Обязанность обеспечить масками
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность обеспечить масками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ"Таким образом, положения, устанавливающие обязанность для юридических лиц обеспечить запасом средств индивидуальной защиты (маски); обеспечить проведение предрейсового медицинского осмотра с обязательной термометрией; обеспечить проведение мойки и дезинфекции указанного транспортного средства на специализированных пунктах; обеспечить водителя дезинфицирующими средствами; обеспечить контроль за водителем проведения исследований на наличие новой коронавирусной инфекции по допуску на работу; обеспечить контроль за водителем на проведение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при допуске на работу, приостановлены, что улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение."
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 по делу N 88-7562/2023, 2-4275/2022 (УИД 74RS0032-01-2022-005334-47)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премии; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Изложенные в кассационной жалобе Б.А. доводы о том, что он находился без маски на проходной, соблюдая дистанцию 1,5 м, о не выполнении работодателем обязанности обеспечить его средствами индивидуальной защиты, являются аналогичными правовой позиции истца, изложенной при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премии; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Ответчиком нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Изложенные в кассационной жалобе Б.А. доводы о том, что он находился без маски на проходной, соблюдая дистанцию 1,5 м, о не выполнении работодателем обязанности обеспечить его средствами индивидуальной защиты, являются аналогичными правовой позиции истца, изложенной при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания деликтной ответственности государства
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Вроде бы с помощью п. 2 ст. 124 ГК РФ и критерия государственного интереса можно различить служебную и частную ипостаси должностного лица. Однако государство не должно иметь собственных интересов. Частное лицо преследует свои интересы, признавая часть из которых важными, общество наделяет их защитой, называя субъективными правами. Но государство не должно преследовать собственные интересы, точнее говоря, только их. Оно должно преследовать публичные, общественные интересы, куда включаются интересы тех, кто не входит в государственную систему. Таким образом, при использовании маски должностного лица человек обязан осуществлять общественный, а не частный или государственный интерес, что связывает его в действиях и реализации прав государства <36>. Эта связывающая должностное лицо обязанность может быть обеспечена уголовным законом, конституционными институтами, политическими и другими социальными явлениями, выходящими за пределы предмета юридической науки.
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Вроде бы с помощью п. 2 ст. 124 ГК РФ и критерия государственного интереса можно различить служебную и частную ипостаси должностного лица. Однако государство не должно иметь собственных интересов. Частное лицо преследует свои интересы, признавая часть из которых важными, общество наделяет их защитой, называя субъективными правами. Но государство не должно преследовать собственные интересы, точнее говоря, только их. Оно должно преследовать публичные, общественные интересы, куда включаются интересы тех, кто не входит в государственную систему. Таким образом, при использовании маски должностного лица человек обязан осуществлять общественный, а не частный или государственный интерес, что связывает его в действиях и реализации прав государства <36>. Эта связывающая должностное лицо обязанность может быть обеспечена уголовным законом, конституционными институтами, политическими и другими социальными явлениями, выходящими за пределы предмета юридической науки.
Статья: Правовые подходы к пониманию цели (causa) как сущностного системообразующего признака, присущего категории услуг
(Вольвач Я.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)<9> Богданов Е.В. Проблема фидуциарности и фидуциарных сделок в гражданском праве России / Е.В. Богданов, Е.Е. Богданова, Д.Е. Богданов // Гражданское право. 2017. N 3. С. 20 - 25; Гутников О.В. Фидуциарные обязанности в российском корпоративном праве // Гражданское право. 2019. N 6. С. 25 - 29; Защита гражданских прав: избранные аспекты. Сборник статей (рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова). М.: Статут, 2017. С. 37; Зикун И.И. Генезис категории "фидуциарная собственность" в европейском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2018. N 6. С. 192 - 219; Луценко С.И. Правовые основания для фидуциарных обязанностей руководителя // Современное право. 2017. N 9. С. 56 - 63; Махалин И.Н. Доктрина фидуциарных обязанностей: защитница доверия под маской английской шпионки // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. N 1. С. 152 - 200; Усманова Е.Р. Фидуциарная природа титульного обеспечения // Закон. 2016. N 2. С. 142 - 156.
