ОбрАзовательный процесс в условиях коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу ОбрАзовательный процесс в условиях коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)С развитием в мире сети Интернет расширилась доступность иностранных студентов к образовательным ресурсам всех ведущих образовательных учреждений планеты, что способствовало развитию онлайн-образования и в конечном счете сказалось на динамике процесса интернационализации образования. Пандемия COVID-19 ускорила данный процесс. За последние годы в мире созданы принципиально новые образовательные онлайн-проекты - массовые открытые онлайн-курсы (MOOC, англ. Massive Open Online Courses), - это Coursera, EdX, Udacity и др. За период 2011 - 2018 годов более 900 университетов мира создали открытые онлайн-курсы, которые посетили более 101 млн человек в мире <35>.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)С развитием в мире сети Интернет расширилась доступность иностранных студентов к образовательным ресурсам всех ведущих образовательных учреждений планеты, что способствовало развитию онлайн-образования и в конечном счете сказалось на динамике процесса интернационализации образования. Пандемия COVID-19 ускорила данный процесс. За последние годы в мире созданы принципиально новые образовательные онлайн-проекты - массовые открытые онлайн-курсы (MOOC, англ. Massive Open Online Courses), - это Coursera, EdX, Udacity и др. За период 2011 - 2018 годов более 900 университетов мира создали открытые онлайн-курсы, которые посетили более 101 млн человек в мире <35>.
Статья: Организация воспитательной работы с обучающимися в вузах ФСИН России в период пандемии: опыт Академии ФСИН России
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Пандемия Covid-19 внесла серьезные изменения во все сферы жизни и деятельности нашего государства и общества, заставив пересмотреть многие традиционные подходы к жизни и деятельности, в том числе и в образовательной сфере. "Пандемия коронавируса запустила цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях, и происходит она гораздо быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов" <1>. Не обошла эта проблема и образовательные организации ФСИН России, которые во многом перестроили свою деятельность по организации и реализации учебно-воспитательного процесса с курсантами и студентами.
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Пандемия Covid-19 внесла серьезные изменения во все сферы жизни и деятельности нашего государства и общества, заставив пересмотреть многие традиционные подходы к жизни и деятельности, в том числе и в образовательной сфере. "Пандемия коронавируса запустила цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях, и происходит она гораздо быстрее, чем это планировалось последние несколько лет в рамках различных национальных проектов" <1>. Не обошла эта проблема и образовательные организации ФСИН России, которые во многом перестроили свою деятельность по организации и реализации учебно-воспитательного процесса с курсантами и студентами.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1047
"Об организации образовательного процесса в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об организации образовательного процесса в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Дистанционная форма отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19 и ее влияние на российскую экономику
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Не обошла стороной пандемия COVID-19 и сферы высшего образования, производства, торговли, исполнения контрактов, осуществления трудовой деятельности и других отраслей жизни субъектов гражданского права. По понятным причинам, например, очное высшее образование было значительно ограничено, в процессах обучения преобладало дистанционное образование <1>, сутью которого является возможность получения студентами конечного образовательного продукта без личного контакта с преподавателем высшей школы. Несмотря на сложность ситуации с заболеванием, высокий уровень российской информатизации и цифровизации позволил быстро адаптироваться студентам, преподавателям, работникам, работодателям, государству. Вероятно, случись такое событие, как пандемия COVID-19, лет 30 - 40 назад, о дистанционной форме взаимодействия субъектов гражданского права через Интернет вести речь было бы, пожалуй, невозможно.
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Не обошла стороной пандемия COVID-19 и сферы высшего образования, производства, торговли, исполнения контрактов, осуществления трудовой деятельности и других отраслей жизни субъектов гражданского права. По понятным причинам, например, очное высшее образование было значительно ограничено, в процессах обучения преобладало дистанционное образование <1>, сутью которого является возможность получения студентами конечного образовательного продукта без личного контакта с преподавателем высшей школы. Несмотря на сложность ситуации с заболеванием, высокий уровень российской информатизации и цифровизации позволил быстро адаптироваться студентам, преподавателям, работникам, работодателям, государству. Вероятно, случись такое событие, как пандемия COVID-19, лет 30 - 40 назад, о дистанционной форме взаимодействия субъектов гражданского права через Интернет вести речь было бы, пожалуй, невозможно.
Статья: Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Источник: Тарасенко А.И. Об особенностях организации образовательного процесса для иностранных обучающихся в период распространения новой коронавирусной инфекции: материалы научно-практической конференции "Экспорт образования как основа экономического развития Российской Федерации: российский и международный опыт" от 20 ноября 2020 г. URL: http://conf.rudn.ru/conf/vicerector-2020/data/tarasenko.pdf (дата обращения: 20.03.2021) <8>.
