Обслуживание в общепите по агентскому договору
Подборка наиболее важных документов по запросу Обслуживание в общепите по агентскому договору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Вопрос 4: Нужно ли при продаже завтраков в отель по агентскому договору начислять НДС 5%? Или данная деятельность также подпадает под освобождение (отель не является конечным потребителем)? Отель не ведет бизнес в общепите или рознице.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Вопрос 4: Нужно ли при продаже завтраков в отель по агентскому договору начислять НДС 5%? Или данная деятельность также подпадает под освобождение (отель не является конечным потребителем)? Отель не ведет бизнес в общепите или рознице.
Статья: Практика применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на игорный бизнес
(Андреев И.М.)
("Налоговый вестник", 2008, N 9)Подпадает ли с 1 января 2008 г. под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность посредников (например, агентов или комиссионеров) по оказанию от своего имени хозяйствующим субъектам услуг, связанных с передачей во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в соответствии с условиями агентских договоров, договоров комиссии и иных подобных договоров, заключенных ими с собственниками вышеуказанных объектов организации розничной торговли?
(Андреев И.М.)
("Налоговый вестник", 2008, N 9)Подпадает ли с 1 января 2008 г. под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность посредников (например, агентов или комиссионеров) по оказанию от своего имени хозяйствующим субъектам услуг, связанных с передачей во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в соответствии с условиями агентских договоров, договоров комиссии и иных подобных договоров, заключенных ими с собственниками вышеуказанных объектов организации розничной торговли?
Нормативные акты
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 23.07.2025 по делу N 3а-150/2025
<О признании недействующим пункта 6370 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2024 N 176-п>Из доводов административного истца также следует, что ресторан "Самсон" предназначен для обеспечения функционирования гостиницы, поскольку предоставляет услуги питания его гостям в соответствии с условиями агентского договора N <...>, в связи с чем его помещения не могут входить в расчет площадей объектов общественного питания по смыслу статьи 378.2 НК РФ.
<О признании недействующим пункта 6370 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утв. приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2024 N 176-п>Из доводов административного истца также следует, что ресторан "Самсон" предназначен для обеспечения функционирования гостиницы, поскольку предоставляет услуги питания его гостям в соответствии с условиями агентского договора N <...>, в связи с чем его помещения не могут входить в расчет площадей объектов общественного питания по смыслу статьи 378.2 НК РФ.
Решение Московского городского суда от 05.06.2023 по делу N 3а-4502/2023
<О признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП>Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в постановлении N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований, поскольку вышеуказанное здание не соответствует критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций".
<О признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП>Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в постановлении N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований, поскольку вышеуказанное здание не соответствует критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций".
Вопрос: По договору агентирования райпо (агент) выполняет роль управляющей рынком компании. От своего имени и за счет принципала райпо заключает договоры с предпринимателями, юридическими и физическими лицами на передачу им во временное владение и пользование торговых мест в здании рынка. Должно ли райпо уплачивать ЕНВД по этой деятельности?
("Малая бухгалтерия", 2008, N 4)К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
("Малая бухгалтерия", 2008, N 4)К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Вопрос: Организация-агент по агентскому договору осуществляет функции управляющей компании по управлению рынком от своего имени и за счет принципала, а также заключает договоры с предпринимателями, физлицами и юрлицами на передачу им во временное пользование торговых мест, находящихся в здании крытого рынка и на торговой площади вокруг рынка, для осуществления розничной торговли. Переводится ли деятельность организации на уплату ЕНВД?
(Письмо Минфина РФ от 22.04.2008 N 03-11-04/3/211)К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
(Письмо Минфина РФ от 22.04.2008 N 03-11-04/3/211)К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Статья: Консультация главного редактора от 22.05.2008
("Налоги" (газета), 2008, N 23)В соответствии с абз. 15 ст. 346.27 НК РФ с 1 января 2008 г. торговые автоматы исключены из объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. Торговые автоматы отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов. Таким образом, с 1 января 2008 г. при установке и эксплуатации торговых автоматов, в том числе по изготовлению напитков из сухих ингредиентов и воды, налогоплательщик должен уплачивать единый налог на вмененный доход по розничной торговле (а не по услугам общепита), определяя базовую доходность в размере 9000 руб. с одного торгового места (торгового автомата). Поскольку торговые автоматы относятся к объектам нестационарной торговой сети, то передача торговых автоматов в аренду как вид предпринимательской деятельности подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса. На основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых мест для установки торговых автоматов.
("Налоги" (газета), 2008, N 23)В соответствии с абз. 15 ст. 346.27 НК РФ с 1 января 2008 г. торговые автоматы исключены из объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. Торговые автоматы отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов. Таким образом, с 1 января 2008 г. при установке и эксплуатации торговых автоматов, в том числе по изготовлению напитков из сухих ингредиентов и воды, налогоплательщик должен уплачивать единый налог на вмененный доход по розничной торговле (а не по услугам общепита), определяя базовую доходность в размере 9000 руб. с одного торгового места (торгового автомата). Поскольку торговые автоматы относятся к объектам нестационарной торговой сети, то передача торговых автоматов в аренду как вид предпринимательской деятельности подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса. На основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых мест для установки торговых автоматов.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при оказании услуг общественного питания, а также при получении агентом вознаграждения за организацию мероприятий и доставку еды корпоративным клиентам и физлицам.