(Вольвач Я.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)<9> Богданов Е.В. Проблема фидуциарности и фидуциарных сделок в гражданском праве России / Е.В. Богданов, Е.Е. Богданова, Д.Е. Богданов // Гражданское право. 2017. N 3. С. 20 - 25; Гутников О.В. Фидуциарные обязанности в российском корпоративном праве // Гражданское право. 2019. N 6. С. 25 - 29; Защита гражданских прав: избранные аспекты. Сборник статей (рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова). М.: Статут, 2017. С. 37; Зикун И.И. Генезис категории "фидуциарная собственность" в европейском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2018. N 6. С. 192 - 219; Луценко С.И. Правовые основания для фидуциарных обязанностей руководителя // Современное право. 2017. N 9. С. 56 - 63; Махалин И.Н. Доктрина фидуциарных обязанностей: защитница доверия под маской английской шпионки // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. N 1. С. 152 - 200; Усманова Е.Р. Фидуциарная природа титульного обеспечения // Закон. 2016. N 2. С. 142 - 156.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
(подготовлен Верховным Судом РФ)К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Статья: Что должно содержаться в приказе об увольнении за повторный проступок?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 12)23 апреля 2024 г. была проведена служебная проверка в отношении работника, по результатам которой установлено, что он в нарушение Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, вынес за пределы компании дыхательную маску и принес ее на судебное заседание, где рассматривалось обжалование объявленного ему выговора, с целью демонстрации обеспечения герметичности ношения.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 12)23 апреля 2024 г. была проведена служебная проверка в отношении работника, по результатам которой установлено, что он в нарушение Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, вынес за пределы компании дыхательную маску и принес ее на судебное заседание, где рассматривалось обжалование объявленного ему выговора, с целью демонстрации обеспечения герметичности ношения.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Новая редакция статьи 221 ТК предполагает изменение порядка, касающегося определения необходимости фактического использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выдача теперь осуществляется не с учетом профессии, а с оглядкой на наличие опасных факторов на производстве, особых температурных условий. В перечень СИЗ входят специальные одежда и обувь, средства защиты дерматологического характера, маски, респираторы, а также предметы для обеспечения защищенности рук, головы, лица и т.д. Важное изменение в этой части заключается в том, что с марта 2022 года возможно отстранение работника без сохранения средней зарплаты при условии, что им не используются средства индивидуальной защиты, но при этом работодатель свою обязанность по их предоставлению выполнил надлежащим образом (новый абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ранее норма действовала только в отношении работников, трудящихся под землей (ст. 330.4 ТК РФ). Подобное нововведение, по сути, возлагает ответственность на самого сотрудника в случае неисполнения им требований законодательства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Новая редакция статьи 221 ТК предполагает изменение порядка, касающегося определения необходимости фактического использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выдача теперь осуществляется не с учетом профессии, а с оглядкой на наличие опасных факторов на производстве, особых температурных условий. В перечень СИЗ входят специальные одежда и обувь, средства защиты дерматологического характера, маски, респираторы, а также предметы для обеспечения защищенности рук, головы, лица и т.д. Важное изменение в этой части заключается в том, что с марта 2022 года возможно отстранение работника без сохранения средней зарплаты при условии, что им не используются средства индивидуальной защиты, но при этом работодатель свою обязанность по их предоставлению выполнил надлежащим образом (новый абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ранее норма действовала только в отношении работников, трудящихся под землей (ст. 330.4 ТК РФ). Подобное нововведение, по сути, возлагает ответственность на самого сотрудника в случае неисполнения им требований законодательства.
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Как представляется, с целью недопущения и профилактики распространения новых заболеваний в постэпидемический период эффективной мерой локального регулирования является определение в локальном нормативно-правовом акте организации порядка выдачи средств индивидуальной защиты и контроль за их использованием; принятие мер по предотвращению профессиональных заболеваний и минимизации рисков, связанных с вредными и опасными производственными факторами, проведение ежедневных осмотров, как в случае распространения инфекционного заболевания на территории конкретной организации, так и сложной эпидемиологической обстановки. Для правильного оформления обязательства работников носить маски и перчатки работодатель должен издать приказ или внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты, а также указать: основание для выдачи масок и перчаток (ссылки на требования органов здравоохранения или санитарных правил, которые предписывают необходимость использования средств защиты в условиях пандемии), необходимое количество масок и перчаток для каждого работника в зависимости от продолжительности рабочего дня и особенностей работы, лиц, ответственных за выдачу средств индивидуальной защиты (определить сотрудников, которые будут отвечать за своевременное обеспечение работников средствами защиты и контролировать их наличие), форму выдачи и регистрации СИЗ (разработать систему учета и контроля за выдачей масок и перчаток, ведение соответствующей документации). Как отмечает М.А. Драчук, локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, являются способом восполнения пробелов и конкретизации правовых норм трудового законодательства, при этом работодатель должен руководствоваться принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений [6, с. 92 - 107].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Как представляется, с целью недопущения и профилактики распространения новых заболеваний в постэпидемический период эффективной мерой локального регулирования является определение в локальном нормативно-правовом акте организации порядка выдачи средств индивидуальной защиты и контроль за их использованием; принятие мер по предотвращению профессиональных заболеваний и минимизации рисков, связанных с вредными и опасными производственными факторами, проведение ежедневных осмотров, как в случае распространения инфекционного заболевания на территории конкретной организации, так и сложной эпидемиологической обстановки. Для правильного оформления обязательства работников носить маски и перчатки работодатель должен издать приказ или внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты, а также указать: основание для выдачи масок и перчаток (ссылки на требования органов здравоохранения или санитарных правил, которые предписывают необходимость использования средств защиты в условиях пандемии), необходимое количество масок и перчаток для каждого работника в зависимости от продолжительности рабочего дня и особенностей работы, лиц, ответственных за выдачу средств индивидуальной защиты (определить сотрудников, которые будут отвечать за своевременное обеспечение работников средствами защиты и контролировать их наличие), форму выдачи и регистрации СИЗ (разработать систему учета и контроля за выдачей масок и перчаток, ведение соответствующей документации). Как отмечает М.А. Драчук, локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, являются способом восполнения пробелов и конкретизации правовых норм трудового законодательства, при этом работодатель должен руководствоваться принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений [6, с. 92 - 107].
