Общепризнанные принципы и нормы международного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Общепризнанные принципы и нормы международного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 108 УПК РФОбзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ при рассмотрении уголовных дел (утв. Президиумом ВС РФ 08.12.2021)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Международный обычай в российской правовой системе
(Ромашев Ю.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)1. Соотношение понятий "общепризнанные принципы и нормы
(Ромашев Ю.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)1. Соотношение понятий "общепризнанные принципы и нормы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, но не по отношению к Федеральным конституционным законам и Основному закону (Конституции РФ).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)В силу ст. 15 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и обладают высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, но не по отношению к Федеральным конституционным законам и Основному закону (Конституции РФ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как уже отмечалось, каждому гражданину гарантировано право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления лично, а также направлять в данные органы индивидуальные и коллективные обращения (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Аналогичные права гарантированы Всеобщей декларацией прав человека (ст. 19, п. 1 ст. 21) <137>, Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 19, п. "a" ст. 25) <138> и Декларацией прав и свобод человека и гражданина (ст. 21) <139>. Следует учитывать, что нормой ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а международный договор Российской Федерации имеет приоритетное применение по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации, но не Конституции.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как уже отмечалось, каждому гражданину гарантировано право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления лично, а также направлять в данные органы индивидуальные и коллективные обращения (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Аналогичные права гарантированы Всеобщей декларацией прав человека (ст. 19, п. 1 ст. 21) <137>, Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 19, п. "a" ст. 25) <138> и Декларацией прав и свобод человека и гражданина (ст. 21) <139>. Следует учитывать, что нормой ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а международный договор Российской Федерации имеет приоритетное применение по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации, но не Конституции.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры России, так же как и общепризнанные принципы и нормы международного права, определены в качестве составной части правовой системы России. Как установлено там же, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Такая же норма была закреплена в ст. 8 "Международные договоры СССР" Закона СССР о вывозе, пересылке и истребовании личных документов: если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, применяются правила международного договора.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры России, так же как и общепризнанные принципы и нормы международного права, определены в качестве составной части правовой системы России. Как установлено там же, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Такая же норма была закреплена в ст. 8 "Международные договоры СССР" Закона СССР о вывозе, пересылке и истребовании личных документов: если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, применяются правила международного договора.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Исследователь Н.А. Горлова [2] также выделяет международные договоры и соглашения, общепризнанные принципы и нормы международного права в системе правового регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Автором отмечена важная идея, заключающаяся в том, что МСФООС и федеральные стандарты бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора должны находиться на второй ступени нормативного регулирования учета. Таким образом, ученый определяет место МСФООС в системе нормативного регулирования учета и отчетности. При этом с нашей точки зрения, если федеральные стандарты, утвержденные уполномоченным органом, действительно являются регулятором в области ведения учета и формирования отчетности, то отражение на данном уровне международных стандартов не совсем целесообразно. Они выступают основой для разработки национальных стандартов, но не имеют юридической значимости на территории России. Исходя из этого можно предположить необходимость их отражения на отдельном, обособленном уровне.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Исследователь Н.А. Горлова [2] также выделяет международные договоры и соглашения, общепризнанные принципы и нормы международного права в системе правового регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Автором отмечена важная идея, заключающаяся в том, что МСФООС и федеральные стандарты бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора должны находиться на второй ступени нормативного регулирования учета. Таким образом, ученый определяет место МСФООС в системе нормативного регулирования учета и отчетности. При этом с нашей точки зрения, если федеральные стандарты, утвержденные уполномоченным органом, действительно являются регулятором в области ведения учета и формирования отчетности, то отражение на данном уровне международных стандартов не совсем целесообразно. Они выступают основой для разработки национальных стандартов, но не имеют юридической значимости на территории России. Исходя из этого можно предположить необходимость их отражения на отдельном, обособленном уровне.