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Источник: Тарасенко А.И. Об особенностях организации образовательного процесса для иностранных обучающихся в период распространения новой коронавирусной инфекции: материалы научно-практической конференции "Экспорт образования как основа экономического развития Российской Федерации: российский и международный опыт" от 20 ноября 2020 г. URL: http://conf.rudn.ru/conf/vicerector-2020/data/tarasenko.pdf (дата обращения: 20.03.2021) <8>.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- дистанционный порядок предоставления образовательных услуг <9> и др.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)- дистанционный порядок предоставления образовательных услуг <9> и др.
Статья: Цифровизация профессиональной юридической деятельности и образовательного процесса: понятие и тенденции развития
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Всплеск интереса к цифровизации связан с началом пандемии COVID-19 в мире, в результате которого профессиональная и образовательная сферы, в том числе юридическая, были переведены на удаленный режим функционирования. В полной мере это коснулось образовательного процесса, который практически полностью перешел на "удаленку".
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Всплеск интереса к цифровизации связан с началом пандемии COVID-19 в мире, в результате которого профессиональная и образовательная сферы, в том числе юридическая, были переведены на удаленный режим функционирования. В полной мере это коснулось образовательного процесса, который практически полностью перешел на "удаленку".
Статья: Экспорт российского образования в современных реалиях: проблемы и перспективы
(Гусевская Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)- экономические: растущая инфляция, падение уровня жизни, надвигающаяся рецессия, вызванные вначале пандемией COVID-19, а затем непродуманной антироссийской санкционной политикой, во многих регионах мира приведут к тому, что выбор дорогостоящего образования за рубежом будет доступен немногим семьям;
(Гусевская Н.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)- экономические: растущая инфляция, падение уровня жизни, надвигающаяся рецессия, вызванные вначале пандемией COVID-19, а затем непродуманной антироссийской санкционной политикой, во многих регионах мира приведут к тому, что выбор дорогостоящего образования за рубежом будет доступен немногим семьям;
Готовое решение: Как СМСП и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса получить субсидии на карантин и на нерабочие дни (не актуализируется с 5 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)по состоянию на 1 июля 2021 г. организация включена в реестр НКО, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, или в реестр СОНКО;
(КонсультантПлюс, 2023)по состоянию на 1 июля 2021 г. организация включена в реестр НКО, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, или в реестр СОНКО;
Статья: Муниципальная реформа в России в контексте мировых моделей организации местного самоуправления в федеративных системах
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Местное самоуправление, несмотря на существующие в Основном Законе гарантии, на практике подвержено ограничениям в финансовых возможностях в связи с развитием концепции государства всеобщего благосостояния, подразумевающей расширение социальных гарантий населения за счет целенаправленного распоряжения публичными фондами <27>. В кризисных условиях, требующих не только единого целеполагания, но и централизованного управления публичными фондами в рамках глобальных политических вызовов (решение проблем военных беженцев, преодоление энергетического кризиса и последствий пандемии COVID-19), происходит не только уменьшение собственных средств местных бюджетов, но и увеличение их зависимости от вышестоящих уровней государственной власти <28>. При этом централизация происходит также и в рамках вполне ординарных управленческих процессов борьбы с безработицей и стандартизации школьного образования (прежде всего в плане цифровизации) <29>. В литературе особо отмечается, что местное самоуправление согласно конституционному праву Германии является не субъективным конституционным правом ее граждан, но одной из институциональных гарантий их коллективной политической деятельности <30>. Так, Федеральный конституционный суд трактует местное самоуправление как "активизацию участвующих в решении их собственных вопросов субъектов, которая способствует объединению коренящихся в местном сообществе сил народа для осуществления под собственную ответственность публичных задач его малой родины с целью обеспечения благосостояния жителей и сохранения исторического и локального своеобразия" <31> (курсив мой. - В.К.), а самим общинам предоставляет особую форму защиты своих прав - муниципальную конституционную жалобу (нем.: Kommunalverfassungsbeschwerde). Нельзя не отметить также, что германские коммуны, хотя и вынуждены увеличивать свои расходы, обладают широкими полномочиями в экономической сфере. Так, помимо местных налогов, ощутимым источником пополнения местных бюджетов, играющим большую роль при решении вопросов местного значения, является широкомасштабная деятельность муниципальных предприятий <32>.