Статья: Право на цифровой образ
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Для информационных систем, в которых цифровой образ формируется свободным усмотрением его субъекта, задача специального правового регулирования заключается в другом: оно должно обеспечивать возможность отождествления цифровой личности и скрытого за ее маской субъекта права. Эта необходимость проистекает из сущности правоотношения, предполагающей действие правового регулирования в отношении реальных субъектов. Участие таковых в регулируемых правом социальных отношениях опосредованно цифровой личностью не изменяет их (отношений) правовую форму, а потому индивидуализация реального субъекта прав и обязанностей есть важнейшее условие применения правовых средств, в том числе мер государственного принуждения. Участие лиц в разного рода социальных сообществах, функционирующих на базе цифровых платформ, может не иметь своей целью совершение юридически значимых действий, однако и не исключает такой возможности; приобретение же субъективных прав предполагает возникновение корреспондирующих им обязанностей, нарушение которых может порождать потребность в конкретизированных по субъекту правовосстановительных мерах. Кроме того, участие в таких цифровых сообществах может быть связано с риском нарушений таких правовых запретов, которые образуют основания применения публично-правовой ответственности. Решение этой проблемы через возложение законом на операторов информационных систем обеспеченной мерами юридической ответственности обязанности по сбору, хранению персональных данных участников таких систем и их представлению по запросам судебных, правоохранительных и иных уполномоченных органов в случаях, когда это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов, интересов общества и государства, видится допустимым при условии соблюдения установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целевых критериев ограничения субъективных прав и сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации принципов соразмерного и оправданного ограничения субъективных прав, не допускающих выхолащивания их сущности <3>.
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Юрист", 2025, N 8)Для информационных систем, в которых цифровой образ формируется свободным усмотрением его субъекта, задача специального правового регулирования заключается в другом: оно должно обеспечивать возможность отождествления цифровой личности и скрытого за ее маской субъекта права. Эта необходимость проистекает из сущности правоотношения, предполагающей действие правового регулирования в отношении реальных субъектов. Участие таковых в регулируемых правом социальных отношениях опосредованно цифровой личностью не изменяет их (отношений) правовую форму, а потому индивидуализация реального субъекта прав и обязанностей есть важнейшее условие применения правовых средств, в том числе мер государственного принуждения. Участие лиц в разного рода социальных сообществах, функционирующих на базе цифровых платформ, может не иметь своей целью совершение юридически значимых действий, однако и не исключает такой возможности; приобретение же субъективных прав предполагает возникновение корреспондирующих им обязанностей, нарушение которых может порождать потребность в конкретизированных по субъекту правовосстановительных мерах. Кроме того, участие в таких цифровых сообществах может быть связано с риском нарушений таких правовых запретов, которые образуют основания применения публично-правовой ответственности. Решение этой проблемы через возложение законом на операторов информационных систем обеспеченной мерами юридической ответственности обязанности по сбору, хранению персональных данных участников таких систем и их представлению по запросам судебных, правоохранительных и иных уполномоченных органов в случаях, когда это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов, интересов общества и государства, видится допустимым при условии соблюдения установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целевых критериев ограничения субъективных прав и сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации принципов соразмерного и оправданного ограничения субъективных прав, не допускающих выхолащивания их сущности <3>.