Общий трудовой стаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Общий трудовой стаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Стаж муниципальной службы (в том числе для назначения пенсии за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона... "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона... "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Размеры страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях""При замене периода ухода за ребенком на ИПК в соответствии с подпунктом части двенадцатой статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" из общего трудового стажа исключается весь период ухода за ребенком и 70 дней до его рождения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажаПонятие "общий трудовой стаж" применялось для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)В связи с этим, как представляется, необходимо учитывать место досрочно назначаемой пенсии по старости в пенсионной системе Российской Федерации. Это не самостоятельный вид страховой (трудовой) пенсии, а разновидность пенсии по старости, поэтому игнорировать данное принципиальное обстоятельство и рассматривать пониженный пенсионный возраст для такой пенсии в качестве не основного юридического факта, а всего лишь как факт - предпосылку для реализации права, сформированного трудовым стажем, - было бы ошибкой. В отношении любой пенсии по старости, даже досрочно назначаемой, пенсионный возраст является основным юридическим фактом - пусть и в совокупности со специальным страховым стажем и с пониженным общим трудовым стажем. Выделить среди этих трех юридических фактов базовый факт и предпосылку не представляется возможным - они все вместе имеют для льготной пенсии по старости правообразующее значение.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)В связи с этим, как представляется, необходимо учитывать место досрочно назначаемой пенсии по старости в пенсионной системе Российской Федерации. Это не самостоятельный вид страховой (трудовой) пенсии, а разновидность пенсии по старости, поэтому игнорировать данное принципиальное обстоятельство и рассматривать пониженный пенсионный возраст для такой пенсии в качестве не основного юридического факта, а всего лишь как факт - предпосылку для реализации права, сформированного трудовым стажем, - было бы ошибкой. В отношении любой пенсии по старости, даже досрочно назначаемой, пенсионный возраст является основным юридическим фактом - пусть и в совокупности со специальным страховым стажем и с пониженным общим трудовым стажем. Выделить среди этих трех юридических фактов базовый факт и предпосылку не представляется возможным - они все вместе имеют для льготной пенсии по старости правообразующее значение.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее десяти лет или не менее пяти лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимой оценки по профквалификации;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее десяти лет или не менее пяти лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимой оценки по профквалификации;
Статья: Исторический очерк правового регулирования наказаний, не связанных с изоляцией от общества по уголовному праву России
(Сафин Л.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Из мер ограничения трудовых прав осужденных стоит отметить: исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, увольнение с должности. Срок назначения исправительных работ без лишения свободы составлял, как правило, от двух месяцев до двух лет. Исправительные работы отбывались по месту жительства виновного лица либо по месту работы. Из заработной платы осужденного могли быть удержаны денежные средства в размере от 5 до 20% от получаемой суммы, что отражало имущественный характер карательной меры (ст. 27). Кроме того, исправительно-трудовое законодательство устанавливало в качестве дополнительного правоограничения лишение права увольнения с работы без специального разрешения, отказ в получении очередного отпуска. Период наложенных правоограничений или время, проведенное на исправительных работах, не засчитывались в общий трудовой стаж, что автоматически лишало лицо права на получение льгот по заработной плате и соответствующих надбавок [18, с. 69]. Можно сделать вывод о том, что в некоторой степени данные меры также имеют имущественный характер принуждения. Исключение могли составлять показатели добросовестной работы и примерного поведения, что не вызывало сомнения в исправлении осужденного лица и подтверждалось ходатайством общественной организации или трудового коллектива, где осужденный отбывал исправительные работы.
(Сафин Л.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Из мер ограничения трудовых прав осужденных стоит отметить: исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, увольнение с должности. Срок назначения исправительных работ без лишения свободы составлял, как правило, от двух месяцев до двух лет. Исправительные работы отбывались по месту жительства виновного лица либо по месту работы. Из заработной платы осужденного могли быть удержаны денежные средства в размере от 5 до 20% от получаемой суммы, что отражало имущественный характер карательной меры (ст. 27). Кроме того, исправительно-трудовое законодательство устанавливало в качестве дополнительного правоограничения лишение права увольнения с работы без специального разрешения, отказ в получении очередного отпуска. Период наложенных правоограничений или время, проведенное на исправительных работах, не засчитывались в общий трудовой стаж, что автоматически лишало лицо права на получение льгот по заработной плате и соответствующих надбавок [18, с. 69]. Можно сделать вывод о том, что в некоторой степени данные меры также имеют имущественный характер принуждения. Исключение могли составлять показатели добросовестной работы и примерного поведения, что не вызывало сомнения в исправлении осужденного лица и подтверждалось ходатайством общественной организации или трудового коллектива, где осужденный отбывал исправительные работы.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Статья: Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Напомним, что правила назначения пенсии за выслугу лет для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и приравненных к ним категорий достаточно просты: наличие выслуги не менее 20 лет дает право на получение пенсии в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением этого размера на 3% за каждый год свыше 20 лет, но в общей сложности не более 85% от сумм денежного довольствия. В том случае, если у военнослужащего нет требуемой выслуги (20 лет), то условия назначения пенсии несколько сложнее. В частности, для определения права на пенсию за выслугу лет имеют значение в совокупности несколько юридических фактов - основания увольнения с военной службы, возраст военнослужащего, а также предъявляются требования к минимальной выслуге лет и наличию трудового стажа: увольнение по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижение на день увольнения 45-летнего возраста, при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет выслуга лет. При таких условиях пенсия за выслугу лет назначается за 25 лет стажа в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением указанного размера на 1% за каждый полный год трудового стажа. При этом следует принимать во внимание то, что законодатель для расчета пенсии учитывает не все суммы денежного довольствия, а только оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию (оклад по специальному званию) без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях и ежемесячную надбавку (процентную надбавку за выслугу лет), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Более того, сумма денежного довольствия для расчета пенсии военнослужащим ограничивается и пока по-прежнему составляет 73,68%.