(Письмо Минфина России от 23.11.2021 N 03-07-11/94606)Таким образом, организация, осуществляющая оказание услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 23.11.2021 N 03-07-11/94606)Таким образом, организация, осуществляющая оказание услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ.
Статья: Общепит: применение льготы по НДС или отказ от нее?
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 1)- индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общепита через объекты общественного питания и (или) вне этих объектов по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) (Письма Минфина России от 01.12.2021 N 03-07-07/97487, от 25.11.2021 N 03-07-14/95278).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 1)- индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общепита через объекты общественного питания и (или) вне этих объектов по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) (Письма Минфина России от 01.12.2021 N 03-07-07/97487, от 25.11.2021 N 03-07-14/95278).
Статья: Затраты туроператора
(Булаев С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2)- по транспортному обслуживанию - у перевозчиков;
(Булаев С.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 2)- по транспортному обслуживанию - у перевозчиков;
"Все о малом предпринимательстве"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Толмачев И.А.)
(под ред. А.В. Касьянова)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013)Отражается выручка от поставки продукции общественного питания (проданной кулинарной продукции собственного производства и покупных товаров, готовых к потреблению без дополнительной обработки) по заказам потребителей на рабочие места, на дом, для обслуживания банкетов, свадеб, приемов, а также организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и прочим), организациям торговли и транспортным предприятиям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Толмачев И.А.)
(под ред. А.В. Касьянова)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013)Отражается выручка от поставки продукции общественного питания (проданной кулинарной продукции собственного производства и покупных товаров, готовых к потреблению без дополнительной обработки) по заказам потребителей на рабочие места, на дом, для обслуживания банкетов, свадеб, приемов, а также организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и прочим), организациям торговли и транспортным предприятиям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта.
Статья: Посреднические договоры в общественном питании
(Ермолаева Е.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6)Чаще всего стороны выбирают именно эту схему взаимодействия. Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ, если посредник действует от своего имени, права и обязанности по сделке, совершенной с третьим лицом, возникают у посредника, даже если принципал (комитент) был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. Получается, что по договору на оказание услуг общественного питания в конкретном ресторане (который принадлежит принципалу), заключенному между агентом и клиентом, обязанность по их оказанию возлагается на агента, право требовать оплаты (предоплаты) также принадлежит посреднику. Клиент может и не знать, что между лицом, которое выступает исполнителем по договору оказания услуги общественного питания, и рестораном, в котором клиент будет обслужен, существуют какие-либо договорные отношения. Все претензии по качеству, срокам и стоимости обслуживания клиент будет предъявлять агенту. Однако несмотря на то, что права и обязанности по сделке с третьим лицом приобретает агент, он должен передать принципалу все полученное по агентскому договору (ст. 999 ГК РФ). Кроме того, за неисполнение третьим лицом (клиентом) договора агент в общем случае ответственности не несет (ст. 993 ГК РФ).
(Ермолаева Е.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6)Чаще всего стороны выбирают именно эту схему взаимодействия. Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ, если посредник действует от своего имени, права и обязанности по сделке, совершенной с третьим лицом, возникают у посредника, даже если принципал (комитент) был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. Получается, что по договору на оказание услуг общественного питания в конкретном ресторане (который принадлежит принципалу), заключенному между агентом и клиентом, обязанность по их оказанию возлагается на агента, право требовать оплаты (предоплаты) также принадлежит посреднику. Клиент может и не знать, что между лицом, которое выступает исполнителем по договору оказания услуги общественного питания, и рестораном, в котором клиент будет обслужен, существуют какие-либо договорные отношения. Все претензии по качеству, срокам и стоимости обслуживания клиент будет предъявлять агенту. Однако несмотря на то, что права и обязанности по сделке с третьим лицом приобретает агент, он должен передать принципалу все полученное по агентскому договору (ст. 999 ГК РФ). Кроме того, за неисполнение третьим лицом (клиентом) договора агент в общем случае ответственности не несет (ст. 993 ГК РФ).
Статья: Питание строителей
(Пронин А.В.)
("Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2005, N 4)Привлекая к выполнению работ субподрядчиков, генподрядчик может организовать питание их работников. Эти отношения могут быть оформлены как купля-продажа услуг общественного питания (если у генподрядчика есть своя столовая) или как услуги по агентскому договору (если для питания рабочих заключен договор со специализированной организацией, поставляющей готовые блюда). Рассмотрим особенности налогообложения в этих ситуациях.
(Пронин А.В.)
("Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2005, N 4)Привлекая к выполнению работ субподрядчиков, генподрядчик может организовать питание их работников. Эти отношения могут быть оформлены как купля-продажа услуг общественного питания (если у генподрядчика есть своя столовая) или как услуги по агентскому договору (если для питания рабочих заключен договор со специализированной организацией, поставляющей готовые блюда). Рассмотрим особенности налогообложения в этих ситуациях.