Общие начала землепользования и землеустройства
Подборка наиболее важных документов по запросу Общие начала землепользования и землеустройства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 сентября 1931 г. "Об изменении ст. 20 Общих начал землепользования и землеустройства" указанная статья 20 была изменена и теперь уже закрепляла следующее положение: землеустройство вновь возникающих колхозов, а также вызываемое возникновение новых колхозов и расширение колхозных площадей, землеустройство бедняцких и маломощных середняцких хозяйств, еще не вошедших в колхозы, принимается на государственный счет. За исполнение же землеустроительных действий для колхозов, земли которым ранее отведены, а также для других землепользователей может быть устанавливаема плата в порядке законодательства союзных республик. Хозяйственно не окрепшим старым колхозам, в составе которых преобладают бедняцкие и маломощные середняцкие хозяйства, предоставляются для покрытия расходов по землеустройству долгосрочные ссуды, размер и порядок предоставления которых определяется Наркомфином СССР совместно с Наркомземом СССР и Колхозцентром СССР <9>.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 сентября 1931 г. "Об изменении ст. 20 Общих начал землепользования и землеустройства" указанная статья 20 была изменена и теперь уже закрепляла следующее положение: землеустройство вновь возникающих колхозов, а также вызываемое возникновение новых колхозов и расширение колхозных площадей, землеустройство бедняцких и маломощных середняцких хозяйств, еще не вошедших в колхозы, принимается на государственный счет. За исполнение же землеустроительных действий для колхозов, земли которым ранее отведены, а также для других землепользователей может быть устанавливаема плата в порядке законодательства союзных республик. Хозяйственно не окрепшим старым колхозам, в составе которых преобладают бедняцкие и маломощные середняцкие хозяйства, предоставляются для покрытия расходов по землеустройству долгосрочные ссуды, размер и порядок предоставления которых определяется Наркомфином СССР совместно с Наркомземом СССР и Колхозцентром СССР <9>.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Участковое землеустройство, начавшись скромной цифрой в 1907 году, довольно быстро возрастало с каждым годом первого пятилетия. Таким образом, можно выделить три периода: землеустройство по Указу 9 ноября 1906 г. в течение первых пяти лет, мирные три года (1912 - 1914) действия положения 29 мая 1911 г. и два года войны. В последние годы расширявшийся ранее процесс образования участковых хозяйств резко упал под влиянием войны. В общем за десять лет около 10% надельных крестьянских хозяйств перешли к участковому землепользованию. Кроме того, начиная с 1907 года участковые формы земельного устройства интенсивно проводились при продаже земель казны и крестьянского банка.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Участковое землеустройство, начавшись скромной цифрой в 1907 году, довольно быстро возрастало с каждым годом первого пятилетия. Таким образом, можно выделить три периода: землеустройство по Указу 9 ноября 1906 г. в течение первых пяти лет, мирные три года (1912 - 1914) действия положения 29 мая 1911 г. и два года войны. В последние годы расширявшийся ранее процесс образования участковых хозяйств резко упал под влиянием войны. В общем за десять лет около 10% надельных крестьянских хозяйств перешли к участковому землепользованию. Кроме того, начиная с 1907 года участковые формы земельного устройства интенсивно проводились при продаже земель казны и крестьянского банка.
Нормативные акты
"Отвод и изъятие земельных участков (в городах и поселках городского типа)"
(утв. Госстроем СССР)<1> "Общие начала землепользования и землеустройства" (СЗ СССР, 1928, N 69, ст. 642).
(утв. Госстроем СССР)<1> "Общие начала землепользования и землеустройства" (СЗ СССР, 1928, N 69, ст. 642).
"Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917 - 1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)"
(подготовлен ЦГА РСФСР)Специальная Конституционная комиссия, созданная Президиумом ЦИКа СССР в январе 1923 г., приступила к разработке Конституции СССР. С принятием ее 31 января 1924 г. в ведение верховных органов СССР отошли такие вопросы, как руководство внешней политикой и вооруженными силами, транспортом и почтово-телеграфным делом, разработка основных планов народного хозяйства Союза ССР, утверждение единого государственного бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и судопроизводства, законов о труде и др. <1>. Компетенция высших органов государственной власти и органов управления РСФСР была ограничена территорией лишь этой республики.
(подготовлен ЦГА РСФСР)Специальная Конституционная комиссия, созданная Президиумом ЦИКа СССР в январе 1923 г., приступила к разработке Конституции СССР. С принятием ее 31 января 1924 г. в ведение верховных органов СССР отошли такие вопросы, как руководство внешней политикой и вооруженными силами, транспортом и почтово-телеграфным делом, разработка основных планов народного хозяйства Союза ССР, утверждение единого государственного бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы, общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и судопроизводства, законов о труде и др. <1>. Компетенция высших органов государственной власти и органов управления РСФСР была ограничена территорией лишь этой республики.
