Обязанность ип иметь печать
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность ип иметь печать (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Предпринимательская деятельность гражданина" ГК РФ"Более того, гражданское законодательство не предусматривает обязанность индивидуального предпринимателя использовать печать. В частности, ст. 23 ГК РФ, определяющая правовой статус индивидуального предпринимателя, не содержит такого требования. Анализ норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также показывает, что обязанность индивидуального предпринимателя использовать печать не установлена. Таким образом, отсутствие в Договоре-заявке оттиска печати ИП Краснова Д.В. само по себе не является основанием для признания его незаключенным или недействительным. Само по себе отсутствие изображения оттиска печати в Договор-заявке не свидетельствует о незаключенности или недействительности сделки, так как, во-первых, изображение оттиска печати не гарантирует его простановку непосредственно индивидуальным предпринимателем, а во-вторых, такое поведение ответчика, в отсутствие у истца реальной возможности подтвердить или опровергнуть факт использования или неиспользования предпринимателем печати в хозяйственно-финансовой деятельности, может быть использовано ответчиком в целях создания обстоятельств, имеющих умысел на уклонение от гражданско-правовой ответственности при ведении предпринимательской деятельности."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Печать на договоре
(КонсультантПлюс, 2025)"...в договоре содержится печать и подпись ИП...
(КонсультантПлюс, 2025)"...в договоре содержится печать и подпись ИП...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как выдать работнику справку о доходах
(КонсультантПлюс, 2025)Справки о доходах и суммах налога физического лица печатью заверять необязательно. Приказ ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@, которым они утверждены, не содержит такого требования. Наличие печати является правом, а не обязанностью организации, если законодательством не предусмотрено иное. Это следует, в частности, из п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО. Для ИП обязанность иметь печать также не предусмотрена.
(КонсультантПлюс, 2025)Справки о доходах и суммах налога физического лица печатью заверять необязательно. Приказ ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@, которым они утверждены, не содержит такого требования. Наличие печати является правом, а не обязанностью организации, если законодательством не предусмотрено иное. Это следует, в частности, из п. 5 ст. 2 Закона об ООО, п. 7 ст. 2 Закона об АО. Для ИП обязанность иметь печать также не предусмотрена.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Можно ли подтвердить доверенностью полномочия по распоряжению средствами на банковском счете клиента
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и возложения на банк обязанности устранить какие-либо препятствия для предъявления платежных и иных документов, получения выписок, платежных и иных документов, а также внесения наличных денежных средств на расчетный счет истцом через представителей, действующих на основании письменной доверенности за подписью и с приложением печати ИП Калашникова С.В., является правомерным и обоснованным..."
Можно ли подтвердить доверенностью полномочия по распоряжению средствами на банковском счете клиента
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и возложения на банк обязанности устранить какие-либо препятствия для предъявления платежных и иных документов, получения выписок, платежных и иных документов, а также внесения наличных денежных средств на расчетный счет истцом через представителей, действующих на основании письменной доверенности за подписью и с приложением печати ИП Калашникова С.В., является правомерным и обоснованным..."
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2006 N 455
(ред. от 22.01.2019)
"Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации"официального письма международной организации или ее представительства, подписанного главой организации или ее представительства (главного должностного лица представительства, назначенного международной организацией, либо любого должностного лица, назначенного для выполнения соответствующих обязанностей в период отсутствия главного должностного лица) и заверенного печатью этой организации или ее представительства, подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для международной организации или ее представительства. В письме указываются наименование, идентификационный номер налогоплательщика-организации или фамилия, имя, отчество и идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги) для официального использования международной организацией или ее представительством.
(ред. от 22.01.2019)
"Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации"официального письма международной организации или ее представительства, подписанного главой организации или ее представительства (главного должностного лица представительства, назначенного международной организацией, либо любого должностного лица, назначенного для выполнения соответствующих обязанностей в период отсутствия главного должностного лица) и заверенного печатью этой организации или ее представительства, подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для международной организации или ее представительства. В письме указываются наименование, идентификационный номер налогоплательщика-организации или фамилия, имя, отчество и идентификационный номер налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги) для официального использования международной организацией или ее представительством.
Вопрос: ООО имеет головной офис в г. Санкт-Петербурге и обособленное подразделение в г. Москве. В головном офисе ведется общая книга учета движения трудовых книжек. Можно ли вести две разные книги учета движения трудовых книжек отдельно по головному офису и по обособленному подразделению?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Работодатель самостоятельно разрабатывает книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек. В книге (журнале) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них указываются трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в нее, выдаваемые работникам вновь, с указанием их серии и номера. В книге (журнале) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее фиксируются сведения о всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка. Указанные книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии) (п. 40 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н (далее - Порядок N 320н)).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Работодатель самостоятельно разрабатывает книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек. В книге (журнале) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них указываются трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в нее, выдаваемые работникам вновь, с указанием их серии и номера. В книге (журнале) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее фиксируются сведения о всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка. Указанные книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии) (п. 40 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н (далее - Порядок N 320н)).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 16.04.2025 N 03-07-11/37853 <НДС при продаже макулатуры фирмой на УСН>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)- продает макулатуру физлицу, не являющемуся ИП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)- продает макулатуру физлицу, не являющемуся ИП.
Статья: Печать для документов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в настоящее время печати активно используются в предпринимательской деятельности, без них, пожалуй, сложно представить документооборот юридического лица или ИП. Более того, помимо основной печати в бизнес-практике применяются и другие печати, которые различаются по своему назначению, их условно называют "дополнительные" или "вспомогательные". К ним относится и печать "для документов". Насколько ее использование оправдано? Какие документы можно заверять этой печатью? Постараемся ответить на эти вопросы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в настоящее время печати активно используются в предпринимательской деятельности, без них, пожалуй, сложно представить документооборот юридического лица или ИП. Более того, помимо основной печати в бизнес-практике применяются и другие печати, которые различаются по своему назначению, их условно называют "дополнительные" или "вспомогательные". К ним относится и печать "для документов". Насколько ее использование оправдано? Какие документы можно заверять этой печатью? Постараемся ответить на эти вопросы.
Статья: Когда привлечение компанией к работе ИП обоснованно
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 14)В договорах на оказание услуг по управлению автотранспортными средствами, заключенных с индивидуальными предпринимателями, отсутствовали условия, характеризующие трудовую функцию, в том числе указание на конкретную специальность (должность); отсутствовали график, режим работы и времени отдыха, которого должен был бы придерживаться индивидуальный предприниматель, ссылка на правила внутреннего трудового распорядка, а также иные локальные нормативные акты, действующие у налогоплательщика с обязанностью индивидуальных предпринимателей соблюдать их. В договорах были согласованы тарифы на оказание услуг по управлению автотранспортными средствами. Услуга по управлению автотранспортными средствами оказывалась индивидуальными предпринимателями, как правило, в отношении двух и более автотранспортных средств, конкретный автомобиль за индивидуальным предпринимателем не закреплялся.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 14)В договорах на оказание услуг по управлению автотранспортными средствами, заключенных с индивидуальными предпринимателями, отсутствовали условия, характеризующие трудовую функцию, в том числе указание на конкретную специальность (должность); отсутствовали график, режим работы и времени отдыха, которого должен был бы придерживаться индивидуальный предприниматель, ссылка на правила внутреннего трудового распорядка, а также иные локальные нормативные акты, действующие у налогоплательщика с обязанностью индивидуальных предпринимателей соблюдать их. В договорах были согласованы тарифы на оказание услуг по управлению автотранспортными средствами. Услуга по управлению автотранспортными средствами оказывалась индивидуальными предпринимателями, как правило, в отношении двух и более автотранспортных средств, конкретный автомобиль за индивидуальным предпринимателем не закреплялся.
Статья: В трудовой книжке работника обнаружили незаверенные записи. Что делать?
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)Печать может отсутствовать и на законных основаниях. Не все работодатели обязаны были ее иметь в разные периоды истории. Так, без печати могут обходиться индивидуальные предприниматели. С 07.04.2015 работать без печати могут АО и ООО <1>, наличие печати стало их правом, а не обязанностью (сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества). С 01.06.2024 печать станет необязательной для некоторых некоммерческих организаций <2>.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)Печать может отсутствовать и на законных основаниях. Не все работодатели обязаны были ее иметь в разные периоды истории. Так, без печати могут обходиться индивидуальные предприниматели. С 07.04.2015 работать без печати могут АО и ООО <1>, наличие печати стало их правом, а не обязанностью (сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества). С 01.06.2024 печать станет необязательной для некоторых некоммерческих организаций <2>.
Статья: Аптека не работает без разрешений, иначе понесет административную ответственность
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Нормы действующего законодательства в сфере регулирования обращения лекарственных средств не возлагают на индивидуальных предпринимателей обязанности по осуществлению торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лично. Напротив, предприниматели вправе вести деятельность через наемных работников, соответствующих определенным требованиям.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Нормы действующего законодательства в сфере регулирования обращения лекарственных средств не возлагают на индивидуальных предпринимателей обязанности по осуществлению торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лично. Напротив, предприниматели вправе вести деятельность через наемных работников, соответствующих определенным требованиям.
Статья: Трудовые отношения с работодателем - индивидуальным предпринимателем
(Тамочкина Т.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Итак, трудовое законодательство дает работодателям - индивидуальным предпринимателям ряд послаблений. Чтобы не возникло сомнений о правах и обязанностях сторон, лучше закреплять в трудовых договорах все "отклонения" от общих норм.
(Тамочкина Т.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Итак, трудовое законодательство дает работодателям - индивидуальным предпринимателям ряд послаблений. Чтобы не возникло сомнений о правах и обязанностях сторон, лучше закреплять в трудовых договорах все "отклонения" от общих норм.
Вопрос: Является ли нарушением законодательства ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без печати?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не говорится о том, что индивидуальный предприниматель должен иметь печать. В разъяснениях УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.02.2006 N 28-10/15239) также указано, что обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать печать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена. Действующее законодательство не обязывает индивидуальных предпринимателей иметь и использовать в работе собственную печать (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2019 N Ф07-4034/2019 по делу N А44-1599/2017).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не говорится о том, что индивидуальный предприниматель должен иметь печать. В разъяснениях УФНС России по г. Москве (Письмо от 28.02.2006 N 28-10/15239) также указано, что обязанность индивидуального предпринимателя приобретать и использовать печать при осуществлении своей деятельности действующим налоговым законодательством не предусмотрена. Действующее законодательство не обязывает индивидуальных предпринимателей иметь и использовать в работе собственную печать (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2019 N Ф07-4034/2019 по делу N А44-1599/2017).
Статья: Новые нормы налогообложения новых регионов РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)- обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими расчетов применять ККТ наступает с 1 февраля 2025 года. Данный срок может быть продлен, но не более чем на три года. В период до истечения указанных сроков организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов по требованию покупателя (клиента) должны выдавать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт осуществления расчета.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)- обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими расчетов применять ККТ наступает с 1 февраля 2025 года. Данный срок может быть продлен, но не более чем на три года. В период до истечения указанных сроков организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов по требованию покупателя (клиента) должны выдавать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт осуществления расчета.