Общие требования к расчету нормативных затрат
Подборка наиболее важных документов по запросу Общие требования к расчету нормативных затрат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 N 88-12799/2024 (УИД 77RS0021-02-2023-004220-80)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении затрат работодателя на обучение работника.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик на основании соглашения был направлен на обучение в частное профессиональное образовательное учреждение, после окончания обучения и заключения трудового договора ответчик не отработал предусмотренный договором срок.
Решение: Удовлетворено в части.Довод о том, что включение в расчет расходов по АУП и общехозяйственных расходов предусмотрено общим порядком расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, данные расходы являются составляющей расходов обучающей организации на оказание услуг обучения, также не влияют на законность обжалуемых судебных постановлений. Судами двух инстанций установлено, что расходы в той части, в которой судами отказано в удовлетворении исковых требований, обусловлены непосредственной деятельностью истца как авиаперевозчика и не могут быть признаны затратами на обучение ответчика, доказательств иного работодателем суду не представлено.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении затрат работодателя на обучение работника.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик на основании соглашения был направлен на обучение в частное профессиональное образовательное учреждение, после окончания обучения и заключения трудового договора ответчик не отработал предусмотренный договором срок.
Решение: Удовлетворено в части.Довод о том, что включение в расчет расходов по АУП и общехозяйственных расходов предусмотрено общим порядком расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, данные расходы являются составляющей расходов обучающей организации на оказание услуг обучения, также не влияют на законность обжалуемых судебных постановлений. Судами двух инстанций установлено, что расходы в той части, в которой судами отказано в удовлетворении исковых требований, обусловлены непосредственной деятельностью истца как авиаперевозчика и не могут быть признаны затратами на обучение ответчика, доказательств иного работодателем суду не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Приказ Минобрнауки от 26.03.2021 N 209 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением" (Нормативные затраты, определяемые с соблюдением Общих требований, утв. данным документом, применяются при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания начиная с формирования заданий на 2022 и плановый период 2023 и 2024);
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Приказ Минобрнауки от 26.03.2021 N 209 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением" (Нормативные затраты, определяемые с соблюдением Общих требований, утв. данным документом, применяются при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания начиная с формирования заданий на 2022 и плановый период 2023 и 2024);
Вопрос: Об осуществлении АО - получателем субсидии из бюджета субъекта РФ раздельного учета расходов на оплату труда работников, осуществляемых за счет субсидии и средств от коммерческой деятельности.
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-12-10/131294)размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии) (подпункт "д" пункта 3 Общих требований);
(Письмо Минфина России от 25.12.2024 N 02-12-10/131294)размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии) (подпункт "д" пункта 3 Общих требований);
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.16. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.16. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")13. Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")13. Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Готовое решение: Какой порядок определения учреждением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ)
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете нормативных затрат используйте Методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, доведенные Письмом Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180.
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете нормативных затрат используйте Методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, доведенные Письмом Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180.
Вопрос: Об использовании субсидии на возмещение недополученных доходов и финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
(Письмо Минфина России от 15.11.2023 N 02-12-12/109078)Кроме того, согласно положению подпункта "д" пункта 5 Общих требований в правовом акте указываются размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете (решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования или местной администрации).
(Письмо Минфина России от 15.11.2023 N 02-12-12/109078)Кроме того, согласно положению подпункта "д" пункта 5 Общих требований в правовом акте указываются размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете (решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования или местной администрации).
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг телефонной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При планировании закупки учтите требования нормирования. В частности, для федеральных заказчиков действуют нормативы, применяемые при расчете нормативных затрат на закупку услуг подвижной связи. Кроме того, на федеральном уровне, закупая услуги мобильной связи по коду ОКПД2 61.20.11 "Услуги подвижной связи общего пользования - обеспечение доступа и поддержка пользователя", руководствуйтесь ведомственными актами, разработанными на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927, и определяющими требования к характеристикам услуг (абз. 4 п. 2 указанных Правил, п. 19 Обязательного перечня, утвержденного в их составе). Если вы закупаете услуги для нужд субъекта или муниципального образования, руководствуйтесь правилами нормирования соответствующего уровня.
(КонсультантПлюс, 2025)При планировании закупки учтите требования нормирования. В частности, для федеральных заказчиков действуют нормативы, применяемые при расчете нормативных затрат на закупку услуг подвижной связи. Кроме того, на федеральном уровне, закупая услуги мобильной связи по коду ОКПД2 61.20.11 "Услуги подвижной связи общего пользования - обеспечение доступа и поддержка пользователя", руководствуйтесь ведомственными актами, разработанными на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927, и определяющими требования к характеристикам услуг (абз. 4 п. 2 указанных Правил, п. 19 Обязательного перечня, утвержденного в их составе). Если вы закупаете услуги для нужд субъекта или муниципального образования, руководствуйтесь правилами нормирования соответствующего уровня.
Ситуация: Какие документы о нормировании в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ принимаются на муниципальном уровне
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Документ разрабатывается на основании Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (далее - Общие правила N 1047). В нем согласно п. 5 Общих правил N 1047 необходимо отразить:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Документ разрабатывается на основании Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (далее - Общие правила N 1047). В нем согласно п. 5 Общих правил N 1047 необходимо отразить:
Вопрос: Об установлении в правовом акте, регулирующем предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг, размера субсидии и порядка его расчета, а также порядка и сроков возврата средств субсидий.
(Письмо Минфина России от 06.03.2024 N 02-17-07/20358)В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 общих требований в правовом акте указываются размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии).
(Письмо Минфина России от 06.03.2024 N 02-17-07/20358)В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 общих требований в правовом акте указываются размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии).
Статья: Расчет нормативных затрат в образовательных учреждениях в 2025 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Пунктами 10, 11 и 51 Общих требований N 662 установлены перечень затрат, учитываемых при расчете базового норматива затрат на оказание образовательной услуги, и перечень показателей и особенностей отраслевой специфики, на основании которых определяются отраслевые корректирующие коэффициенты.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Пунктами 10, 11 и 51 Общих требований N 662 установлены перечень затрат, учитываемых при расчете базового норматива затрат на оказание образовательной услуги, и перечень показателей и особенностей отраслевой специфики, на основании которых определяются отраслевые корректирующие коэффициенты.