Общее покровительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Общее покровительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Могут ли госслужащие получать подарки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)общее покровительство или попустительство по службе;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)общее покровительство или попустительство по службе;
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
(ред. от 17.11.2025)1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)По смыслу закона получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за бездействие, которое входит в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки или коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанное бездействие.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)По смыслу закона получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за бездействие, которое входит в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки или коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанное бездействие.
Статья: Взятка: вопросы квалификации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 290 УК РФ под получением взятки понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 290 УК РФ под получением взятки понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Статья: Уголовно-правовой статус лиц, участвующих в государственной аттестации научных кадров
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)Следует акцентировать внимание на отсутствии признаков взяточничества в случае только написания научным руководителем соискателю за материальное вознаграждение текста диссертации и публикаций. Взятка не может быть получена за совершение профессиональных действий, за проведение научного исследования и оформление его результатов. Поэтому небезупречно содержание приговора, согласно которому руководитель получил взятку от аспиранта "за обеспечение успешного прохождения обучения К.1 в аспирантуре путем частичной подготовки за него диссертационной работы, обязательных научных статей и обеспечения их публикации в печатных изданиях, отчетов об исполнении индивидуального плана обучения, а также обеспечения прохождения К.1 промежуточных и окончательных аттестаций, дачи положительных отзывов о ходе и результатах его обучения в аспирантуре, результатах выполнения индивидуального учебного плана за отчетный период" <10>. Признаками предполагаемого общего покровительства здесь являются обеспечение прохождения промежуточных и государственной аттестаций, утверждение отчета об исполнении индивидуального учебного плана.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)Следует акцентировать внимание на отсутствии признаков взяточничества в случае только написания научным руководителем соискателю за материальное вознаграждение текста диссертации и публикаций. Взятка не может быть получена за совершение профессиональных действий, за проведение научного исследования и оформление его результатов. Поэтому небезупречно содержание приговора, согласно которому руководитель получил взятку от аспиранта "за обеспечение успешного прохождения обучения К.1 в аспирантуре путем частичной подготовки за него диссертационной работы, обязательных научных статей и обеспечения их публикации в печатных изданиях, отчетов об исполнении индивидуального плана обучения, а также обеспечения прохождения К.1 промежуточных и окончательных аттестаций, дачи положительных отзывов о ходе и результатах его обучения в аспирантуре, результатах выполнения индивидуального учебного плана за отчетный период" <10>. Признаками предполагаемого общего покровительства здесь являются обеспечение прохождения промежуточных и государственной аттестаций, утверждение отчета об исполнении индивидуального учебного плана.
Статья: "Чужая колея". Верховный Суд РФ в очередной раз круто изменил траекторию движения уголовного дела: что проглядели нижестоящие судебные инстанции?
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)Казалось бы, все просто и ясно: должностное лицо - Пешков от своего заместителя получил взятку в виде незаконных услуг имущественного характера за общее покровительство по службе (ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса РФ; далее - УК РФ). Дача взятки Пешкову осуществлена Дубцом (ч. 1 ст. 291 УК РФ). Для того чтобы не расходовать свои средства на ТО чужой машины, руководитель ТЦ (Дубец) пошел на второе преступление - растрату вверенного ему имущества (ч. 3 ст. 160 УК РФ).
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 1)Казалось бы, все просто и ясно: должностное лицо - Пешков от своего заместителя получил взятку в виде незаконных услуг имущественного характера за общее покровительство по службе (ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса РФ; далее - УК РФ). Дача взятки Пешкову осуществлена Дубцом (ч. 1 ст. 291 УК РФ). Для того чтобы не расходовать свои средства на ТО чужой машины, руководитель ТЦ (Дубец) пошел на второе преступление - растрату вверенного ему имущества (ч. 3 ст. 160 УК РФ).
Статья: Разграничение получения взятки и мошенничества: изменение позиции Пленума не повлекло изменений в судебной практике
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 8, 9)Однако в 2019 г. абзац первый п. 24 Постановления N 24 был изменен и теперь содержит такое разъяснение: "Получение должностным лицом... ценностей за совершение действий (бездействия), которые входят в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения (здесь и далее выделено мной. - П.Я.), а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки... вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие)".
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, NN 8, 9)Однако в 2019 г. абзац первый п. 24 Постановления N 24 был изменен и теперь содержит такое разъяснение: "Получение должностным лицом... ценностей за совершение действий (бездействия), которые входят в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения (здесь и далее выделено мной. - П.Я.), а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки... вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие)".
Статья: Признание лица потерпевшим по уголовным делам о получении взятки
(Халиков А.Н.)
("Законность", 2025, N 2)в) лицо не воспользовалось результатами действий должностного лица в виде совершения действий (бездействия) в его пользу или представляемых им лиц, способствования таким действиям либо общего покровительства или попустительства по службе в интересах лица, передавшего взятку (ч. 1 ст. 290 УК);
(Халиков А.Н.)
("Законность", 2025, N 2)в) лицо не воспользовалось результатами действий должностного лица в виде совершения действий (бездействия) в его пользу или представляемых им лиц, способствования таким действиям либо общего покровительства или попустительства по службе в интересах лица, передавшего взятку (ч. 1 ст. 290 УК);
Статья: Проблемы применения норм о взыскании в доход государства имущества, полученного по сделкам, противным основам правопорядка или нравственности
(Девицкий Э.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)На этой основе была сформирована обширная судебная практика по искам прокуроров о применении гражданско-правовых последствий преступлений в виде взыскания в доход государства денежных средств <1>. Правила ст. 169 ГК РФ применяются судами к сделкам по купле-продаже наркотических средств <2>, оказанию услуг, связанных с постановкой на фиктивный регистрационный учет по месту пребывания в жилом помещении <3>, получением взятки <4>, получением денег за общее покровительство в рамках исполнения обязательств по договорам хозяйственного общества (коммерческий подкуп) <5>.
(Девицкий Э.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)На этой основе была сформирована обширная судебная практика по искам прокуроров о применении гражданско-правовых последствий преступлений в виде взыскания в доход государства денежных средств <1>. Правила ст. 169 ГК РФ применяются судами к сделкам по купле-продаже наркотических средств <2>, оказанию услуг, связанных с постановкой на фиктивный регистрационный учет по месту пребывания в жилом помещении <3>, получением взятки <4>, получением денег за общее покровительство в рамках исполнения обязательств по договорам хозяйственного общества (коммерческий подкуп) <5>.
Статья: Покровительство и патронаж: коррупционные отношения в современной России
(Галлямов О.О.)
("Российский судья", 2025, N 1)Статья посвящена анализу феномена покровительства и патронажа в контексте коррупционных отношений, оказывающих влияние на функционирование государственных и частных институтов в современной России. В работе раскрываются различные формы протекции, включая экономический и политический патронаж, который может проявляться в виде незаконного предоставления преимуществ на основе личных связей, а не профессиональных заслуг. Рассматриваются правовые аспекты общего покровительства и попустительства по службе, их связь с коррупционными схемами в бизнесе и государственной сфере.
(Галлямов О.О.)
("Российский судья", 2025, N 1)Статья посвящена анализу феномена покровительства и патронажа в контексте коррупционных отношений, оказывающих влияние на функционирование государственных и частных институтов в современной России. В работе раскрываются различные формы протекции, включая экономический и политический патронаж, который может проявляться в виде незаконного предоставления преимуществ на основе личных связей, а не профессиональных заслуг. Рассматриваются правовые аспекты общего покровительства и попустительства по службе, их связь с коррупционными схемами в бизнесе и государственной сфере.
Статья: Момент юридического окончания продолжаемого преступления
(Курсаев А.В.)
("Законность", 2025, N 3)Например, виновному (взяткополучателю) за общее покровительство и попустительство по службе было по договору участия в долевом строительстве жилья передано право на квартиру стоимостью 1 млн 149 тыс. руб. Взяткодатель в счет оплаты по договору внес 295 тыс. руб. и планировал внести денежные средства в полном объеме, но в связи с возбуждением уголовного дела в отношении взяткополучателя прекратил выплаты. Суды посчитали, что взяткополучатель свой преступный умысел, направленный на получение лично взятки в особо крупном размере, реализовать не смог по независящим от него обстоятельствам ввиду отсутствия со стороны взяткодателя полной оплаты стоимости квартиры, и квалифицировали его действия как покушение на взятку в особо крупном размере по ч. 3 ст. 30 и ч. 6 ст. 290 УК. По кассационному представлению прокурора судебные акты были отменены с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку суды не учли, что получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению <13>.
(Курсаев А.В.)
("Законность", 2025, N 3)Например, виновному (взяткополучателю) за общее покровительство и попустительство по службе было по договору участия в долевом строительстве жилья передано право на квартиру стоимостью 1 млн 149 тыс. руб. Взяткодатель в счет оплаты по договору внес 295 тыс. руб. и планировал внести денежные средства в полном объеме, но в связи с возбуждением уголовного дела в отношении взяткополучателя прекратил выплаты. Суды посчитали, что взяткополучатель свой преступный умысел, направленный на получение лично взятки в особо крупном размере, реализовать не смог по независящим от него обстоятельствам ввиду отсутствия со стороны взяткодателя полной оплаты стоимости квартиры, и квалифицировали его действия как покушение на взятку в особо крупном размере по ч. 3 ст. 30 и ч. 6 ст. 290 УК. По кассационному представлению прокурора судебные акты были отменены с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку суды не учли, что получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению <13>.
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Какими же критериями следует руководствоваться при разграничении взяточничества и мошенничества? В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки или коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействовать).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Какими же критериями следует руководствоваться при разграничении взяточничества и мошенничества? В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его служебные полномочия либо которым оно может способствовать в силу своего должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе следует квалифицировать как получение взятки или коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействовать).
Статья: Проблемы разграничения совокупности получения взятки от нескольких лиц и продолжаемого преступления
(Кравченко Р.М.)
("Законность", 2025, N 4)Представляется, что приведенный вывод также основан на неверном уяснении позиции Верховного Суда РФ, который в п. 21 Постановления N 24 разъясняет вопрос квалификации продолжаемого взяточничества в случаях систематического получения взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом. В этом случае систематичность является признаком поведения должностного лица, а не количества фактов получения взятки. Получая взятку за общее покровительство или попустительство по службе, должностное лицо принимает на себя обязательство осуществлять протекцию взяткодателю или представляемому им лицу, т.е. на систематической основе представлять его к поощрительным выплатам, не применять к нему меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
(Кравченко Р.М.)
("Законность", 2025, N 4)Представляется, что приведенный вывод также основан на неверном уяснении позиции Верховного Суда РФ, который в п. 21 Постановления N 24 разъясняет вопрос квалификации продолжаемого взяточничества в случаях систематического получения взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом. В этом случае систематичность является признаком поведения должностного лица, а не количества фактов получения взятки. Получая взятку за общее покровительство или попустительство по службе, должностное лицо принимает на себя обязательство осуществлять протекцию взяткодателю или представляемому им лицу, т.е. на систематической основе представлять его к поощрительным выплатам, не применять к нему меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.