Общераспространенные полезные ископаемые Нижегородской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Общераспространенные полезные ископаемые Нижегородской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2025 N 301-ЭС25-4497 по делу N А43-8273/2024
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании действий уполномоченного органа незаконными в части отказа в принятии заявления общества на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку права общества не нарушены, так как факт пропуска указанного срока установлен и так как общество не лишено права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона на предоставление участка недр.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды исследовали и оценили представленные в материалы доказательства, правильно применили нормы материального права, Порядок предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их разведки и добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 307 (далее - Порядок), и исходили из того, что заявка Общества на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых (строительный песок) была правомерно отклонена Министерством на основании пункта 2.3 Порядка, как поданная с нарушением установленного пунктом 2.2 Порядка срока.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании действий уполномоченного органа незаконными в части отказа в принятии заявления общества на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку права общества не нарушены, так как факт пропуска указанного срока установлен и так как общество не лишено права обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона на предоставление участка недр.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды исследовали и оценили представленные в материалы доказательства, правильно применили нормы материального права, Порядок предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их разведки и добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 г. N 307 (далее - Порядок), и исходили из того, что заявка Общества на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых (строительный песок) была правомерно отклонена Министерством на основании пункта 2.3 Порядка, как поданная с нарушением установленного пунктом 2.2 Порядка срока.
Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2019 N 301-ЭС19-12003 по делу N А43-25704/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения учреждения об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ и об обязании учреждения устранить допущенное нарушение.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку, не обладая соответствующей лицензией и не располагая информацией о навигационно-гидрографическом обеспечении условий плавания судов, общество в отсутствие оснований самостоятельно составило план русловой съемки месторождения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судья Верховного Суда Российской Федерации Маненков А.Н., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промресурс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2019 по делу N А43-25704/2018 по заявлению общества к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 04.06.2018 об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации и об обязании учреждения устранить допущенные нарушения - рассмотреть по существу заявление общества на согласование добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, на месторождении "Усть-Камское", расположенном на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Камы без учета неправомерной необоснованной позиции об исключительной компетенции администрации бассейна внутренних водных путей составлять планы русловой съемки части внутреннего водного пути для согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации,
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения учреждения об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ и об обязании учреждения устранить допущенное нарушение.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку, не обладая соответствующей лицензией и не располагая информацией о навигационно-гидрографическом обеспечении условий плавания судов, общество в отсутствие оснований самостоятельно составило план русловой съемки месторождения.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судья Верховного Суда Российской Федерации Маненков А.Н., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промресурс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2019 по делу N А43-25704/2018 по заявлению общества к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 04.06.2018 об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации и об обязании учреждения устранить допущенные нарушения - рассмотреть по существу заявление общества на согласование добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, на месторождении "Усть-Камское", расположенном на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Камы без учета неправомерной необоснованной позиции об исключительной компетенции администрации бассейна внутренних водных путей составлять планы русловой съемки части внутреннего водного пути для согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации,
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность за преступления в сфере незаконной добычи и использования общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод
(Майорова Е.И., Улейчик В.В., Яковлева Л.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции Российской Федерации <2>, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 9 декабря 2008 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области" <3>, Закон Московской области от 27 апреля 2012 г. N 39/2012-ОЗ (ред. от 20.03.2020) "О порядке предоставления участков недр местного значения" <4> и т.д.
(Майорова Е.И., Улейчик В.В., Яковлева Л.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции Российской Федерации <2>, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 9 декабря 2008 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области" <3>, Закон Московской области от 27 апреля 2012 г. N 39/2012-ОЗ (ред. от 20.03.2020) "О порядке предоставления участков недр местного значения" <4> и т.д.
"Экологическое право: Учебник"
(Демичев А.А., Грачева О.С.)
("Прометей", 2017)Основным нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), который содержит понятие недр, закрепляет особенности пользования недрами, государственного регулирования в сфере недропользования, установления и взимания платы за пользование недрами и т.д. Правовое регулирование отношений в данной сфере также регулируется иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, например Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", Приказом Роскомнедра от 08.11.1995 N 131 "Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр" и т.д. Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции РФ, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например, распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 09.12.2008 "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области", Закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения" и т.д.
(Демичев А.А., Грачева О.С.)
("Прометей", 2017)Основным нормативно-правовым актом в сфере использования и охраны недр является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), который содержит понятие недр, закрепляет особенности пользования недрами, государственного регулирования в сфере недропользования, установления и взимания платы за пользование недрами и т.д. Правовое регулирование отношений в данной сфере также регулируется иными федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств, например Федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", Приказом Роскомнедра от 08.11.1995 N 131 "Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр" и т.д. Субъекты Российской Федерации, пользуясь своим правом, закрепленным в ст. 72 Конституции РФ, принимают нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования, например, распоряжение Минприроды РФ N 48-р, правительства Нижегородской области N 2329-р от 09.12.2008 "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области", Закон Московской области от 27.04.2012 N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения" и т.д.
Нормативные акты
Статья: Гармонизация законодательства как форма взаимодействия органов власти и управления субъектов Федерации
(Пшеничнов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 2)- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения;
(Пшеничнов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 2)- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений городского значения;
Вопрос: О размере рентного коэффициента для определения ставки НДПИ при добыче песков формовочных в Нижегородской области.
(Письмо Минфина России от 31.08.2021 N 03-06-06-01/70236)Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области, утвержденный распоряжением Минприроды России и Правительства Нижегородской области от 09.12.2008 N 48-р/2329-р, относит к общераспространенным полезным ископаемым, добываемым на территории Нижегородской области, пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).
(Письмо Минфина России от 31.08.2021 N 03-06-06-01/70236)Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Нижегородской области, утвержденный распоряжением Минприроды России и Правительства Нижегородской области от 09.12.2008 N 48-р/2329-р, относит к общераспространенным полезным ископаемым, добываемым на территории Нижегородской области, пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).
Статья: Чем чревата безлицензионная добыча полезных ископаемых?
(Столяров Д.А.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12)Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.
(Столяров Д.А.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 12)Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.