Статья: 16 тезисов по эволюции основ и содержанию нормативного регулирования правового режима земель промышленности в РФ
(Трифонов А.С.)
("Юрист", 2005, N 9)<*> Земельный кодекс РСФСР от 20 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 26. Ст. 304; Положение о земельных распорядках в городах, утвержденное Декретом ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1925. N 27. Ст. 188; Общие начала землепользования и землеустройства (далее - Общие начала), утверждены Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. // СЗ СССР. 1928. N 69. Ст. 641.
(Трифонов А.С.)
("Юрист", 2005, N 9)<*> Земельный кодекс РСФСР от 20 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 26. Ст. 304; Положение о земельных распорядках в городах, утвержденное Декретом ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1925. N 27. Ст. 188; Общие начала землепользования и землеустройства (далее - Общие начала), утверждены Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. // СЗ СССР. 1928. N 69. Ст. 641.
Статья: Колхозное право в СССР в 30-е годы XX века
(Берлявский Л.Г., Бондарев В.А.)
("История государства и права", 2014, N 12)С конца 20-х гг. начинается новый период развития колхозного права. Проходивший в 1927 г. XV съезд ВКП(б) поставил перед органами власти задачу перехода к массовой коллективизации крестьянских хозяйств. В принятых ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. "Общих началах землепользования и землеустройства СССР" указывалось в этой связи, что основной задачей при проведении землеустройства и организации землепользования является "развитие производительных сил сельского хозяйства, с обеспечением все большего усиления в нем социалистического строительства" <11>. В данном нормативном акте были закреплены также право трудящихся на землю, меры поощрения коллективных форм землепользования, нормы по аренде земли трудового пользования и найму труда в сельском хозяйстве. Все это усиливало нажим на кулачество, но в рамках политики его ограничения и вытеснения, а не полной ликвидации, как произошло позднее.
(Берлявский Л.Г., Бондарев В.А.)
("История государства и права", 2014, N 12)С конца 20-х гг. начинается новый период развития колхозного права. Проходивший в 1927 г. XV съезд ВКП(б) поставил перед органами власти задачу перехода к массовой коллективизации крестьянских хозяйств. В принятых ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. "Общих началах землепользования и землеустройства СССР" указывалось в этой связи, что основной задачей при проведении землеустройства и организации землепользования является "развитие производительных сил сельского хозяйства, с обеспечением все большего усиления в нем социалистического строительства" <11>. В данном нормативном акте были закреплены также право трудящихся на землю, меры поощрения коллективных форм землепользования, нормы по аренде земли трудового пользования и найму труда в сельском хозяйстве. Все это усиливало нажим на кулачество, но в рамках политики его ограничения и вытеснения, а не полной ликвидации, как произошло позднее.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Значительная часть земель была отнесена к категориям, установленным в настоящее время ст. 7 Земельного кодекса РФ, в период проведения в нашей стране земельной реформы начала 90-х гг., включавшей реорганизацию крупнейших землепользователей - колхозов и совхозов, перераспределение и приватизацию их земель. В период с 1992 по 1995 г. осуществлялась массовая подготовка проектов землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов, включавших в том числе объемные картографические материалы, в соответствии с которыми колхозные или совхозные земли передавались:
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Значительная часть земель была отнесена к категориям, установленным в настоящее время ст. 7 Земельного кодекса РФ, в период проведения в нашей стране земельной реформы начала 90-х гг., включавшей реорганизацию крупнейших землепользователей - колхозов и совхозов, перераспределение и приватизацию их земель. В период с 1992 по 1995 г. осуществлялась массовая подготовка проектов землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов, включавших в том числе объемные картографические материалы, в соответствии с которыми колхозные или совхозные земли передавались:
Статья: Развитие законодательства о городских лесах
(Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2012, N 1)Лесной кодекс РСФСР 1923 г. признавал городские леса частью единого государственного лесного фонда <6>, в то время как Земельный кодекс РСФСР от 30 октября 1922 г. <7> включал все земли внутри действующей городской черты в состав городских угодий. Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г., признавали городскими землями земли, находящиеся внутри городской черты, за исключением земель специального назначения (предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений и предприятий и общественных организаций для их специальных целей, не сельскохозяйственного характера).
(Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2012, N 1)Лесной кодекс РСФСР 1923 г. признавал городские леса частью единого государственного лесного фонда <6>, в то время как Земельный кодекс РСФСР от 30 октября 1922 г. <7> включал все земли внутри действующей городской черты в состав городских угодий. Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г., признавали городскими землями земли, находящиеся внутри городской черты, за исключением земель специального назначения (предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений и предприятий и общественных организаций для их специальных целей, не сельскохозяйственного характера).
"Кодификация российского частного права 2015"
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2015)Последующие кодификации земельного законодательства также были направлены на совершенствование главным образом публичных методов регулирования земельных отношений. Их в советский период проведено было три. Каждая из них завершалась принятием самостоятельного правового акта(ов): а) Земельного кодекса в РСФСР 1922 г.; б) Общих начал землепользования и землеустройства 15 декабря 1928 г. <1>; в) составивших единую кодификацию Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1968 г. <2> и Земельного кодекса РСФСР в 1970 г. <3>.
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2015)Последующие кодификации земельного законодательства также были направлены на совершенствование главным образом публичных методов регулирования земельных отношений. Их в советский период проведено было три. Каждая из них завершалась принятием самостоятельного правового акта(ов): а) Земельного кодекса в РСФСР 1922 г.; б) Общих начал землепользования и землеустройства 15 декабря 1928 г. <1>; в) составивших единую кодификацию Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1968 г. <2> и Земельного кодекса РСФСР в 1970 г. <3>.
"Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды: проблемы реализации: Монография"
(Тихомирова Л.А.)
("АТИСО", 2008)В 1924 году была принята первая Конституция СССР <17>, которая в п. 1 относила к предмету ведения верховных органов власти СССР (Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет Союза ССР) установление общих начал землеустройства, землепользования, пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР. Аналогичные правовые предписания содержались и в п. "с" ст. 14 Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. <18>, которая в числе других объектов исключительной государственной социалистической собственности включала также землю, ее недра, воды, леса, т.е. все основные компоненты природных ресурсов. Так, согласно ст. 6 Конституции СССР 1936 г. "земля, ее недра, воды, леса являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием". Примечательно, что ни в Конституции СССР 1924 г., ни в Конституции СССР 1936 г. не было упоминания ни об охране окружающей среды как самостоятельной функции государства, ни о законодательстве об охране окружающей среды как отрасли законодательства. Природоресурсные нормы же ограничивались установлением общих начал и формой государственной собственности.
(Тихомирова Л.А.)
("АТИСО", 2008)В 1924 году была принята первая Конституция СССР <17>, которая в п. 1 относила к предмету ведения верховных органов власти СССР (Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет Союза ССР) установление общих начал землеустройства, землепользования, пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР. Аналогичные правовые предписания содержались и в п. "с" ст. 14 Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. <18>, которая в числе других объектов исключительной государственной социалистической собственности включала также землю, ее недра, воды, леса, т.е. все основные компоненты природных ресурсов. Так, согласно ст. 6 Конституции СССР 1936 г. "земля, ее недра, воды, леса являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием". Примечательно, что ни в Конституции СССР 1924 г., ни в Конституции СССР 1936 г. не было упоминания ни об охране окружающей среды как самостоятельной функции государства, ни о законодательстве об охране окружающей среды как отрасли законодательства. Природоресурсные нормы же ограничивались установлением общих начал и формой государственной собственности.
Статья: Разрешенное использование земельных участков: термины и определения
(Бандорин Л.Е.)
("Экологическое право", 2012, N 4)Как отмечается в литературе, с принятием в 1928 г. Общих начал землепользования и землеустройства <8> "для всех категорий земель были установлены правовые режимы, соответствовавшие экономическому и политическому значению различных способов и форм использования земли" <9>. Однако способы использования земли не были описаны. Можно только отметить некоторые новации в структурировании земельного фонда, которые заложили проблемы, не решенные до сих пор: "...в 1929 году было установлено, что земли промышленных предприятий в городах относятся к городским селитебным землям, а не к землям, предоставленным промышленности" <10>.
(Бандорин Л.Е.)
("Экологическое право", 2012, N 4)Как отмечается в литературе, с принятием в 1928 г. Общих начал землепользования и землеустройства <8> "для всех категорий земель были установлены правовые режимы, соответствовавшие экономическому и политическому значению различных способов и форм использования земли" <9>. Однако способы использования земли не были описаны. Можно только отметить некоторые новации в структурировании земельного фонда, которые заложили проблемы, не решенные до сих пор: "...в 1929 году было установлено, что земли промышленных предприятий в городах относятся к городским селитебным землям, а не к землям, предоставленным промышленности" <10>.