(Корольков В.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Местное самоуправление, несмотря на существующие в Основном Законе гарантии, на практике подвержено ограничениям в финансовых возможностях в связи с развитием концепции государства всеобщего благосостояния, подразумевающей расширение социальных гарантий населения за счет целенаправленного распоряжения публичными фондами <27>. В кризисных условиях, требующих не только единого целеполагания, но и централизованного управления публичными фондами в рамках глобальных политических вызовов (решение проблем военных беженцев, преодоление энергетического кризиса и последствий пандемии COVID-19), происходит не только уменьшение собственных средств местных бюджетов, но и увеличение их зависимости от вышестоящих уровней государственной власти <28>. При этом централизация происходит также и в рамках вполне ординарных управленческих процессов борьбы с безработицей и стандартизации школьного образования (прежде всего в плане цифровизации) <29>. В литературе особо отмечается, что местное самоуправление согласно конституционному праву Германии является не субъективным конституционным правом ее граждан, но одной из институциональных гарантий их коллективной политической деятельности <30>. Так, Федеральный конституционный суд трактует местное самоуправление как "активизацию участвующих в решении их собственных вопросов субъектов, которая способствует объединению коренящихся в местном сообществе сил народа для осуществления под собственную ответственность публичных задач его малой родины с целью обеспечения благосостояния жителей и сохранения исторического и локального своеобразия" <31> (курсив мой. - В.К.), а самим общинам предоставляет особую форму защиты своих прав - муниципальную конституционную жалобу (нем.: Kommunalverfassungsbeschwerde). Нельзя не отметить также, что германские коммуны, хотя и вынуждены увеличивать свои расходы, обладают широкими полномочиями в экономической сфере. Так, помимо местных налогов, ощутимым источником пополнения местных бюджетов, играющим большую роль при решении вопросов местного значения, является широкомасштабная деятельность муниципальных предприятий <32>.
Статья: Влияние цифровизации на формы реализации конституционных прав человека в России
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Ключевым конституционным правом человека, реализация которого максимально трансформируется под воздействием цифровизации, является право на образование. Оно закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Данное право обрело новые формы реализации в период эпидемии COVID-19. Образовательные учреждения из-за необходимости соблюдения требований в условиях распространения коронавирусной инфекции вынужденно перешли на дистанционный формат обучения, поскольку такой формат обучения был необходим для социальной изоляции и замедления роста новых случаев заражения. Однозначно оценить этот переход очень сложно, поскольку, с одной стороны, государство попыталось создать возможность для осуществления конституционного права каждого на образование, с другой стороны, этот формат обнажил многие социальные, экономические, демографические, информационные, технологические и иные проблемы в государстве и обществе. Не все субъекты образовательного процесса оказались готовы к такой трансформации <15>.
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Ключевым конституционным правом человека, реализация которого максимально трансформируется под воздействием цифровизации, является право на образование. Оно закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Данное право обрело новые формы реализации в период эпидемии COVID-19. Образовательные учреждения из-за необходимости соблюдения требований в условиях распространения коронавирусной инфекции вынужденно перешли на дистанционный формат обучения, поскольку такой формат обучения был необходим для социальной изоляции и замедления роста новых случаев заражения. Однозначно оценить этот переход очень сложно, поскольку, с одной стороны, государство попыталось создать возможность для осуществления конституционного права каждого на образование, с другой стороны, этот формат обнажил многие социальные, экономические, демографические, информационные, технологические и иные проблемы в государстве и обществе. Не все субъекты образовательного процесса оказались готовы к такой трансформации <15>.
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Руководство учебного заведения с требованиями студентов о перерасчете платы за обучение не было согласно. Оно считало, что студентам была обеспечена непрерывность образовательного процесса и переход на дистанционный формат обучения не повлиял на его качество. Более того, переход на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии был произведен вузом не по своему желанию, а во исполнение п. 17 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказа Минобрнауки России от 11.11.2020 N 1402 "О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования". При этом переход носил временный и вынужденный характер, являясь оперативной мерой реагирования на беспрецедентную угрозу жизни и здоровью людей, которая была принята учебным заведением не по собственной инициативе, а во исполнение требований законодательства РФ в сфере образования.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Руководство учебного заведения с требованиями студентов о перерасчете платы за обучение не было согласно. Оно считало, что студентам была обеспечена непрерывность образовательного процесса и переход на дистанционный формат обучения не повлиял на его качество. Более того, переход на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии был произведен вузом не по своему желанию, а во исполнение п. 17 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказа Минобрнауки России от 11.11.2020 N 1402 "О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования". При этом переход носил временный и вынужденный характер, являясь оперативной мерой реагирования на беспрецедентную угрозу жизни и здоровью людей, которая была принята учебным заведением не по собственной инициативе, а во исполнение требований законодательства РФ в сфере образования.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Расследование и учет несчастных случаев, происшедших со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования во время учебно-воспитательного процесса в указанных образовательных учреждениях, осуществляются в соответствии с Приказом Минобрнауки от 27.06.2017 N 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность".
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Расследование и учет несчастных случаев, происшедших со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования во время учебно-воспитательного процесса в указанных образовательных учреждениях, осуществляются в соответствии с Приказом Минобрнауки от 27.06.2017 N 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность".