленными днями отдыха за дни сдачи крови, следует квалифицировать в качестве иных доходов, отражаемых в сведениях о доходах (в графе "Код дохода/Код вычета" Приложения к справке о доходах и суммах налога физического лица) по коду 4800.
(Консультация эксперта, 2025)На основании изложенного сумма среднего заработка за "донорские дни" является гарантированной выплатой и непосредственно не может квалифицироваться как вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. В связи с этим полагаем, что суммы среднего заработка, выплаченные работнику в связи с предоставленными днями отдыха за дни сдачи крови, следует квалифицировать в качестве иных доходов, отражаемых в сведениях о доходах (в графе "Код дохода/Код вычета" Приложения к справке о доходах и суммах налога физического лица) по коду 4800.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ при продаже имущества физлица по договору комиссии
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовое ведомство отметило, что вещи, поступившие к комиссионеру, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Следовательно, комиссионер, выплачивающий доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, налоговым агентом не признается, поэтому уплачивать налог и представлять сведения по форме 2-НДФЛ он не должен. Такая обязанность возлагается на самих физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).
Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ при продаже имущества физлица по договору комиссии
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовое ведомство отметило, что вещи, поступившие к комиссионеру, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Следовательно, комиссионер, выплачивающий доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, налоговым агентом не признается, поэтому уплачивать налог и представлять сведения по форме 2-НДФЛ он не должен. Такая обязанность возлагается на самих физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).