"Кодификация российского частного права 2019"
(под ред. Д.А. Медведева)
("Статут", 2019)Последующие кодификации земельного законодательства также были направлены на совершенствование главным образом публичных методов регулирования земельных отношений. Их в советский период проведено было три. Каждая из них завершалась принятием самостоятельного правового акта(-ов): а) Земельного кодекса РСФСР 1922 г.; б) Общих начал землепользования и землеустройства 15 декабря 1928 г. <1>; в) составивших единую кодификацию Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. <2> и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. <3>.
(под ред. Д.А. Медведева)
("Статут", 2019)Последующие кодификации земельного законодательства также были направлены на совершенствование главным образом публичных методов регулирования земельных отношений. Их в советский период проведено было три. Каждая из них завершалась принятием самостоятельного правового акта(-ов): а) Земельного кодекса РСФСР 1922 г.; б) Общих начал землепользования и землеустройства 15 декабря 1928 г. <1>; в) составивших единую кодификацию Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. <2> и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. <3>.
Статья: О методологии природоресурсных отраслей права
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2018, N 1)После образования Союза ССР земля и другие природные ресурсы были признаны собственностью государства в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1925 г. <9>, Лесном кодексе РСФСР 1923 г. <10>, Горном положении Союза ССР 1927 г. <11>, Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. <12>.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2018, N 1)После образования Союза ССР земля и другие природные ресурсы были признаны собственностью государства в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1925 г. <9>, Лесном кодексе РСФСР 1923 г. <10>, Горном положении Союза ССР 1927 г. <11>, Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. <12>.
Статья: Рецепция норм зарубежного права - метод развития цивилистической мысли
(Крассов О.И.)
("Экологическое право", 2013, N 3)В отличие от доктрины гражданского права современная концепция земельного права, как, впрочем, и вся система земельного законодательства, - это результат огромной, творческой и практической работы большого числа представителей науки земельного права в течение почти столетия. Причем земельное право в нашей стране развивалось самостоятельно, возможно, потому, что не существовало каких-либо аналогов в зарубежном праве. Не было источников для заимствования. Вряд ли кто-то сможет найти примеры откровенной рецепции норм иностранного права в Земельном кодексе РСФСР от 30 октября 1922 г., Общих началах землепользования и землеустройства от 15 декабря 1928 г., Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г., Земельном кодексе РСФСР от 1 июля 1970 г., Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г., Земельном кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 г. или в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 г. Вместо этого земельное право России - источник заимствования во многих законодательных актах стран СНГ, отчетливые следы влияния российского земельного права легко можно обнаружить в современном праве некоторых бывших социалистических стран. Поэтому вызывает некоторое удивление оценка представителей гражданского права "отечественной земельно-правовой доктрины, как еще в прежнее время, привыкшей в основном "вариться в собственном соку" <39>. Между тем земельное законодательство работает, сложилась солидная правоприменительная практика. В земельном законодательстве, как и в иных отраслях, есть недостатки и пробелы, которые без особых проблем можно устранить и восполнить, вместо того чтобы закреплять в российском праве давно уже признанную безнадежно устаревшей систему "вещных прав", которая подвергается острой критике в зарубежной юридической литературе.
(Крассов О.И.)
("Экологическое право", 2013, N 3)В отличие от доктрины гражданского права современная концепция земельного права, как, впрочем, и вся система земельного законодательства, - это результат огромной, творческой и практической работы большого числа представителей науки земельного права в течение почти столетия. Причем земельное право в нашей стране развивалось самостоятельно, возможно, потому, что не существовало каких-либо аналогов в зарубежном праве. Не было источников для заимствования. Вряд ли кто-то сможет найти примеры откровенной рецепции норм иностранного права в Земельном кодексе РСФСР от 30 октября 1922 г., Общих началах землепользования и землеустройства от 15 декабря 1928 г., Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г., Земельном кодексе РСФСР от 1 июля 1970 г., Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г., Земельном кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 г. или в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 г. Вместо этого земельное право России - источник заимствования во многих законодательных актах стран СНГ, отчетливые следы влияния российского земельного права легко можно обнаружить в современном праве некоторых бывших социалистических стран. Поэтому вызывает некоторое удивление оценка представителей гражданского права "отечественной земельно-правовой доктрины, как еще в прежнее время, привыкшей в основном "вариться в собственном соку" <39>. Между тем земельное законодательство работает, сложилась солидная правоприменительная практика. В земельном законодательстве, как и в иных отраслях, есть недостатки и пробелы, которые без особых проблем можно устранить и восполнить, вместо того чтобы закреплять в российском праве давно уже признанную безнадежно устаревшей систему "вещных прав", которая подвергается острой критике в зарубежной юридической литературе.