(Потапова Н.Д., Потапов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 11)Напомним, что правила назначения пенсии за выслугу лет для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и приравненных к ним категорий достаточно просты: наличие выслуги не менее 20 лет дает право на получение пенсии в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением этого размера на 3% за каждый год свыше 20 лет, но в общей сложности не более 85% от сумм денежного довольствия. В том случае, если у военнослужащего нет требуемой выслуги (20 лет), то условия назначения пенсии несколько сложнее. В частности, для определения права на пенсию за выслугу лет имеют значение в совокупности несколько юридических фактов - основания увольнения с военной службы, возраст военнослужащего, а также предъявляются требования к минимальной выслуге лет и наличию трудового стажа: увольнение по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижение на день увольнения 45-летнего возраста, при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет выслуга лет. При таких условиях пенсия за выслугу лет назначается за 25 лет стажа в размере 50% от сумм денежного довольствия с увеличением указанного размера на 1% за каждый полный год трудового стажа. При этом следует принимать во внимание то, что законодатель для расчета пенсии учитывает не все суммы денежного довольствия, а только оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию (оклад по специальному званию) без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях и ежемесячную надбавку (процентную надбавку за выслугу лет), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Более того, сумма денежного довольствия для расчета пенсии военнослужащим ограничивается и пока по-прежнему составляет 73,68%.
Ситуация: Что учитывается при назначении военной пенсии за выслугу лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лицо достигло 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12,5 лет составляет служба, и увольняется по достижении им предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лицо достигло 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12,5 лет составляет служба, и увольняется по достижении им предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Ситуация: Что понимается под валоризацией трудовых пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.01.2002 расчет трудовых пенсий по старости производился исходя из среднемесячного заработка и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж. При этом среднемесячный заработок определялся (по желанию обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. ст. 3, 16, 99, 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1; п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.01.2002 расчет трудовых пенсий по старости производился исходя из среднемесячного заработка и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж. При этом среднемесячный заработок определялся (по желанию обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. ст. 3, 16, 99, 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1; п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Приведенные выше примеры темпоральных норм Закона о страховых пенсиях свидетельствуют о том, что, наряду с нормальным действием пенсионного законодательства, для отдельных его положений характерна ультраактивность, отличающаяся известной спецификой. Так, Закон о трудовых пенсиях не был отменен и формально не утратил силу, были лишь установлены специальные правила его действия после 1 января 2015 г. Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", как ранее было сказано, утратил силу с 1 января 2002 г., но его отдельные положения были воспроизведены в ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, регулирующей порядок оценки пенсионных прав в качестве одного из элементов механизма исчисления размера пенсии. Это нормы, фиксирующие порядок определения стажевого коэффициента, подсчета общего трудового стажа в целях конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, исчисления расчетного размера трудовой пенсии для работников летного и летно-испытательного состава и т.д. По существу, речь здесь идет не об ультраактивном действии Закона, а о преемственности в развитии пенсионного законодательства.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Приведенные выше примеры темпоральных норм Закона о страховых пенсиях свидетельствуют о том, что, наряду с нормальным действием пенсионного законодательства, для отдельных его положений характерна ультраактивность, отличающаяся известной спецификой. Так, Закон о трудовых пенсиях не был отменен и формально не утратил силу, были лишь установлены специальные правила его действия после 1 января 2015 г. Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", как ранее было сказано, утратил силу с 1 января 2002 г., но его отдельные положения были воспроизведены в ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, регулирующей порядок оценки пенсионных прав в качестве одного из элементов механизма исчисления размера пенсии. Это нормы, фиксирующие порядок определения стажевого коэффициента, подсчета общего трудового стажа в целях конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, исчисления расчетного размера трудовой пенсии для работников летного и летно-испытательного состава и т.д. По существу, речь здесь идет не об ультраактивном действии Закона, а о преемственности в развитии пенсионного законодательства.
Статья: Смена наименования должности
(Игнатьева Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 10)- то при изменении названия должности с "секретаря руководителя" на "документоведа" общий трудовой стаж по профессии, специальности (направлению подготовки) сохраняется.
(Игнатьева Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 10)- то при изменении названия должности с "секретаря руководителя" на "документоведа" общий трудовой стаж по профессии, специальности (направлению подготовки) сохраняется.