Обсерватор коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Обсерватор коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Курского областного суда от 26.09.2024 N 2-149/10/2024(2-4835/18-2023) (УИД 46RS0030-01-2023-006630-85)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Доказан факт причинения истцам нравственных страданий в связи с ненадлежащим оказанием ответчиками медицинской помощи их матери и бабушки.
Решение: Удовлетворено в части.То обстоятельство, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" в период распространения новой коронавирусной инфекции являлась обсерватором, а не специализированным стационаром для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией не исключает применения Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в отношении пациентов, находящихся у них на лечении.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Доказан факт причинения истцам нравственных страданий в связи с ненадлежащим оказанием ответчиками медицинской помощи их матери и бабушки.
Решение: Удовлетворено в части.То обстоятельство, что ОБУЗ "Золотухинская ЦРБ" в период распространения новой коронавирусной инфекции являлась обсерватором, а не специализированным стационаром для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией не исключает применения Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в отношении пациентов, находящихся у них на лечении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие заведомо недостоверной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, в праве
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 2)Наглядным примером, демонстрирующим как факт смешения понятий "ложный" и "недостоверный" в судебной практике, так и факт применения аргументации к вере в содержание распространяемой информации, является дело о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, И.Н. Руфова [10]. Согласно данным протокола об административном правонарушении гражданин распространил в сети Интернет заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверного сообщения, создавшую угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности, путем размещения в социальной сети "ВКонтакте" на странице с числом подписчиков более 20 тысяч пользователей заведомо недостоверной информации о том, что "...в помещении стационара будет расположен обсерватор для подозрительных на коронавирус (COVID-19)...". В дальнейшем данная информация неустановленными лицами была распространена в мессенджере WhatsApp.
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 2)Наглядным примером, демонстрирующим как факт смешения понятий "ложный" и "недостоверный" в судебной практике, так и факт применения аргументации к вере в содержание распространяемой информации, является дело о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ, И.Н. Руфова [10]. Согласно данным протокола об административном правонарушении гражданин распространил в сети Интернет заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверного сообщения, создавшую угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности, путем размещения в социальной сети "ВКонтакте" на странице с числом подписчиков более 20 тысяч пользователей заведомо недостоверной информации о том, что "...в помещении стационара будет расположен обсерватор для подозрительных на коронавирус (COVID-19)...". В дальнейшем данная информация неустановленными лицами была распространена в мессенджере WhatsApp.
Готовое решение: В каком порядке проводятся предвахтовые медицинские осмотры
(КонсультантПлюс, 2025)Если у работников, находящихся в обсерваторе перед направлением на вахту, положительный результат исследования на COVID-19 методом ПЦР и (или) выявлено наличие антител IgM, они должны быть госпитализированы в медицинскую организацию. А лица, контактировавшие с ними, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению (п. 1.6 Методических рекомендаций МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленных Письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24, Письмо Роспотребнадзора от 17.08.2020 N 02/16825-2020-32).
(КонсультантПлюс, 2025)Если у работников, находящихся в обсерваторе перед направлением на вахту, положительный результат исследования на COVID-19 методом ПЦР и (или) выявлено наличие антител IgM, они должны быть госпитализированы в медицинскую организацию. А лица, контактировавшие с ними, подлежат изоляции и медицинскому наблюдению (п. 1.6 Методических рекомендаций МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленных Письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 N 02/8480-2020-24, Письмо Роспотребнадзора от 17.08.2020 N 02/16825-2020-32).
Нормативные акты
Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Рекомендации по организации работы обсерватора для лиц, прибывших из эпидемически неблагополучной территории по новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Рекомендации по организации работы обсерватора для лиц, прибывших из эпидемически неблагополучной территории по новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)
"МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020)
(ред. от 30.04.2020)- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление контактных лиц "близких" и "дальних", их изоляцию (на дому или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 дней с момента контакта с больным, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения) в соответствии с рекомендациями по лечению COVID-19, утвержденными Минздравом России);
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020)
(ред. от 30.04.2020)- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление контактных лиц "близких" и "дальних", их изоляцию (на дому или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 дней с момента контакта с больным, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения) в соответствии с рекомендациями по лечению COVID-19, утвержденными Минздравом России);
Статья: Уважительные и неуважительные причины для прогула
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)- при письменном отказе от работы в новых условиях сотрудника (в связи с изменением профиля работы медицинского учреждения и организацией на его базе работы обсерватора для изоляции и медицинского наблюдения за лицами, посетившими территории с неблагоприятной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции, что требовало наличия согласия работников на труд в новых условиях), воспользовавшегося правом на самозащиту (ч. 1 ст. 379 ТК РФ), а также с учетом того, что работодателем не были предприняты меры для ознакомления сотрудника с условиями работы в обсерваторе, разъяснения комплекса противоэпидемиологических мероприятий, проводимых работодателем для осуществления работы в обсерваторе во избежание опасности для жизни и здоровья работника (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 по делу N 88-14265/2021);
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)- при письменном отказе от работы в новых условиях сотрудника (в связи с изменением профиля работы медицинского учреждения и организацией на его базе работы обсерватора для изоляции и медицинского наблюдения за лицами, посетившими территории с неблагоприятной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции, что требовало наличия согласия работников на труд в новых условиях), воспользовавшегося правом на самозащиту (ч. 1 ст. 379 ТК РФ), а также с учетом того, что работодателем не были предприняты меры для ознакомления сотрудника с условиями работы в обсерваторе, разъяснения комплекса противоэпидемиологических мероприятий, проводимых работодателем для осуществления работы в обсерваторе во избежание опасности для жизни и здоровья работника (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 по делу N 88-14265/2021);
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В случае отсутствия у работодателя помещений для прохождения работниками, приехавшими для выполнения вахтовых работ, необходимой временной изоляции (обсервации) ее прохождение осуществляется в обсерваторах, ближайших к месту осуществления вахтовых работ.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В случае отсутствия у работодателя помещений для прохождения работниками, приехавшими для выполнения вахтовых работ, необходимой временной изоляции (обсервации) ее прохождение осуществляется в обсерваторах, ближайших к месту осуществления вахтовых работ.
Статья: Правовые проблемы разработки и внедрения механизмов защиты конституционных прав граждан в условиях пандемии COVID-19
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.